Этикет и культура Вашего общения
Знание этикета и основных требований культуры общения необходимы педагогу как для себя, так и для обучения своих воспитанников. Подберите ответы, которые более всего соответствуют манере Вашего поведения, и запишите их индексы (например, 1а, 2в, 3б и т. д.).
1. Если Вас приглашает в гости человек, которому Вы не симпатизируете, примете ли Вы его приглашение? а) да; б) только в исключительном случае; в) нет.
2. Представьте, что в гостях Вы вынуждены сидеть около человека, которого считаете своим врагом. Как Вы себя поведете? а) не будете обращать на него внимания; б) будете отвечать только на его вопросы; в) попытаетесь завязать с ним непринужденный разговор.
3. Вы только что собрались позвонить в одну квартиру. Внезапно слышите, что за дверью возник семейный спор. Что Вы делаете? а) все-таки звоните; б) подождете, пока спор прекратится; в) уйдете.
4. Что Вы сделаете, если Вам в гостях предложат нелюбимое блюда? а) несмотря на отвращение, съедите его; б) скажете хозяевам, что не можете этого сделать; в) пожалуетесь на отсутствие аппетита.
5. Какой бутерброд со стола Вы обычно выбираете? а) самый лучший; б) самый маленький; в) ближайший к Вам.
6. Что Вы предпримете, если в компании внезапно наступит перерыв в разговоре? а) подождете, пока кто-нибудь начнет разговор; б) сами найдете какую-нибудь тему.
7. Представьте, что Вы попали в неприятную ситуацию. Расскажете ли Вы об этом своим знакомым? а) обязательно; б) только друзьям; в) ни одному человеку.
8. Добавляете ли Вы что-либо от себя, пересказывая чужую историю? а) да; б) с незначительными "улучшениями"; в) нет.
9. Носите ли Вы с собой фотографию любимого человека и показываете ли ее окружающим? а) да; б) нет; в) никогда.
10. Что Вы делаете, если не поняли рассказанной шутки? а) смеетесь вместе с остальными; б) остаетесь серьезным; в) просите, чтобы кто-нибудь объяснил смысл этой шутки.
11. Что Вы предпринимаете, если, находясь в компании, почувствовали резкую головную боль? а) тихо терпите; б) просите таблетку от головной боли; в) идете домой.
12. Что Вы делаете, если, находясь в гостях, узнаете, что по телевидению должны начать интересующую вас программу? а) просите, чтобы хозяин включил телевизор;
б) начинаете смотреть телевизор в соседней комнате, чтобы не помешать остальным гостям; в) отказываетесь от интересующей вас передачи.
13. Вы находитесь в гостях. Когда Вы чувствуете себя лучше? а) когда развлекаете гостей; б) когда Вас развлекают другие.
14. Решаете ли Вы заранее, как долго будете оставаться в гостях? а) нет; б) иногда; в) да.
15. Корреспондент газеты берет у Вас интервью. а) Вам льстит, что интервью с Вами напечатают в газете; б) Вы хотели бы, чтобы это было уже в прошлом; в) Вам это совершенно безразлично.
16. Можете Вы объективно оценивать людей, которых не можете терпеть? а) безусловно; б) только в виде исключения; в) не задумывались над таким вопросом.
17. Соглашаетесь ли Вы с мнением других людей, даже если оно справедливо, но для вас неблагоприятно? а) не всегда; б) если оно подтверждает Ваше мнение; в) а, собственно говоря, зачем я должен это делать?
18. Когда Вы обычно прекращаете спорить? а) чем скорее, тем лучше; б) когда спор не имеет никакого смысла; в) после того как Вы сумеете убедить своего оппонента.
19. Если Вы знаете стихи, то будете ли читать их в обществе? а) с удовольствием; б) если об этом попросят; в) ни в коем случае.
20. Представьте, что Вы живете во времена графа Монте Кристо, сидите в подземной тюрьме и внезапно узнаете, что в соседней камере заключен Ваш самый злейший враг. Когда Вы начнете с ним перестукиваться? а) как можно скорее; б) когда не сможете больше терпеть одиночества; в) никогда.
21. Встречаете ли Вы Новый год на главной площади города? а) да; б) нет; в) под Новый год я всегда сплю.
Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами пунктами и их оценкой в табл. 3.
Таблица 3
а | б | в | а | б | в | ||
Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
280-300 баллов. Возникает подозрение, что Вы не всегда искренне отвечали. Проверьте себя еще раз;
200-280 баллов. Вы должно быть довольны собой. В основном это относится к Вашим коммуникативным способностям. Вы охотно проводите свободное время среди людей и в любом обществе являетесь желанным участником. Вы обладаете живым умом, впечатлительны, хороший слушатель и рассказчик. Эти и некоторые другие способности приводят к тому, что Вы часто становитесь душой общества;
100-200 баллов. Ваше отношение к общению нелегко определить. С одной стороны, Вы обладаете свойствами и наклонностями, которые делают Вас приятным членом общества. С другой стороны, прочие качества Вашего характера как бы тормозят первые. В целом в компании Вы можете чувствовать себя вполне удовлетворительно. Однако Вам нелегко удается приспосабливаться к любому окружению. Это зависит также и от Вашего настроения. Но среди людей, которым Вы симпатизируете, Вы чувствуете себя довольно комфортно;
50-100 баллов. Как правило, Вы любите одиночество. В узком семейном кругу Вы чувствуете себя значительно лучше, чем в большой компании. Кстати, многие знаменитые личности, вошедшие в историю, нередко принадлежали к этой категории людей;
50 баллов и меньше. Вам нужно стараться быть пообщительней.
И еще одно: постарайтесь отнестись к своему результату с юмором.
Основная литература
1. Дусенко С.В. Профессиональная этика и этикет/С.В. Дусенко.- М., 2012.
2. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособ.для студ. вузов/Т.В. Мишаткина.- Ростовн/Д; Мн.- 2004.
3. Скворцов А.А. Этика: учеб. для бакалавров/А.А. Скворцов; под общ. ред. А.А. Гусейнова.- М., 2012.
Дополнительная литература
1. Авдеева И. А. Место профессиональной этики в системе этического знания // Вестник Тамбовского университета. Кафедра философии и культурологии. Приложение к журналу. – Тамбов, 2009. – С.106-117; то же [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/164/7168.php
2. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001
3. Андреев В.И. Педагогическая этика: инновац. курс для нравств. саморазвития / В.И. Андреев.- Казань: ЦИТ, 2003.
4. Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное / Д.А. Белухин.- М.: МПСИ, 2007.
5. Горелов А. А. Этика: учебное пособие/ А.А. Горелов.— М.: Флинта, 2011; То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/83433/
6. Ермолович М. М. Педагогическая деонтология в образовательном пространстве / М.М. Ермолович. -[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/5846/1/педагогическая%20деонтология.pdf
7. Канке А. А. Профессиональная этика и психология делового общения : учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая.− М. : ИНФРА-М, 2009.
8. Кертаева Г.М. Профессионально-этические нормы социальной работы [Текст] / Г.М. Кертаева // Основы педагогической деонтологии : учеб. пособ. – Павлодар, 2009. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://lib.convdocs.org/docs/index-244087.html
9. Кодекс профессиональной этики педагога.- [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.irro.ru/content/уважаемые-коллеги-74
10. Кодекс профессиональной этики педагога дошкольного образовательного учреждения.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ds-42.nios.ru/p38aa1.html
11. Кодекс этики социального работника и социального педагога.-[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://socobraz.ru/index.php/СоцОбраз:Кодекс_этики_социального_работника_и_социального_педагога
12. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности/ Е.А. Красникова.- М., 2004.
13. Кременцова К.А. Деонтологические вопросы в социальной педагогике / К.А. Кременцова.- .-[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://litcey.ru/ekonomika/1006/index.html?page=8
14. Кузнецов И.Настольная книга практикующего педагога / И. Кузнецов.- М.: Издательство: РОСБУХ, ГроссМедиа, 2008. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://pdf.kamunikat.org/22805-1.pdf
15. Кустова Н. А. Этика в профессиональной культуре педагога / Н.А. Кустова.- [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/etika-v-professionalnoy-kulture-pedagoga
16. Лаврентьева Н. Б. Педагогическая этика: учеб. пособие / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева.- Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.- - [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.actpa.su/2013/01/20/pedetik/
17. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии/ К.М. Левитан. - М., - 2004.
18. Профессиональная этика/ под ред. М.Н. Росенко. СПб., 2006
19. Липский И. Кодекс этики социального педагога и социального работника – основа профессиональной позиции / И. Липский // Социальная педагогика.- 2006.- №2.
20. Малиновский А.А. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение / А.А.Малиновский // Журнал российского права. – 2008. – №4. – С.39-44.
21. Мамонтова О. Профессиональная этика как область знания: генезис, структура и особенности развития // Мамонтова О. Совет по прессе как институт саморегулирования СМИ в России и за рубежом. – LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/knigi-i-stati/1913-professionalnaya-etika-kak-oblast-znaniya-genezis-struktura-i-osobennosti-razvitiya
22. Маркова В.И. Этика делового общения: метод. пособие для студ. ОЗО / В.И. Маркова.- Ноябрьск, 2013.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/filologicheskie-nauki/library/posobie-etika-delovogo-obshcheniya-dlya-zaochnogo-otdeleniya
23. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога/Р.В. Овчарова.- М., 2001.
24. Подопригора М.Г. Деловая этика: учеб. пособие / М.Г. Подопригора.- Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. –[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m243/4_1.htm
25. Сариева А. Б. Понятие о педагогической этике и её задачи/ А. Б. Сариева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/60/2548/
26. Солоницына А. А. Профессиональная этика и этикет: учебник/ А.. Солоницына- Владивосток, 2005. .- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://textb.net/15/index.html
27. Сухова Е.И. Педагогическая этика : словарь-справочник : учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений / Е.И. Сухова, Н.Ю. Зубенко. – Москва : Экон-информ, 2012. –
28. Успенский В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.Б. Успенский, А.П. Чернявская. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003; то же [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=40273
29. Шептенко П.А.Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208с.
30. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/eticheskiy_kodeks_pedagoga-psihologa
31. Якушева С.Д. Педагогическая этика как элемент мастерства преподавателя вуза/ С.Д. Якушева//Вестник Новгородского государственного университета..- 2011.-№64.- С.69-72.-[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/1007803
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
по курсу «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»
1.Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «профессиональная этика».
2.Мораль: понятие, природа, структура, функции.
3.Общие моральные понятия (идеал, добро и зло, долг и совесть, добродетель и порок, счастье)
4.Профессиональная этика в системе общего и прикладного этического знания.
5.Понятие, предмет задачи и основные функции профессиональной этики.
6.Специфика и разновидности профессиональной этики.
7.Понятия профессиональный долг и профессиональная ответственность, их содержание и смысл.
8.Основные категории профессиональной этики. Их содержание.
9.Понятие и основные черты профессиональной морали.
10. Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность.
11. Частные принципы профессиональной этики.
12. Профессиональные деонтологии и моральные кодексы.
13. Специфика психолого-педагогической деятельности.
14. Профессиональная этика педагога: сущность, содержание, функции.
15. Моральные ценности и их отражение в категориях педагогической этики.
16. Деонтологические основы педагогической деятельности.
17. Профессионально-этический кодекс педагогов, его функции и механизм исполнения.
18. Этика отношений в системе «педагог – учащийся».
19. Этика отношений в системе «педагог – педагог».
20. Морально-этические аспекты руководства педагогическим коллективом.
21. Нравственные аспекты взаимоотношений педагога и родителей (опекунов) учащихся.
22. Этика делового общения в психолого-педагогической деятельности.
23. Деловой этикет в деятельности педагога.
24. Этикет в профессиональной деятельности: генезис понятия, содержание.
25. Основные нормы и принципы этикета в психолого-педагогической деятельности.
26. Правила этикета для типичных профессиональных ситуаций.
27. Этические качества личности и их проявления в профессиональной деятельности социального педагога.