Анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов, высказываний
Афоризмы, высказывания замечательных людей, пословицы и поговорки заключают в себе глубокую мудрость, открытие которой побуждает учащихся к размышлениям над нравственными проблемами. Вместе с тем они чаще всего используются в этических беседах как иллюстративный материал, подтверждающий проводимую учителем мысль. Надо избегать такого подхода к их использованию, выбирать афоризмы и пословицы неоднозначные, смысл которых не лежит на поверхности, и создавать ситуации размышления, раздумья, проникновения в их внутренний смысл.
Так, основой для размышлений школьников над проблемой самосовершенствования могут стать известные слова: "Посеешь слово - пожнёшь поступок, посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу". Анализ данного высказывания позволит учителю выстроить беседу об ответственности человека за свою судьбу, о задачах и направлении самосовершенствования.
Существуют афоризмы особого рода, так называемые парадоксы, которые содержат противоречие внутри себя и позволяют создавать проблемную ситуацию, стимулирующую оценочную деятельность школьников. Мастером таких парадоксов был Бернард Шоу. Его высказывания позволяют с новой, неожиданной стороны рассмотреть многие нравственные проблемы. Вот некоторые из них: "Свобода означает ответственность. Вот почему многие её боятся". "Для счастья нужно устать". "Чувство величия - одно из проявлений ничтожества".
Для анализа противоречия между нравственным сознанием и поведением личности можно предложить школьникам старый, сформулированный ещё в античности парадокс: "Вижу и одобряю лучшее, но избираю худшее". Как вы думаете, в чем его смысл? Проникновение в сущность данного высказывания позволяет выявить как субъективные, так и объективные причины рассогласованности между сознанием и поведением личности, определить условия и пути их гармонизации.
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ
Один из наиболее распространенных способов создания проблемной ситуации, т.е. психологического состояния затруднения, характеризующегося потребностью и стремлением разрешить заключающееся в проблеме противоречие, является постановка проблемных вопросов. К сожалению, зачастую под проблемным вопросом понимается любой сложный вопрос, требующий размышления, анализа нравственных явлений. Между тем, проблемным вопрос является лишь в том случае, если в нём четко просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное. Это противоречие отражается в структуре вопроса: в нём явно выделяются две части (как в противоречивых высказываниях или парадоксах).
Осмысливая со старшеклассниками сущность гуманистической морали, можно предложить следующий вопрос:
- Этика начинается с мысли, что человек стремится не просто к жизни, а к жизни хорошей, достойной. Почему же сегодня жизнь провозглашается высшей привилегией и ценностью независимо от того, какая это жизнь? (Анализ данной проблемы см.: Гусейнов А. Золотое правило нравственности. – М., 1988. – С. 239-245).
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЫБОР
Прием, позволяющий не только диагностировать с помощью создания воображаемых ситуаций нравственного выбора и на основе их обсуждения выборов учащихся создать ситуацию осознания и переосмысления ценностных приоритетов.
Так, с целью осознание ценности таких человеческих качеств, как чуткости, эмпатии - стремления понимать состояния другого человека и умения проявлять это понимание, предложите им определить свои действия в следующей ситуации:
Света долго и упорно готовилась к уроку истории. Она выучила всё, что задал учитель, продумала, как будет отвечать завтра на уроке, выстроила свой ответ. Но на следующий день, когда учитель спросил её, вдруг растерялась и не смогла рассказать всё так, как хотела. Учитель недовольно покачал головой и поставил ей тройку. После урока, когда все вышли из класса, она сидела за партой, опустив голову. Слезы навертывались на глаза. К ней подошла подруга и сказала:
а) ну что ты расстраиваешься. Сама виновата. Надо было собраться и спокойно всё ответить. Я бы на твоём месте сказала, что учила, и попросила спросить меня снова;
б) ну что ты плачешь. Подумаешь, тройку получила. Не обращай внимания. Стоит из-за этого расстраиваться;
в) ты ведь все выучила, я знаю. Наверное, ты в этот момент просто растерялась и всё забыла;
г) тебе, наверное, так плохо, ведь ты всё приготовила, так старалась. Я так понимаю тебя;
д) присела бы рядом, обняв её рукой, и выслушала всё, что Света ей скажет.
· Какой из вариантов выбрал бы ты?
· В каком из них проявляется больше понимания?
· Как научиться понимать других людей?
Коммуникативное письмо
Значение приёмов создания ситуаций ценностного самоопределения, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Как бы хороши ни были коллективные, совместные виды ценностного выбора, основным условием духовно-нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение чувств, эмоций, мыслей и их рефлексия. В большей степени такая возможность создаётся тогда, когда, выполняя задание, ученик остаётся наедине с листом бумаги - безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства. Вот почему у многих возникает в юношеском возрасте потребность в ведении дневника. В процессе занятий необходимо создавать такие ситуации погружения в себя. А уже потом, если есть такая необходимость - возможность поделиться своими открытиями с другими. Существует целый ряд приёмов, которые можно объединить под общим названиемкоммуникативное письмо - в их основе лежит сообщение, посылаемое себе или другим.
НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Учащимся даются предложения, закончить которые они должны сами. Предложения могут быть составлены от первого лица - и в этом случае молодой человек должен определить свои действия, мысли, чувства в описываемой ситуации, или могут побуждать его определить действия другого человека - в этом случае он как бы проецирует на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли и чувства, возникающие в подобной ситуации. В любом случае ведётся запись в тетради, а затем рефлексия и совместное обсуждение мотивов, чувств, мыслей, влияющих на принятие решения.
Так, для того, чтобы привести учащихся к осознанию свободы как ценности и определению ее границ, можно предложить им следующее задание:
- Продолжите по своему усмотрению предложения:
Я думаю, что свобода - это ...
Я не свободен, так как ...
Если бы я был свободен, то ...
Я могу вспомнить случай из своей жизни, когда я чувствовал себя свободным. Это было...
Я хочу быть свободным, но мне мешает...
Я буду свободным, так как...
Для того, чтобы быть свободным, надо...
Я никогда не свободен от...
Каждый участник получает карточку с незаконченными предложениями (или они предлагаются в записи на доске, на плакате). Выбирается каждым одно или два незаконченных предложения, и по кругу каждый высказывается, завершая данное предложение.
Помимо совместного обсуждения возникающих мыслей, идей в группе, можно использоватьработу в паре, которая наиболее психологически комфортна, когда обсуждаются вопросы, касающиеся личных проблем ученика. Таким образом, создаётся ситуация самораскрытия, каждый из них получает обратную связь - подтверждение важности и ценности его мыслей, чувств, поступков, возникает помимо "внутреннего контролёра" внешний.
НАПИШИ ПИСЬМО
Ученику предлагается написать письмо самому себе...или какому-то персонажу, герою любимого произведения...значимому для него человеку, в котором он выразит все свои мысли, переживания по важному для него вопросу. Таким образом создаётся ситуация самоисповеди. самораскрытия и внутреннего самоочищения, включаются такие механизмы ценностного самоопределения, как смыслоосознание и смыслообразование.
Другой вариант данного приёма - запись своих мыслей и чувств в воображаемом дневнике, обращение к нему, как к живому собеседнику. Ученикам выдаётся лист бумаги с заданием и местом, где он может записать своё обращение:
- Вспомните, как вас сильно обидел или оскорбил лучший друг. Опишите свои чувства, а также разлад в отношениях, вызванный обидой. Напишите в дневнике, как изменились ваши отношения.
Рефлексия, углубленный самоанализ осуществляется в данной ситуации в процессе выполнения задания, поэтому нет необходимости делиться содержанием своего послания с другими. Можно лишь совместно отрефлексировать те состояния, которые возникли в процессе индивидуальной работы.
КОНТРАРГУМЕНТЫ
Приём, позволяющий организовать самоопределение и самоубеждение учащихся в ценности тех или иных общественных норм, духовных явлений, отношений, в способности к изменению, совершенствованию самого себя. С помощью этого приёма можно начать беседу, дискуссию, ответ на любой проблемный вопрос.
При обсуждении вопроса "Нужен ли человеку идеал?" можно предложить старшеклассникам взять лист бумаги, разделить его пополам, слева записать все аргументы против необходимости идеала, а затем справа - контраргументы, подтверждающие противное. Очень важно начинать с негатива - особенно в юношеском возрасте, когда любые позитивные утверждения взрослых сталкиваются со стремлением учащихся отстоять независимость суждений. Данный приём даёт возможность снять это противостояние и помочь ученикам самим прийти к позитивным утверждениям.
Предлагаем два варианта задания, выполненного разными учениками:
А –+
1. Я знаю людей, у которых нет идеалов, и они прекрасно живут. | 1.Я знаю людей, которые живут ещё лучше с идеалом. Идеал помогает человеку не останавливаться на достигнутом. |
2. Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивидуальность. | 2. Я не буду повторением, я возьму лучшее в нём и при этом останусь индивидуальностью |
3. Он будет мне мешать. В жизни возникают ситуации, когда мне придётся вступать в противоречие с идеалом. | 3. Он будет сдерживать меня от многих необдуманных поступков, от того, о чём впоследствии я могу пожалеть. |
Б – +
Идеалы мешают человеку жить сегодняшним днем и воспринимать все таким, каким оно есть в действительности. Идеалы недостижимы изначально. Они формируют стереотипы, мешающие жить в реальности. | Идеалы позволяют ориентироваться на что-то высшее, лучшее, помогают самосовершенствоваться, расти. Деятельность и жизнь становятся целенаправленными. |
Затем организуется дискуссия, анализ противоположных утверждений, выясняется сущность и смысл идеала, его место в жизни человека.
РАНЖИРОВАНИЕ
Это не только метод, дающий возможность диагностировать ценностные предпочтения учащихся, но и приём, позволяющий осознать и осмыслить свой выбор, обсудить в групповой работе индивидуальные и общие ценности. Ранжировать, то есть распределять предметы и явления по степени их значимости для личности, можно всё, что угодно: жизненные ценности, качества человека, книги, фильмы и т.д. Можно выделить два варианта использования данного приёма. Первый - когда список ценностей, предметов и явлений предлагается ученику в готовом виде, а он лишь должен выстроить ранговый ряд, расположив их от наиболее значимого до наименее значимого, и второй - когда ученикам предлагается сначала самим определить содержание ранжируемых понятий, а уже затем распределить их по степени значимости для себя.
Так, для изучения и анализа ценностных ориентации старшеклассников, в которых выражается их отношение к другим людям, можно предложить им следующее задание:
- Возьмите лист бумаги и согните его в три раза пополам, хорошо зафиксировав сгибы. В результате, когда лист развернёте, на нём ясно будут выделяться восемь частей. Запишите в центре каждой из них те качества, которые вы больше всего цените в людях (8 качеств).
А теперь разорвите бумагу по сгибам на 8 частей и разложите карточки в соответствии с тем, какое качество является для вас самым важным, затем менее важным и т.д.
Запишите эти качества в том порядке, как вы их разложили, столбиком в тетрадь.
Далее качества зачитываются, обосновывается и обсуждается их выбор. Можно проанализировать результаты и другим способом: собрать работы учащихся, составить общий ранговый ряд, а затем познакомить с результатом группового выбора, проанализировать и сравнить с индивидуальными результатами.
Работа с ранговым рядом может быть продолжена - дана самооценка учащимися степени сформированности данных качеств у каждого из них, определены пути и способы их саморазвития, составлена конкретная программа самосовершенствования.