Выполните контрольную работу по лексике.
Вариант № 1
1. Выделите доминанту, объясните, что общего между членами синонимического ряда, чем они отличаются. Составьте с каждым словом словосочетание или предложение.
Пожаловать, преподнести, подарить, презентовать.
2. Дайте определение терминам.
Энантиосемия, омофон.
3. Выделите в тексте фразеологические обороты. Каковы стилистические приемы их использования (цитация, обновление состава: расширение или сужение. контаминация и т.д.)
Аппетит приходит во время стояния в очереди. Аппетит уходит во время еды.
4. Определите значение паронимов. С какими из данных в скобках именами существительными сочетаются прилагательные-паронимы?
Гуманистический – гуманный (профессия, обращение, роман);
демонстративный – демонстрационный (поступок, зал, метод, прибор).
5. Подберите антонимы к выделенным словам.
Будничный день, веселая история.
6. Какие стилистические приемы использованы в данном отрывке?
Мир многогранен, многоцветен,
Порою добр, жесток подчас,
Он щедр и скуп, богат и беден;
Вглядись в него – он ведь для нас!
7. Найдите в тексте старославянизмы.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Вариант № 2
1. Выделите доминанту, объясните, что общего между членами синонимического ряда, чем они отличаются. Составьте с каждым словом словосочетание или предложение.
Частность, подробность, мелочь, деталь.
2. Дайте определение терминам.
Доминанта, антифразис.
3. Выделите в тексте фразеологические обороты. Каковы стилистические приемы их использования (цитация, обновление состава: расширение или сужение. контаминация и т.д.)
Он еще неясно представлял себе, что последует за получением ордеров, но был уверен, что все пойдет как по маслу: "А маслом, - почему-то вертелось у него в голове, - каши не испортишь". Между тем каша заваривалась большая.
4. Определите значение паронимов. С какими из данных в скобках именами существительными сочетаются прилагательные-паронимы?
Доверительный – доверчивый (человек. интонация, просьба);
лирический – лиричный (стихотворение, тенор, тон).
7. Подберите антонимы к выделенным словам.
Интересный репертуар, короткое письмо.
6. Какие стилистические приемы использованы в данном отрывке?
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
7. Найдите в тексте старославянизмы.
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава – отрада,
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда.
Вариант № 3
1. Выделите доминанту, объясните, что общего между членами синонимического ряда, чем они отличаются. Составьте с каждым словом словосочетание или предложение.
Помогать, содействовать, способствовать, пособлять.
2. Дайте определение терминам.
Антитеза, омоформ.
3. Выделите в тексте фразеологические обороты. Каковы стилистические приемы их использования (цитация, обновление состава: расширение или сужение. контаминация и т.д.)
Для концессионеров началась страдная пора. Остап утверждал, что стулья надо ковать, пока они горячи. Большая и тяжелая гора свалилась с плеч заведующего хозяйством.
4. Определите значение паронимов. С какими из данных в скобках именами существительными сочетаются прилагательные-паронимы?
Командированный – командировочный (человек. удостоверение);
нестерпимый – нетерпимый (поступок, боль, холод).
5. Подберите антонимы к выделенным словам.
В первую очередь, сказать правду.
6. Какие стилистические приемы использованы в данном отрывке?
И день настал. Встает с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, еще вчера
Стонавший слабо над могилой.
7. Найдите в тексте старославянизмы.
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Вариант № 4
1. Выделите доминанту, объясните, что общего между членами синонимического ряда, чем они отличаются. Составьте с каждым словом словосочетание или предложение.
Постель, кровать, ложе, койка, одр.
2. Дайте определение терминам.
Оксюморон, омограф.
3. Выделите в тексте фразеологические обороты. Каковы стилистические приемы их использования (цитация, обновление состава: расширение или сужение, контаминация и т.д.)
- В моем доме, - сказала она грозно, - пожалуйста, не становитесь ни на какие колени.
4. Определите значение паронимов. С какими из данных в скобках именами существительными сочетаются прилагательные-паронимы?
Травматический – травмотологический (институт. повреждение);
высокий – высший (потолок, круг).
5. Подберите антонимы к выделенным словам.
Находиться в движении, большой оптимист.
6. Какие стилистические приемы использованы в данном отрывке?
"Живой труп" – одно из лучших произведений Л.Н. Толстого.
7. Найдите в тексте старославянизмы.
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня.
Нормы морфологии
1. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода, отметьте случаи отсутствия родовых пар.*
балерина______________________________
баскетболистка________________________
велосипедистка________________________
гонщица______________________________
доярка_______________________________
массажистка__________________________
маникюрша___________________________
намотчица____________________________
санитарка____________________________
свинарка_____________________________
секретарша__________________________
сиделка_____________________________
солистка____________________________
спортсменка_________________________
стенографистка_______________________
студентка___________________________
телефонистка_________________________
ткачиха______________________________
фельдшерица__________________________
чемпионка___________________________
* Упражнение взято из пособия: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – 5-е изд. – М., 1987.
2. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику, отметьте случаи отсутствия существительных женского рода.*
агроном_____________________________
адвокат_____________________________
бригадир____________________________
врач_______________________________
генерал_____________________________
директор___________________________
доктор_____________________________
доцент_____________________________
защитник___________________________
инженер____________________________
инспектор__________________________
инструктор_________________________
кандидат___________________________
корреспондент______________________
космонавт__________________________
лаборант___________________________
машинист__________________________
педагог____________________________
*Упражнение взято из пособия: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – 5-е изд. – М., 1987.
3. Подберите определения, правильно согласуйте с ними приведенные ниже слова.*
Рояль______________, фамилия___________________, бра ______________, мышь _________________, картофель________________, кофе __________________, рельс ____________________, тюль______________, толь ______________________, кафе____________, молодежь ________________, туфля ______________, какаду__________, шимпанзе _____________________, пальто ______________, шоссе ________________, метро________________, мозоль _________________, табель _______________, депо ___________________, купе ____________, какао __________________, пианино __________________, меню _______, такси _____________, фойе ______________, Сочи __________________, Тбилиси _____________, леди _______________, жюри ______________, пари ____________________.
*Упражнение взято из пособия: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – 5-е изд. – М., 1987.
4. Составьте предложения или словосочетания с данными словами. Установите, отличаются ли слова каждой пары по оттенкам значения или стилистически.*
Кондукторы – кондуктора
корни – коренья
поясы – пояса
проводы – провода
пропуски – пропуска
соболи – соболя
счеты – счета
цветы – цвета
* Упражнение взято из пособия: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – 5-е изд. – М., 1987.
5. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.*
Амперы - ____________, апельсины - _________________, баклажаны - _________________, баржы - ___________, кочерги -_____________, фаты - ______________, ботинки - ___________, валенки - __________, вафли - ___________, полотенца - _____________, простыни - __________, гектары - _____________, граммы - _____________, комментарии - ________________, минеры - __________, носки - ________, плечи - _________, рельсы - __________, сапоги - __________, свадьбы - ________, солдаты - ____________, туфли - ____________, чулки - ___________, яблони - ____________, яблоки - _____________.
*Упражнение взято из пособия: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – 5-е изд. – М., 1987.
6. В чем своеобразие употребления глаголов типа мочь, стеречь, беречь? О чем надо знать для правильного написания и произношения этих глаголов?
7. Что необходимо знать для правильного употребления глаголов положить, класть, занять?
8. Подберите выражения, которыми можно заменить несуществующую форму 1 лица единственного числа будущего времени глагола защитить, очутиться.
9. Объясните различие в написании и значении глаголов оздоровить, выздороветь.
10. Почему формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида?
11. Установите ошибки в употреблении видов глагола (видовой разнобой).
Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.
Эти предложения будут внедрены, чтобы облегчить труд, повышать его производительность.
Шумел прибой, рвались снасти, взлетели ввысь обломки палубы.
12. Из приведенных в скобках слов выберите необходимые по условиям контекста, обоснуйте свой выбор.
Нам ( машут, махают) платками.
С потолка (капает, каплет).
Ветер (колышет, колыхает) листву.
Он (брызжет, брызгает)слюной.
Им (движет, двигает) чувство сострадания.
13. Выполните контрольную работу по теме "Грамматическая правильность речи".
Вариант № 1
1. Подберите определения к словам.
Токио, фасоль, кофе.
2. Составьте предложения со словами тона – тоны.
3. Найдите ошибки в употреблении падежных форм существительных, исправьте их и запишите правильно предложение.
Наш район по производству чаю, табаку и сахарного песку стоит на первом месте.
4. Сравните редакции стихотворных отрывков. Объясните предпочтение одних прилагательных другим.
Было: Когда б не княжеская Чернышовых кровь текла в вас – я б молчал.
Стало: Когда б не доблестная кровь текла в вас – я б молчал.
5. Напишите числительное словами - вернуть документы(684 пассажиры).
6. Отредактируйте предложения, укажите речевые ошибки.
Этот полюбившийся зрителям герой не сходил со сцены на экранах телевизоров четырнадцать вечеров, а затем отснятых по ним восемнадцати фильмов сериала.
Вариант № 2
1. Подберите определения к словам.
Миссисипи, какао, рояль.
2. Составьте предложения со словами лагеря – лагери.
3. Найдите ошибки в употреблении падежных форм существительных, исправьте их и запишите правильно предложение.
Все дружно принялись за уничтожение вредителя деревьев.
4. Сравните редакции стихотворных отрывков. Объясните предпочтение одних прилагательных другим.
Было: Зачем он руку дал клеветникам безбожным?
Стало: Зачем он руку дал клеветникам ничтожным?
5. Напишите числительное словами - узнать о (489 травы)
6. Отредактируйте предложения, укажите речевые ошибки.
Вся техника, которая используется в сельском хозяйстве, служит не только для того чтобы облегчить жизнь земледельцев, но и чтобы помочь растениям улучшить их жизнь.
Вариант № 3
1. Подберите определения к словам.
Бандероль, какаду, бюро.
2. Составьте предложения со словами пропуска – пропуски.
3. Найдите ошибки в употреблении падежных форм существительных, исправьте их и запишите правильно предложение.
У нас не осталось время на отдых.
4. Сравните редакции стихотворных отрывков. Объясните предпочтение одних прилагательных другим.
Было: Его свободный чудный дар.
Стало: Его свободный смелый дар.
5. Напишите числительное словами - победить с (362 очки).
6. Отредактируйте предложения, укажите речевые ошибки.
В этот день Петров вывел Джека на улицу со всеми своими медалями.
Вариант № 4
1. Подберите определения к словам.
Манго, шоу, денди.
2.Составьте предложения со словами счета – счеты.
3. Найдите ошибки в употреблении падежных форм существительных, исправьте их и запишите правильно предложение.
Ребята пролили чернило.
4. Сравните редакции стихотворных отрывков. Объясните предпочтение одних прилагательных другим.
Было: И корни мои умывает покорное (послушное) море.
Стало: И корни мои умывает холодное море.
5. Напишите числительное словами - остаться с (287 рублей).
6. Отредактируйте предложения, укажите речевые ошибки.
Когда в институт приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки.
Стилистические нормы
Упражнения к теме
- Прочитайте сведения о стилях речи, заполните таблицу.
Стиль | Сфера употребления | Подстили | Жанры | Языковые средства выражения |
Стиль | Сфера употребления | Подстили | Жанры | Языковые средства выражения |
- Выполните самостоятельную работу.
Вариант № 1
1. Объясните значение следующих слов, составьте два предложения, характерные для официально-делового стиля, с любыми из данных слов.
Абонемент, аккредитив, аттестат, анкета, бюллетень, характеристика, справка, расписка, протокол.
2. Замените нейтральные выражения стереотипами делового стиля.
Занятия по расписанию, из-за болезни, решили на собрании, дали отпуск, помогли, участвовал.
3. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов расписку в получении книг в кабинете информатики.
4. Ответьте на вопрос так, чтобы ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.
Шьют ли в ателье пальто из их материала?
5. Найдите в предложениях канцеляризмы, замените их на другие слова, соответствующие разговорному стилю речи.
Кто воспитывал детей путем бабушек и дедушек, тем легче. Автобус под управлением водителя Васильева совершил столкновение.
Вариант № 2
1. Объясните значение следующих слов, составьте два предложения, характерные для официально-делового стиля, с любыми из данных слов.
Ведомость, декрет, директива, извещение, коммюнике, автобиография, акт, доверенность, заявление.
2. Замените нейтральные выражения стереотипами делового стиля.
В прошедшем году, в настоящем месяце, сообщить, отдать распоряжение, предоставить жилплощадь, осуществить руководство.
3. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов заявление на имя декана с какой-либо просьбой.
4. Ответьте на вопрос так, чтобы ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.
Можно ли в метро заниматься коммерцией?
5.Найдите в предложениях канцеляризмы, замените их на другие слова, соответствующие разговорному стилю речи.
Следует поднять на должную высоту вопрос об уровне обслуживания клиентов в нашем салоне. Вчера ночью была гроза, и вследствие удара молнии начался пожар.
Вариант № 3
1. Объясните значение следующих слов, составьте два предложения, характерные для официально-делового стиля, с любыми из данных слов.
Биография, деловое письмо, докладная записка, инструкция, лицензия, меморандум, облигация, патент, прейскурант.
2. Замените нейтральным синонимом данные ниже слова и словосочетания делового стиля.
Безотлагательно, вышеизложенные, препровождаем, проживаем, предоставить жилплощадь, устроить прием.
3. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов докладную записку о выполнении какого-либо задания.
4. Ответьте на вопрос так, чтобы ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.
Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта?
5. Найдите в предложениях канцеляризмы, замените их на другие слова, соответствующие разговорному стилю речи.
Сегодня я ходил в магазин с целью покупки магнитофона. Надень головной убор, на улице холодно.
Вариант № 4
1. Объясните значение следующих слов, составьте два предложения, характерные для официально-делового стиля, с любыми из данных слов.
Реестр, резолюция, рекламация, сертификат, ультиматум, приказ, постановление, отчет, объяснительная записка.
2. Замените нейтральным синонимом данные ниже слова и словосочетания делового стиля.
Осуществить руководство, отдать распоряжение, недовыполнение плана, довести до сведения, ввиду неблагоприятных условий, подлежит изъятию.
3. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов доверенность на получение посылки.
4. Ответьте на вопрос так, чтобы ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.
Мне могут поменять удостоверение, если нет новой фотографии?
5. Найдите в предложениях канцеляризмы, замените их на другие слова, соответствующие разговорному стилю речи.
Мы должны произвести запись этих лекций, потому что у нас нет учебника. Он пытался провозглашать на практике свои идеи.