Индивидуальная работа с учащимися
«Индивидуальная работа с учащимися» -так следует назвать четвертый раздел плана воспитательной деятельности. Его наличие в плане связано с заботой классного руководителя о создании в классе благотворной среды для формирования личности каждого ребенка, с педагогическим проектированием и обеспечением индивидуальной траектории развития учащихся, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника.
Каждый учащийся нуждается во внимании классного руководителя. Один ученик чересчур долго «задержался» на какой-то работе и выполняет ее без прежнего энтузиазма, потому что уже «вырос» из нее. Другой пытается развязностью выразить свою самостоятельность, потому что не знает, как можно проявить ее иначе. Третий нерешителен, когда ему приходится что-то организовывать в классном коллективе. Четвертый любит много обещать, не давая себе отчета в своих возможностях и сильно переоценивая их, а потом, не справившись с делом, ищет всевозможные доводы для оправдания.
Индивидуальность является ключевым понятием в составлении данного раздела плана. Под индивидуальностью принято понимать неповторимое своеобразие человека, уникальное сочетание в нем единичных, особенных и общих черт, отличающих его от других индивидов. Однако вряд ли одно определение понятия поможет классному руководителю найти оптимальные пути и способы педагогического соприкосновения с индивидуальностью каждого воспитанника. В этой связи целесообразно воспользоваться предлагаемой профессором С.Д.Поляковым типологией индивидуальностей учащихся.
Совет ученого.
Первую классификацию индивидуальностей С.Д.Поляков строит на основании склонностей учеников к развитию в той или иной личностной сфере:
1) школьники с доминантой интересов в интеллектуальной сфере;
2) школьники, ориентирующиеся на художественную сферу;
3) воспитанники, для которых привлекательна сфера практических задач и действий;
4) воспитанники с доминантой интересов в сфере отношений людей.
Его вторая классификациянаправлена на установление взаимосвязи между формами деятельности и общения учащегося, с одной стороны, и процессом развития его индивидуальности - с другой. Называются такие формы, как:
а) склонность к индивидуальной деятельности;
б) склонность к совместной, групповой, коллективной деятельности;
в) приоритетность межличностного общения;
г) акцентирование на групповом общении;
д) склонность к ситуациям публичности - действиям, выступлениям перед «массой».
В третьей классификации индивидуальность рассматривается с точки зрения решения специфических воспитательных задач при различных отношениях школьников к себе, своим проблемам, возможностям их решения:
- школьники, которым достаточно подтверждения их мнения о себе и своих действиях;
- воспитанники, которым необходима поддержка в их стремлении что-то понять и изменить в себе;
- школьники, которым требуется активное участие педагога в их отношениях с собой, такое, как формирование, создание нового понимания себя и активное подталкивание к соответствующей самореализации;
- воспитанники, которым нужно весьма жесткое руководство их действиями и энергичное стимулирование их обращенности на себя.
[Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. С. 57-58.)
Используя в своей деятельности научные разработки профессора С.Д.Полякова, классный руководитель имеет возможность более осмысленно и точно подобрать и включить в план педагогические средства, направленные на развитие личности каждого учащегося и формирование его неповторимой индивидуальности. Ввиду многоаспектности и сложности индивидуальной работы с учащимися, классный наставник вправе воспользоваться помощью школьного психолога, социального педагога, медицинского работника и других членов педагогического коллектива. А следовательно, в плане воспитательной работы могут появиться пункты об участии в делах класса различных работников учебного заведения.
Кчислу основных направлений индивидуальной работы классного руководителя с учащимися следует отнести:
- изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития;
- установление межличностных контактов с каждым ребенком;
- создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных и личностно значимых интересов и потребностей школьников;
- оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнении норм и правил поведения в учебном заведении и за его пределами;
- взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологической и другими службами образовательного учреждения с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности;
- содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;
- диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.
Существует большое количество форм и способов индивидуальной работы с учащимися. При составлении плана классный руководитель может включить в него такие педагогические средства, как приемы и методы психолого-педагогической диагностики, изучение материалов медицинского и психологического обследования школьников, составление индивидуальных характеристик воспитанников, оформление карты увлечений и интересов школьников и их родителей, ведение дневника или отдельных листков личностных достижений учащихся, совместное определение с воспитанником и его родителями перспектив и зоны ближайшего развития, индивидуальные консультации и беседы, педагогический консилиум, создание ситуации успеха и выбора, разработка и осуществление программы коррекционной деятельности, проведение занятий кружка «Познай себя» и др.