В.И. Флери. Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе. СПб. 1835.
своего рода грамматические функции: без нее трудно отличить вопрос от повеления, "условное наклонение" от утверждения. Некоторые выражения лица имеют те же функции, что наречия и междометия в устной речи. Мимика - аналог интонационной стороны устной речи. Лицо обладает такими же богатыми коммуникационными возможностями, что и оттенки голоса. Сами слышащие прекрасно знают, что это значит - вслушиваться в монотонную, невыразительную речь говорящего!
В № 1-2 за 1914 г. "Вестника Попечительства Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых" учитель школы, возражая глухому В. Алисову, который утверждал необходимость "мимики и дактилологии" в школе, писал: "Мне кажется не вполне понятным замечание г. Алисова относительно русской и иностранной мимики -как будто мимика, естественный язык жестов, имеет свою расовую окраску. К сожалению, мне никогда не приходилось встречаться с иностранными глухонемыми, но моя логика мне подсказывает, что естественные жесты у всех народов, рас и наций одинаковы". Прав не учитель, а В. Алисов! Сообщества глухих разных стран мира пользуются своими национальными жестовыми языками. На разных языках говорят глухие Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. Более того, часто случается так, что в пределах одной страны существует несколько жестовых языков. Глухие франко-канадцы используют Квебекский жестовый язык. В провинции Нова Скотия глухие используют жестовый язык, родственный Британ-
скому. А остальные глухие канадцы используют ASL. В Австралии на дальнем севере Квинсленда и островах пролива Торреса существует столько же жестовых языков, сколько имеется локальных сообществ глухих. В городе Кэйрн глухие общаются на универсальном жестовом языке, который развился после образования и роста сообщества глухих жителей пролива Торрес в начале 1980 г. В ЮАР имеет хождение более двух десятков жестовых языков, носителями которых являются глухие представители тех или иных народностей, а также выпускники школ, основанных разными миссиями (буры, англичане, немцы и др.), внедрявших свою систему жестов.
Каждая школа для глухих в Японии имеет собственную систему жестового языка.
В национальных жестовых языках глухих встречаются одинаковые жесты (жесты ДОМ, часто - жесты ХОЛОДНЫЙ, ГОРЯЧИЙ, КРАСНЫЙ, КОТ и др.), что объясняется общностью двигательно-визуальной субстанции жестовых систем общения. В грамматике национальных жестовых языков выявлены некоторые общие закономерности (универсалии). Особенно заметные универсалии в жестовых языках стран Запада. Но не надо думать, что глухие из разных стран говорят одинаково и свободно понимают друг друга при встрече. Жестовые языки глухих разных стран отличаются своеобразием лексики и грамматического строя.
В конце 1960 - начале 70-х гг. был разработан своего рода жестовый эсперанто.Эта система была призвана облегчить общение между глухимипри проведении мероприятий, организуемых Всемирной федерацией глухих (съездов, симпозиумов, состязаний неслышащих спортсменов и др.). В международный лексический фонд вошли около 1500 жестов, отобранных из четырех национальных жестов и частично - вновь сконструированных членами Международной комиссии Всемирной федерации глухих. Эта искусственная система не имеет грамматики и не получила практического применения.
Во время международных мероприятий глухие докладчики выступают на жестовом языке, понятном большинству глухих. На этом языке ведутся неофициальные беседы: собеседники частично заимствуют "международные" жесты, частично используют изобразительные движения, естественные жесты, пантомиму. Глухие изобретательны в установлении связей: они импровизируют, используя наглядные жесты, пантомиму, все, что угодно, чтобы добиться взаимопонимания.
2.2.1. Жестовый язык и глухие дети
"...B это время проходили через площадь глухонемые: они сучили руками быструю пряжу. Они разговаривали. Старший управлял челноком. Ему помогали. То и дело подбегал со стороны мальчик, так растопырив пальцы, словно просил снять с них заплетенную диагоналями нитку, чтобы сплетение не повредилось. На них на всех - их было четверо - полагалось, очевидно, пять мотков. Один моток был лишним. Они говорили на языке
ласточек и попрошаек и, непрерывно заметывая крупными стежками воздух, шили из него рубашку.
Староста в гневе перепутал всю пряжу.
Глухонемые исчезли в арке Главного штаба, продолжая сучить свою пряжу, но уже гораздо спокойнее, словно засылали в разные стороны почтовых голубей" (О. Мандельштам. "Египетская марка").
Если неслышащий малыш растет в окружении нормально слышащих людей, у него как выражение потребностей в общении появляются естественные жесты и пантомимические движения. Постепенно количество жестов увеличивается, появляются также условные жесты. В создании последних наряду с ребенком участвуют и окружающие его взрослые. Складывается локальная система жестового общения, которой пользуются только в данной конкретной семье. Даже в тех семьях, где обучение речи в домашних условиях начинается рано, широко используются жесты, т.к. выученных малышом слов и предложений поначалу не хватает для общения со взрослыми. Нельзя недооценивать значение этих жестов для развития глухого ребенка.
«Особенно поучительна ситуация рождения глухих детей у нормально слышащих родителей, не верящих, что их детям полезно пользоваться жестами, и настаивающих, чтобы они вместо этого учились пользоваться посредством устной речи. Эти дети воспитываются в среде, богатой культурно-опосредованными социальными взаимодействиями... они живут в мире, наполнен- ном смыслом, хотя и не имеют доступа к специфически речевому поведению, заполняющему пробелы между действиями. Эти дети вносят в свои взаимодействия активную мысль, которая наверняка содержит представления о событиях и схемы. Во многих ситуациях взаимодействия этих ресурсов оказывается достаточно как для самого взаимодействия, так и для развития лежащих под ним схем до степени, необходимой, чтобы участвовать во взаимодействии наравне с другими.
Известно, что при таких обстоятельствах дети начинают спонтанно применять "домашние жесты" - род коммуникации посредством пантомимы. С. Голдин-Мидоу показал, что домашние знаки обладают рядом свойств, обнаруживаемых на ранних стадиях естественного освоения речи. ...дети могли включаться в элементарную форму коммуникативного поведения, характерную для всех человеческих языков - обращение.
Однако в этой точке их речевое развитие достигает предела. Культурное окружение оказывается недостаточным, для поддержки развития вполне зрелого языка. Однако, если такие дети впоследствии обучаются какому-либо жестово-му языку (например, ASL), они оказываются способны к значительному речевому развитию, даже в том случае, если они получают доступ к развитой языковой системе лишь в отрочестве, то есть значительно позже критического периода, связываемого обычно с освоением речи.
На основе этих данных кажется неизбежным вывод о том, что для освоения детьми большего, нежели зачатки языка, они должны не только
слышать (видеть) речь, но и участвовать в деятельности, которую этот язык помогает осуществлять»5.
В книге "Глухонемые..." (1835) наставник Санкт-Петербургского училища глухонемых В.И. Флери призывал родителей глухих детей "охотно и старательно предаться употреблению сего первоначального языка, посредством которого ум молодого несчастливца может распускаться и расти".
Глухой ребенок, у которого родители - глухие пользователи РЖЯ, овладевает этим языком в процессе общения в семье, причем основные закономерности усвоения жестового языка глухим ребенком и словесного языка слышащим малышом во многом совпадают, глухим малышам тоже присущ "детский лепет" жестами. В результате ней-ропсихологических исследований было установлено, что деятельность мозговых механизмов, обеспечивающих функционирование как словесной, так и жестовой речи, построена по одним и тем же принципам. Американскому исследователю Урсуле Беллуджи и её сотрудникам удалось доказать, что левое полушарие, доминирующее в организации нейрофизиологических процессов, связанных со словесной речью, ответственно также за жесто-вую речь.
«.Усваивая структуру жеста, глухой ребенок вначале умеет исполнять лишь некоторые основные конфигурации. Он использует их в тех жес