Задания и игры, использованные для понимания, закрепления и употребления форм существительных множественного числа
Первоначально коррекционную работу следует направить на уточнение беспредложных конструкций. В дальнейшем работа проводится с предложными конструкциями в аналогичной последовательности.
В ходе работы с вышеназванными формами в импрессив-ной речи используются такие задания, как: «Покажи картинку (предмет), принеси картинку (предмет)».
Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления падежных конструкций существительных множественного числа в экспрессивной речи
а) Дополнение предложенияс опорой на картинку. Дидактический материал — незаконченные предложения, предметные картинки.
Логопед читает начало предложения и показывает картинку. Ребенок заканчивает предложение. Например: Зина шьет юбки ... (куклам). Папа купил мячи ... (сыновьям). Витя рисует ... (карандашами). Мальчики кормят... (щенков). Девочка ловит ... (бабочек). Кошки сидят ... (на стульях). Заяц убегает ... (от собак). Мальчики стоят ... (за деревьями) и т. д.
б) Ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определенный падеж.
Логопед показывает ребенку картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает на вопросы. Например: Кого нарисовал Вова? — Вова нарисовал зайцев. Кем любуется Вова? — Вова любуется зайцами. К кому подбежала собака? — Собака подбежала к кошкам. Кого боятся мыши? — Мыши боятся кошек и т. д.
в)Игра «Что кому дадим?».
Закрепление формы дательного падежа существительных множественного числа по теме «Дикие и домашние животные ».
Дидактический материал — картинки с изображением животных и корма для них.
Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» — и подбирает соответствующие картинки. Например: Кости дадим собакам. Грибы дадим белкам и т. д.)
г) Игра «Приготовим обед».
Закрепление формы родительного падежа существительных по теме «Овощи и фрукты».
На доске — картинки с изображением фруктов и овощей. Ребенок называет картинки и составляет предложения. Например: Я сварю компот из яблок (груш, слив и т. д.). Я сварю суп из свеклы (моркови, лука, картофеля и т. д.). Я сделаю салат из капусты (огурцов, помидоров и т. д.]
д)Игра «Что с чем?». (Закрепление формы творительного падежа с предлогом с.)
Дидактический материал — картинки.
Ребенку предлагается назвать картинки, например, чашки с блюдцами; корзины с яблоками; вазы с цветами; клетки с птицами и т. д..
Формирование словоизменения глагола
В процессе логопедической работы по формированию системы словоизменения глаголов и закреплению связей глагольных форм с существительными придается особое значение. Это связано с тем, что именно глагол выполняет предикативную функцию, являясь организующим звеном предложения.
На I этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола проводится работа по дифференциации глаголов настоящего времени единственного и множественного числа и их согласованию с существительными. Данные формы являются наиболее простыми и появляются раньше других в онтогенезе.
На II этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола осуществляется работа по дифференциации глаголов настоящего времени по лицам, а также по согласованию глаголов прошедшего времени и существительных в роде. Эти формы появляются в процессе онтогенеза на более поздних этапах и вызывают большие сложности при усвоении их детьми с ЗПР.
Согласование в числе глаголов настоящего времени и существительных
На начальных этапах логопедической работы закрепляются глагольные формы без чередования звуков основы, с ударными окончаниями, например, стоит — стоят; говорит — говорят; молчит — молчат. В дальнейшем большое внимание уделяется глагольным формам с чередованием звуков в основе, например, бежит — бегут, печет — пекут, течет — текут и т. д.
С целью уточнения согласования глаголов настоящего времени и существительных в числе в импрессивной речи логопед называет глагол, например, читает — читают, стоят — стоит, лежит — лежат и т. д. Ребенок должен догадаться, идет ли речь: об одном предмете или о нескольких (например, стоит — ... (ваза), стоят — ... (вазы)).
Примерные виды, упражнений для закрепления правильного употребления глаголов в самостоятельной речи:
а) ответы на вопросы: «Что делает?», «Что делают?»;
б) составление словосочетаний и предложений по картинкам [Девочка читает. Девочки читают и т. д.);
в) добавление слова (существительного или глагола)в словосочетание или предложение (Бежит ... (мальчик).Бегут ... (мальчики). Птицы ... (летят). Птица ... (летит) и т. д.);
г) добавление окончаний глаголов. Логопед называет первый слог глагола, ребенок договаривает слово (Карандаш ле... (жит). Карандаши ле... (жат) и т. д.).
Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам Дифференциация глаголов проводится с учетом появления грамматических форм глаголов в онтогенезе в следующем порядке: а) формы глаголов 1 и 2 лица единственного числа; б) формы глаголов 3 лица единственного и множественного числа; в) формы глаголов 1 и 2 лица множественного числа.
Примерные виды заданий на дифференциацию форм глаголов по лицам
а) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица единственного числа.
Речевой материал — слова (говоришь, говорю, думаешь, думаю, смотрю, смотришь, ухаживаю, ухаживаешь, решаю, решаешь, собираю, собираешь, катаю, катаешь и т. д.).
Логопед предлагает ребенку внимательно послушать названное им слово и подставить к нему слова я или ты.
б) Дифференциация глаголов 3 лица единственного и множественного числа.
Материал — картинки с изображением одного и двух мальчиков. Речевой материал — слова (читает, говорят, рисуют, говорит, читают, болеют, пьет, болеет, пьют, рисует и т. д.).
Логопед предлагает ребенку внимательно послушать названное им слово (глагол) и отгадать, это слово относится к одному мальчику или к двум мальчикам, а затем поднять нужную картинку.
в) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица множественного числа.
Речевой материал — слова (собираем, катаете, лечите, собираете, лечим, думаем, думаете, копаете, копаем и т. д.).
Логопед просит ребенка внимательно послушать слово, а затем подставить к нему слово мы или вы.
Согласование глаголов прошедшего времени и существительных
в роде и числе
Коррекционная работа по дифференциации глагольных форм проводится сначала в импрессивнои речи (I этап), затем — в экспрессивной речи (II этап).
На каждом этапе работа над глагольными формами осуществляется в следующей последовательности: а) формы мужского рода глаголов прошедшего времени; б) формы женского рода глаголов прошедшего времени; в) формы среднего рода глаголов прошедшего времени; г) дифференциация глагольных форм прошедшего времени.
В логопедической работе большое внимание уделяется формам среднего рода глаголов прошедшего времени, которые вызывают значительные трудности у дошкольников сЗПР.
Для закрепления понимания глагольных форм прошедшего времени в импрессивнои речи предлагается показать картинки, принести предметы, о которых говорит логопед (Покажи картинку, о которой скажем «упала», «упал», «упало»; Принеси игрушку, которая на столе «лежала», «лежал» и т. д.).
Примерные виды заданий на дифференциацию глагольных форм в экспрессивной речи
а) Добавление существительного или глагола в предложение с опорой на картинки. (Разбилась .... Разбился .... Разбилось .... Разбились... .Девочка .... Мальчик.... Облако... и т. д.).
б) Добавление последнего слога слова (глагола).
Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на
картинку и закончить начатое им слово (например, стул у па...; дерево у па...; кукла у па...).
в) Выбор из предложенных картинок тех, которые соответствуют названной глагольной форме, например, лежало — ... (дерево, яйцо, яблоко); висело — ... (пальто, платье,зеркало); сидел — ... (щенок, папа, кот, мальчик); плыла —
... (лодка, утка, девочка).
г) Исправление ошибок в окончании глагольной формы.
Логопед предлагает ребенку внимательно послушать предложение и исправить ошибку (На поляне выросла дерево. Девочка уже вырос. Около дома выросла дуб. Пошла снег. Река замерзло. Озеро замерз и т. д.).
Формирование системы словоизменения прилагательных Формирование системы словоизменения прилагательных проходит с учетом появления форм прилагательных в процессе онтогенеза речи и предполагает работу по следующим направлениям:
1. Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа.
2. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (беспредложные конструкции; конструкции с предлогами).
3. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа: а) беспредложные конструкции; б) конструкции с предлогами.
Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже осуществляется в следующей последовательности:
1) согласование прилагательного с существительным в мужском роде;
2) согласование прилагательного с существительным в женском роде;
3) согласование прилагательного с существительным в среднем роде;
4) дифференциация мужского, женского и среднего рода прилагательных.
Каждая грамматическая форма рода отрабатывается по такому плану: а) уточнение употребления формы с ударным окончанием; б) уточнение употребления формы с безударным окончанием.
В импрессивной речи для уточнения понимания согласования прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа могут использоваться такие задания, как: Покажи картинку, о которой скажем «синий», «синяя», «синие», «синее». Выбери картинку, о которой скажем «красный», «красная», «красные», «красное» и т. д.