Критерии изучения работы учебного кабинета
УТВЕРЖДАЮ
Ректор (первый проректор)_______________
_________________________
Регистрационный № УД - ___________/раб
ПЕРВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Программа для специальности:
1-02 03 06 Иностранные языки.
1-02 03 06-01 Английский язык. Немецкий язык
Факультет иностранных языков
Кафедра грамматики и фонетики английского языка
Курс (курсы) 2
Семестры 4 Зачёт 4 семестр
Всего недель: 1
Форма получения высшего образования дневная
Составил: Крикунов С.В., зав. кафедрой грамматики и фонетики англ. языка
2009 г
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры
грамматики и фонетики английского языка
Протокол № от
Заведующий кафедрой
_____________ С.В. Крикунов
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методической комиссии факультета иностранных языков
Протокол № от
Председатель комиссии
_____________ Ю.В. Маслов
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом
УО «Барановичский государственный университет»
Протокол № от
Председатель
_____________ Г.Я. Житкевич
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа составлена в соответствии с учебным планом по специальности 1-02 03 07 Иностранный язык (английский). Дополнительная специальность 1-02 03 07-01 Иностранный язык (английский). Белорусский язык и литература, образовательным стандартом и Положением о производственной практике студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1823 от 30.11.2002г., Положением о производственной практике БарГУ №25 от 22.12.2004г.
Педагогическая практика является одним из важнейших звеньев профессиональной подготовки будущего учителя, формирования таких его индивидуальных творческих возможностей, которые позволили бы ему в дальнейшем успешно осуществлять учебно-воспитательную работу со школьниками в современных учебных заведениях различного типа. Она выступает связующим звеном между теоретической и практической подготовкой студентов, важнейшим условием повышения качества их обучения и предпосылкой успешного формирования профессионально-педагогических умений и навыков.
Учебная (ознакомительная) практика является начальным этапом практической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности учителя по данной специальности, она проводится на 1 курсе обучения и играет важную роль в профессиональной ориентации и адаптации студентов к условиям и режиму работы школ и направлена на формирование у них первоначальных педагогических умений.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Цель педагогической практики состоит в том, чтобы познакомить студентов с педагогической деятельностью учителя и классного руководителя, ее содержанием и структурой.
Основные задачи педагогической практики:
1.Закрепление и расширение знаний, полученных по педагогике и психологии.
2.Ознакомление с опытом работы учителей школы.
3.Адаптация студентов-практикантов к условиям и режиму работы школы.
4.Формирование у студентов первоначальных педагогических умений.
Материалы, полученные студентами-практикантами при выполнении заданий педагогической практики, могут быть использованы на занятиях при изучении учебного курса «Педагогика» и «Методика преподавания иностранного языка», а также при написании рефератов и курсовых работ по психолого-педагогическим и методическим дисциплинам.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Студенты проходят практику в течение одной недели. По согласованию с администрацией школы руководитель практики от кафедры прикрепляет студентов-практикантов по подгруппам в классы.
Каждый практикант на весь период педагогической практики составляет индивидуальный календарный план выполнения, предусмотренных программой, заданий. Индивидуальный календарный план согласовывается с учителем и утверждается руководителем практики от кафедры.
Студенты-практиканты ведут дневник педагогической практики, в котором фиксируют содержание проводимой в школе работы, свои наблюдения, замечания, выводы, выполнение заданий педагогической практики (Приложение А).
В группе студентов, проходящих практику в одной школе, назначается староста, который ведет журнал посещения практикантами школы и выполняет поручения руководителей практики.
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
В период прохождения практики студенты должны выполнить следующие задания:
¾ Составление индивидуального календарного плана выполнения заданий педагогической практики.
¾ Знакомство с педагогическим коллективом школы, кабинетом и учащимися класса.
¾ Определение методов, используемых классным руководителем для изучения школьников.
¾ Изучение работы классного руководителя по всестороннему воспитанию учащихся.
¾ Ознакомление с содержанием и структурой школьной документации.
¾ Изучение структуры педагогической деятельности учителя.
¾ Определение стиля общения учителя с учащимися.
В процессе подготовки к педагогической практике и в ходе ее проведения студенты должны изучить:
¾ методы педагогического исследования и их использование классным руководителем для изучения школьников;
¾ учебно-воспитательную работу классного руководителя по всестороннему формированию учащихся;
¾ содержание и структуру школьной документации;
¾ стиль общения учителя с учащимися.
В результате прохождения ознакомительной практики студенты должны овладеть умениями:
¾ планировать свою деятельность в период прохождения педагогической практики;
¾ вести дневник наблюдений и анализировать проделанную во время практики работу;
¾ наблюдать за учебно-воспитательной деятельностью учителя, поведением и деятельностью учащихся.
Содержание практики определяется календарным планом.
Календарный план выполнения заданий педагогической практики
Дата | Содержание заданий | Отметка о выполнении |
1 день | Посещение школы, знакомство с учителем. Составление индивидуального календарного плана выполнения заданий педагогической практики, его согласование с учителем и утверждение руководителем практики от кафедры. Беседа с администрацией школы, учителем, знакомство с кабинетом, учащимися класса. | |
2 день | Посещение 3 уроков в прикрепленных классах. Определение методов педагогического исследования, используемых учителем для изучения школьников. | |
3 день | Посещение 3 уроков. Ознакомление с учебно-воспитательной работой учителя по всестороннему формированию учащихся. | |
4 день | Посещение 3 уроков. Наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками. Ознакомление с содержанием и порядком ведения личных дел учащихся, классного журнала и журнала группы продленного дня. | |
5 день | Посещение уроков и внеурочных воспитательных мероприятий с целью изучения структуры педагогической деятельности учителя. | |
6 день | Выполнение индивидуальных заданий. Оформление отчетной документации. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Знакомство с педагогическим коллективом школы, кабинетом и учащимися класса
Цель: формирование у студентов представления о квалификации педагогических работников, ознакомление с коллективом школы, кабинетом и учащимися класса.
Выполнение задания. При встрече с администрацией необходимо выяснить следующие сведения:
1. Исторический аспект развития школы;
2. Состав и характеристика учащихся школы;
3. Состав и характеристика педагогического коллектива, сколько учителей учится?
¾ Заочно в педагогических вузах;
¾ В магистратуре и аспирантуре?
4. Сколько учителей имеют стаж педагогической работы:
¾ От 1-5 лет
¾ От 5-10 лет
¾ От 10-25 лет
¾ Свыше 25 лет
5. Характеристика основных направлений работы школы:
¾ Учебная работа
¾ Воспитательная работа
¾ Методическая работа в школе
¾ Связь школы с семьей и социумом
¾ Развитие материально-технической базы
¾ Инновационно-исследовательская работа в школе.
Критерии изучения работы учебного кабинета.
1. Наличие в кабинете учебного оборудования, дидактического материала, других материалов для обучения учащихся.
2. Характеристика библиотеки кабинета.
3. Наличие в кабинете средств организации обучения (наглядных -натуральных, типовых, изготовленных учителем; ТСО и др.).
4. Роль кабинета в организации внеурочной работы с учащимися.
5. Оформление кабинета.
При знакомстве с учениками класса студенты-практиканты выясняют и освещают в отчете следующие вопросы:
¾ Состав класса (мальчиков и девочек)
¾ Успевают на «отлично», на «хорошо и отлично», на «хорошо», на «удовлетворительно», не успевают.
¾ Уровень воспитанности учащихся.
Задание 2. Определение методов, используемых классным руководителем для изучения школьников.
Цель. Расширение знаний студентов о методах педагогического исследования и изучения личности ученика, формирование умения наблюдать за поведением учащихся и педагогической деятельностью учителя.
Выполнение задания. Перед выполнением данного задания необходимо использовать содержащуюся в дневнике педагогической практики схему посадки схему посадки учеников в классе. На одном уроке наблюдение проводиться за поведением 1-2 учеников класса. Во время наблюдения необходимо обратить внимание на следующие особенности поведения школьников:
- правильно ли рассажены на уроке;
- проявление внимания при объяснении учителем учебного материала;
- умение правильно обратиться с вопросом к учителю;
- умение правильно ответить на вопросы учителя.
Результаты фиксируются в протоколе.
Результаты отмечаются в протоколе знаком «+», если ученик правильно ведет себя на уроке.