Метапредметные. Формирование УУД.

Проект урока русского языка

В 6 классе по программе М.М. Разумовской.

Деепричастие как особая форма глагола».

Выполнила: студентка 4 курса

группы РЛЖ-10-3

Гордеева Ольга

Проверила: Зуева С.В.

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры русского языка

Ульяновск, 2013

Тип урока: объяснение нового материала

Методы:слово учителя, беседа, работа с текстом, с учебником, с карточками, с доской, опрос.

Целевая установка

1.Предметные:

- познакомить обучающихся с « деепричастием как особой формой глагола»;

- формировать умение применять на практике правила написания ;

- развивать орфографическую зоркость;

- умение проводить различные виды анализа слова;

- умение использовать в собственной речи грамматические и синтаксические нормы языка:

-осознание эстетической функции родного языка;

- развивать познавательные интересы, речь, мышление, смекалку.

Метапредметные. Формирование УУД.

Личностные: установление учащимися связи между целью, поставленной на уроке и результатом, что узнали на уроке, что осталось непознанным. Какими путями можно добиться поставленной цели.

Регулятивные: целеполагание, что было известно и что усвоили на уроке. Планирование урока. Последовательное выполнение целей, поэтапное прогнозирование уровня усвоения через систему заданий, внесение дополнений по ходу работы, осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё предстоит узнать.

Познавательные:работа с учебником, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, контроль и оценка процесса и результатов действий, извлечение нужной информации из прослушанных текстов, умение выборочно передавать содержание текста.

Коммуникативные: умение слушать на уроке и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, взаимодействовать с сверстниками и взрослыми, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование урока: оформленная доска, учебник под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта (6 кл.), карточки с заданиями, словари (орфографический, толковый), презентация, проектор, компьютер.

Структура урока:

1. Организационный момент (приветствие, оформление записей в тетрадь) (2 мин.)

2.Повторение (10 мин.)

3. Объяснение нового материала: (10 мин.)

- Сор(3)

- работа с текстом(7)

4. Целеполагание (3 мин.)

5. Закрепление нового материала: (15 мин.)

- упражнения(5)

- осложненное списывание(5)

- работа с учебником(5)

6. Подведение итогов: (3 мин.)

7. Задавание на дом (2 мин.)

Эскиз оформленной доски

    Восемнадцатое декабря. Классная работа. Деепричастие как особая форма глагола. Д/з Упр.495

Глоссарий:

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. (В.В.Бабайцева);

2. Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. (В.В.Бабайцева);

3. Действительные причастия – причастия, которые обозначают признак, который создаётся действием самого предмета. (В.В.Бабайцева);

4. Страдательные причастия – причастия, которые обозначают признак, который создаётся у одного предмета действие другого предмета. (В.В.Бабайцева);

5. Морфология - раздел грамматики, изучающий формы слов. Работы по морфологии. Система категорий и форм, по которым изменяется слово.

6. Глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, числам, лицам (в настоящем времени) и родам (в прошедшем времени). Г. совершенного вида. Неправильные глаголы.

7. Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, качества или предмета (например: быстро, вслух, мастерски, наяву, чрезвычайно).

8. Существительное - слово, обозначающее предмет, имеющее категорию рода и изменяющееся по падежам и числам; имя существительное. Уменьшительные существительные. Существительные женского рода. Предметные и отвлечённые существительные.

9. Часть речи - основные лексико-грамматические разряды, по которым распределяются слова языка на основании признаков: а) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т. д.), б) морфологического (морфологические категории слова) и в) синтаксического (синтаксические функции слова).

10. Самостоятельные части речи – слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных слов не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения.

11. Служебные части речи – слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.

12. Предлог - служебное слово, которое, сочетаясь с существительными, местоимениями и числительными, указывает на синтаксическое отношение их к другим словам. Пространственные, временные предлоги. Сочетание существительных с предлогом.

13. Союз - служебное неизменяемое слово, служащее для соединения слов и предложений. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Условные союзы. Причинно-следственные союзы.

Список литературы:

Лингвистические источники:

1. Лопатин В.В. , Иванов О.Е. Орфографический словарь русского языка.- М., 2005;

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2006;

3. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. -М.: ЧеРо, 1999;

4. Современный русский язык: Словарь-справочник / Пособие для учителя. — Под ред. П.А. Леканта. — М.: Просвещение, 2004;

5. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем — 2-е изд., стереотип. — М., 1987 Т. 4;

6. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1975. Полезные ссылки.

Методические:

1. Литневская Е.И.,Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М., 2006;

2. Программа по русскому языку под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта;

3. Открытый урок: «Употребление причастий и деепричастий в речи», подготовленный Лемешко Ириной Геннадьевной;

4.Урок русского языка Санниковой И.Р. из г. Комсомольск – на - Амуре под общим названием: «Деепричастие как особая форма глагола» (6 класс);

5. Урок русского языка Ивановой В.И. «Деепричастие как особая форма глагола. Понятие о деепричастном обороте».

Школьные учебники и пособия:

1. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Разумовская М. М., Лекант П. А. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010;

2. Настольный справочник школьника. 5-11 класс; Том 2. // Под редакцией д-ра пед. наук, проф. Воронцовой В.Г., д-ра пед. наук, проф. Элиасберг Н.И. – СПб.: ИГ «Весь», 2006.

Электронные ресурсы:

1. Задания URL : http://school-assistant.ru

2.Иллюстрации URL : http://images.yandex.ru/

3. Стихотворение Э.Асадова URl: http://alexnest.ru/russkaya-poehziya/a/asadov-eh-a/eduard-asadov-v-lesnom-krayu/

4. Словарь ОжеговаURL: http://slovarozhegova.ru/

5. Этимологический словарь URL: vasmer.slovaronline.com

Ход урока.

Деятельность учителя Деятельность ученика Презентация
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дети! Садитесь. Ребята, мы с вами продолжаем изучать части речи. И сегодня мы познакомимся с такой частью речи как деепричастие, с его признаками. Открываем тетради, записываем Восемнадцатое декабря. Классная работа. Деепричастие как особая форма глагола. Пишем аккуратно, красиво, не торопимся.     Слайд 2    
2. Повторение изученного.
Прежде чем мы с вами перейдем к изучению новой темы, давайте вспомним, какой раздел языкознания занимается изучением частей речи? Изучением частей речи занимается морфология. Слайд 3
Правильно. А что такое часть речи? Часть речи – это группы слов, выделяемые в языке на определенных основаниях. Слайд 3
Верно. На какие две группы делятся части речи? Части речи делятся на самостоятельные и служебные. Слайд 3
Правильно. Чем отличаются друг от друга эти две группы? Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Слайд 3
Хорошо. Какие же части речи относятся к самостоятельным? К самостоятельным частям речи относятся имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол и наречие. Слайд 3
Правильно. А теперь давайте перечислим служебные части речи. Предлог, союз и частица. Слайд 3
Все верно. Давайте еще вспомним, что нужно учитывать, чтобы определить, к какой части речи относится то, или иное слово? Чтобы определить частиречную принадлежность, нужно учитывать: а) общее грамматическое значение части речи; б) морфологические признаки; в) синтаксические свойства.  
Приведите пример. Например, имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, имеет род и изменяется по числам и падежам, в предложении выполняет роль подлежащего или дополнения.  
3. Объяснение нового материала.
Молодцы, ребята! Систему частей речи вы помните хорошо. Я очень рада. Теперь мы с вами перейдем к изучению новой темы.      
И чтобы лучше запомнить название новой части речи, мы с вами проведем словарно – орфографическую работу со словом деепричастие. Ее цель: познакомить нас с новым словом, научиться его употреблять в своей речи. Давайте найдем его в орфографическом словаре. Внимательно посмотрите на него. Запомните, как оно пишется. Обратите внимание на букву – и- в корне слова, а также на удвоенную –е-. Сейчас каждый про себя проговаривает слово по слогам. А теперь все вместе, Записываем его в тетрадь, ставим ударение, подчеркиваем безударную гласную. Это слово было введено искусственно в XVII в., а образовано путем сращения частицы дее (от дъяти – "делать") со словом <<причастие>>. Ребята, посмотрите в словаре, что оно обозначает. Настя прочитай пожалуйста вслух.     Какие слова образуются от данного слова?   Де-еп-ри-час-тие     ДЕЕПРИЧАСТИЕ, -я, ср. В грамматике: форма глагола, обладающая, наряду с категориями глагола (вид, залог), признаком наречия (неизменяемость), напр. лежа, играя, взяв. || прил. деепричастный, -ая, -ое. Д. оборот (деепричастие с относящимися к нему словами).     Деепричастный Слайд 4
Какие словосочетания можно составить?   Теперь попробуйте использовать данное слово в предложении.   Я надеюсь, что если в дальнейшем вам встретится данное слово, вы не допустите в нем ошибку. А сейчас ребята открываем учебники на странице 222-223 и читаем правило. Попробуйте понять, что же такое деепричастие? с помощью чего оно образуется? на какие вопросы отвечает? Цель нашего урока – разобраться с этими вопросами и закрепить полученные знания.   Деепричастный оборот   Я правильно обозначил в предложении деепричастный оборот.   Дети читают, отвечают на вопросы. Слайд 4
Ребята, обратите внимание на слайд. Ёжась от свежего ветерка, Чуть посинев, крепыши – маслята, Взявшись за руки, как ребята, Топают, греясь, вокруг пенька! Внимательно прочитайте стихотворение сначала про себя, подумайте, как бы вы сформулировали, о чем здесь говориться?   Слайд 5
Прочитали? Кто хочет прочитать вслух? Саша, пожалуйста. Ёжась от свежего ветерка, Чуть посинев, крепыши – маслята, Взявшись за руки, как ребята, Топают, греясь, вокруг пенька!    
Молодец, очень хорошо. Ребята, скажите, о чем это стихотворение? Это стихотворение о грибах, а именно о маслятах. Слайд 6
     
Верно. Подумайте, как бы вы могли озаглавить этот текст? «Дружба маслят», «Маслята» Слайд 6
Молодцы! Стихотворение Эдуарда Асадова, отрывок из которого мы с вами взяли, называется: «В лесном краю». Теперь скажите, в каком стиле написан данный текст? В художественном. Слайд 7,8
А какие стили еще бывают в нашей речи? Научный, официально – деловой, публицистический и разговорный.  
Все правильно. Молодцы! А теперь спишите этот отрывок, подчеркните слова: ёжась, посинев, взявшись и греясь. Выпишите их отдельно. Ёжась Посинев Взявшись Греясь  
Выписали? От каких слов они образованы Они образованы от слов: ёжиться, посинеть, взяться и греться. Слайд 9
Это слова какой части речи? Это глаголы.  
На какие вопросы отвечают эти слова? Как? Что делая? Что сделав?  
Попробуйте изменить эти слова? Давайте просклоняем их или проспрягаем. Получается? Нет? Почему? Эти слова нельзя изменить, потому что они неизменяемые.  
Правильно. А какая часть речи в русском языке тоже не изменяется? Наречие.  
Верно. Ребята, слова, которые мы с вами подчеркнули, - слова еще нами не изученной части речи – деепричастия. И как мы уже увидели, деепричастия совмещают в себе признаки двух других, нами известных частей речи: глагола и наречия. Давайте сначала посмотрим, какие признаки глагола содержит в себе деепричастие.   Слайд 10
Мы уже определили, что данные слова образованы от глаголов: ежиться, посинеть, взяться и греться.Какой вид у этих глаголов? Ёжиться – несов.вид Посинеть – сов.вид Взяться – сов.вид Греться – несов.вид  
Теперь задайте деепричастиям вопросы. Что делая?(Ёжась) Что сделав? (Посинев) Что сделав? (Взявшись) Что делая? (Греясь)  
Таким образом, мы можем определить их вид. Ёжиться – несов. вид Посинеть – сов. вид Взяться – сов. вид Греться – несов. вид  
Следовательно, деепричастия имеют вид того же глагола, от которого они образованы. Можно ли образовать возвратную форму деепричастий? С помощью каких суффиксов образуется возвратная форма? С помощью суффиксов –ся, или - сь Можно. Ёжась, Взявшись, Греясь.  
Правильно. И как мы уже знаем, глагол может иметь при себе зависимое имя существительное или наречие. Попробуйте привести примеры с данными деепричастиями. Ёжась от боли Посинев от холода Взявшись за руки Греясь на солнце  
Молодцы! Правильно. Мы с вами перечислили признаки глагола. А теперь укажем все признаки наречия.    
Ребята, давайте определим, с помощью каких суффиксов образовались данные деепричастия. С помощью суффиксов (–а), (– в), (- вши), (- я)  
Но это не единственные суффиксы, с помощью которых могут образовываться деепричастия. -а(-я); -в; - вши, - ши; - учи(-ючи). Все записываем их в своих тетрадях. -а (-я); -в; - вши, - ши; - учи(-ючи).    
Теперь давайте разберем данные деепричастия по составу. Кто хочет поработать у доски? Пожалуйста, Ксюша. Остальные делают разбор в своих тетрадях самостоятельно. Метапредметные. Формирование УУД. - student2.ru Метапредметные. Формирование УУД. - student2.ru Метапредметные. Формирование УУД. - student2.ru Метапредметные. Формирование УУД. - student2.ru Метапредметные. Формирование УУД. - student2.ru Метапредметные. Формирование УУД. - student2.ru Метапредметные. Формирование УУД. - student2.ru Метапредметные. Формирование УУД. - student2.ru Посинев Греясь   Ёжась Взявшись  
Очень хорошо. Что мы видим? Какую особенность деепричастия? Мы видим, что у деепричастия нет окончания.  
Верно. А что это значит, ребята? Что деепричастие не изменяется.  
Правильно. А теперь давайте посмотрим, от какого члена предложения зависит деепричастие? Для этого найдем в тексте грамматическую основу или основы. Ёжась от свежего ветерка, Чуть посинев, крепыши – маслята, Взявшись за руки, как ребята, Топают, греясь, вокруг пенька! Метапредметные. Формирование УУД. - student2.ru Маслята топают (что сделав?) ёжась, Маслята топают (что сделав?) посинев, Маслята топают (что сделав?) взявшись, Маслята топают (что делая?) греясь. Деепричастия зависят от глагола- сказуемого  
Вот мы с вами увидели еще один признак наречия. Давайте определим, какими членами предложения являются наши деепричастия? Обстоятельствами.  
    Верно. Мы с вами изучили новую тему, теперь будем учиться применять наши знания на практике.   Нет.  
4. Закрепление нового материала.
  На своих столах вы видите листочки с упражнениями, которые вы будете выполнять в своих тетрадях. Таня, прочитай задание.   Задание: образуйте от данных глаголов деепричастия: Вставать, пускать, представлять, напиться, извиваться, встречать, подняться, указать, торопиться, выбирать. Хорошо, давайте проверим, для этого посмотрим на слайд.   «Образуйте от данных глаголов деепричастия»   Вставая, пуская, представив, напившись, извиваясь, встречая, подняв, указав, торопясь, выбирая. Слайд 11
Теперь следующее упражнение. Нужно заменить причастия на деепричастия. Петляющая по полю, тропинка вывела нас к деревне. Блестящий на солнце снег слепил глаза. Березки, раскачивающиеся от сильного ветра, будто стонали. Гвоздики, пылавшие среди травы, были украшением сада. Из-за деревьев вышел охотник, вспугнувший глухаря.   «Заменить причастия на деепричастия»   Петляя по полю, тропинка вывела нас к деревне. Блестя на солнце, снег слепил глаза. Березки, раскачиваясь от сильного ветра, будто стонали. Гвоздики, пылая среди травы, были украшением сада. Из-за деревьев вышел охотник, вспугнув глухаря   Слайд 12
Хорошо, давайте проверим, для этого посмотрим на слайд. Петляя по полю, тропинка вывела нас к деревне. Блестя на солнце, снег слепил глаза. Березки, раскачиваясь от сильного ветра, будто стонали. Гвоздики, пылая среди травы, были украшением сада. Из-за деревьев вышел охотник, вспугнув глухаря.    
А теперь откройте учебники на странице 225, выполните упражнение 493. Дима, прочитай задание.   Кто хочет поработать у доски? Пожалуйста, Алеся. Спишите предложения, выделите грамматическую основу, деепричастия подчеркните как члены предложения. Обозначьте в деепричастиях морфемный состав.   1)Несколько минут он стоял в полутемной кузнице, блаженно закрыв глаза, с наслаждением вдыхая знакомые с детства, до боли знакомые запахи. (М.Шолохов) 2)Я остановился, глотая волнение маленькими кусочками, как лед в полдень. (А.Грин)    
5. Подведение итогов урока.
Итак, ребята, мы с вами сегодня познакомились с новой частью речи. Что нового вы узнали на уроке?   С каким новым словом познакомились? Мы познакомились с деепричастием, узнали, что главным его отличительным свойством является то, что оно совмещает в себе признаки двух частей речи: наречия и глагола, научились находить его в тексте.   Деепричастие Слайд 13
Хорошо. Надеюсь данная тема не вызовет у вас затруднений. Вы сегодня хорошо поработали Алеся, Ксюша получают оценку «5»; Настя, Саша, Дима, Таня «4».    
6.Задавание на дом.
Дома вам нужно будет выполнить упражнение 495. На этом наш урок закончился. Все могут быть свободны. До свидания! Выпишите из предложений: а) глаголы; б) причастия; в) деепричастия. Разберите по составу эти слова. 1) Так, волнуясь, трепеща и блестя, она подошла к склону холма, скрывшись в его зарослях от лугового пространства. 2) Большой жук цеплялся за колокольчик, сгибая растение и сваливаясь, но упрямо толкаясь лапками. 3) Она выбралась, перепачкав ноги землёй, к обрыву над морем и встала на краю обрыва, задыхаясь от поспешной ходьбы.4) Глубокая, непобедимая вера пенилась и шумела в ней.   (А.Грин)      

Упр.495(Выполнение домашнего задания)

Глаголы Причастия Деепричастия
подошла   волнуясь
цеплялся   трепеща
выбралась   блестя
встала   скрывшись
пенилась   сгибая
шумела   сваливаясь
    толкаясь
    перепачкав
    задыхаясь

Рефлексия.

При подготовке проекта урока русского языка я испытывала трудности, в первую очередь, при составлении основной части: «Объяснение нового материала». Только после того, как я прочитала статью в учебнике под ред. Разумовской и Леканта, я более менее поняла, как действовать далее, а именно: какие упражнения лучше всего дать ученикам на уроке, на что нужно обратить их внимание.

В целом, работа над проектом далась мне нелегко. Пришлось несколько раз переделывать презентацию и пару раз – сам проект. Во-первых, ко мне не сразу пришло понимание того, что и как мне нужно делать, во-вторых, я сначала составила презентацию, и когда преступила к написанию проекта, пришлось редактировать уже сделанное. Очень помогло то, что материал для составления проекта подбирался мной постепенно. Также были проблемы в подборе слова для словарно – орфографической работы.

Наши рекомендации