Особенности использования дошкольниками элементов дизайн - деятельности в художественном конструировании и аппликации
(заполнять возрастную группу, в которой проходит практика и 1-3 испытуемых)
Ход работы:
определить особенности овладения детьми средствами художественной выразительности материалов.
1. Рассмотреть поделки детей младшей, средней, старшей, подготовительной группы по выбранной теме. (конструирование из природного материала, из бросового материала, в декоративной аппликации и т.д.).
2. Проанализировать поделки, выделяя особенности применения детьми функций и свойств материалов.
3. Заполнить таблицу № 2.
4. Сформулировать выводы:
Какие свойства материалов, приёмы конструирования, дизайн - деятельности ребёнок осваивает в полной мере в данной возрастной группе?
Какие средства художественной выразительности использует, приёмы конструирования, аппликации ребёнок частично осваивает, какие не осваивает совсем?
Предположить возможные причины различного освоения приёмов аппликации, конструирования, дизайн -деятельности дошкольниками?
Сравнить полученные результаты с данными таблицы по различным возрастным группам.
Записать выводы.
Особенности использования дошкольниками элементов дизайн - деятельности в художественном конструировании и аппликации
(выбрать возрастную группу, в которой проходит практика,1-3 испытуемых)
Критерии диагностики функции цвета и приёмов живописи | Младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная | ||||||
Освоен | Не освоен | Освоен | Не освоен | Освоен | Не освоен | Освоен | Не освоен | |||
Навык владения ножницами, свободное владение при различных приемах вырезания, навык удержания направления движения, умение изменять направление | ||||||||||
Изобразительная функция (соотвествие выбранного материала теме) | ||||||||||
Выразительная функция (оригинальность изделия) | ||||||||||
Композиционная функция (пропорциональное соотношение деталей изделия, элементов работы в целом) | ||||||||||
Декоративная функция (оригинальность использования элементов украшения) | ||||||||||
Обработка материала с учётом его свойств | ||||||||||
Работа на плоскости, с элементами полуобъёма, с объёмной формой изделия | ||||||||||
Разнообразие технических приёмов аппликации, конструирования, дизайна | ||||||||||
Примечание | ||||||||||
○ освоен
○ не освоен
Задание 5.
Диагностика результатов художественной деятельности детей в ДОУ.
«Особенности использования дошкольниками элементов дизайн - деятельности в художественном конструировании и аппликации»
(выбрать возрастную группу, в которой проходит практика и 1-3 детей в группе)
п/п | Имя ребенка | Критерии диагностики | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |||||||
Освоен | Освоен частично | Не освоен | Освоен | Не освоен | Освоен | Не освоен | Освоен | Не освоен | |||||
1. | ФИ ребенка | Навык владения ножницами, свободное владение при различных приемах вырезания, навык удержания направления движения, умение изменять направление | |||||||||||
Изобразительная функция (соответствие выбранного материала теме) | |||||||||||||
Выразительная функция (оригинальность изделия) | |||||||||||||
Композиционная функция (пропорциональное соотношение деталей изделия, элементов работы в целом) | |||||||||||||
Декоративная функция (оригинальность использования элементов украшения) | |||||||||||||
Обработка материала с учётом его свойств | |||||||||||||
Работа на плоскости, с элементами полуобъёма, с объёмной формой изделия | |||||||||||||
Разнообразие технических приёмов аппликации, конструирования, дизайна | |||||||||||||
Примечание | |||||||||||||
- Освоен - зеленый цвет карандаша
- Не освоен - красный цвет
- Освоен частично - синий цвет карандаша
v Диагностика проводится в НОД и вне ее.
Производственная практика
Задание 6.
Планирование, проведение и анализ результатов НОД по художественно-продуктивной деятельности с дошкольниками
Ход работы:
составить план – конспект и провести непосредственную образовательную деятельность (по выбору в любой возрастной группе) по изобразительной деятельности
Показатели и критерии овладения ребёнком изобразительной деятельностью составляют две группы: первая - применяется при анализе продуктов деятельности дошкольников, вторая – при анализе процесса деятельности
Анализ продуктов деятельности:
- Содержание изображения (полнота изображения образа). Анализ детских работ представляет собой описание созданного детьми изображения (1 испытуемый).
- Передача формы: – форма передана точно; - есть незначительные искажения; - искажения значительные, форма не удалась.
- Строение предмета: - части предмета расположены верно, - есть незначительные искажения; - части предмета расположены неверно.
- Передача пропорций предмета: - пропорции предмета соблюдаются;- есть незначительные искажения;- пропорции предмета переданы неверно.
- Композиция; а) расположение на листе: - по всему листу; - на половине листа; - не продумана, носит случайный характер; б) пропорциональное взаимоотношение изображаемых предметов: - соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; - есть незначительные искажения; - соотношение предметов передано в рисунке не верно.
- Передача движения: - движение передано достаточно четко; - движение передано неопределённо, неумело; - изображение статическое.
- Цвет: две группы показателей: первая «а» - характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая «б» - творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом;
«а 1» цветовое решение изображения: - реальный цвет предмета; - есть отступления от реальной окраски; - цвет предмета передан нереально (не верно);
«в» разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: - цветовая гамма богатая, многоцветная, с применением смешения цветов, изменения их тональности (насыщенные, пастельные цвета), применение теплохолодности в рисунке (теплые, холодные цвета); - безразличие к цвету; - изображение выполнено в одном или нескольких локальных цветах.
Анализ процесса деятельности в НОД (наблюдение за детьми (1 испытуемый)):
1. Характер линии (мазка): критерий включает 7 групп показателей:
А) характер (линии, мазка)- слитный, уверенный, валёрный; – прерывистый; - дрожащий, неуверенный, неточный;
Б) нажим на кисть, карандаш: - правильный захват (карандаша, кисти); - линия (мазок) уверенный, сильный, энергичный; - средний; - слабый;
В) работа в тоне, цвете: - рисует мелкими аккуратными штрихами (мазками) не выходящими за пределы изображения (контура); - рисует крупными, размашистыми штрихами (мазками), иногда заходящими за пределы контура;
Г) регуляция силы нажима, размаха: - регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура изображения; - не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура;
Д) активность ребёнка на занятии: - быстро осваивает увиденное, схватывает, легко повторяет; - не всегда успевает повторять, не достаточно скоординированы движения «глаз – рука», - не успевает за показом приёмов работы воспитателем, плохая координация «глаз-рука»;
Е) самостоятельность ребёнка за занятии: - быстро применяет собственный опыт, варьирует приёмы показа воспитателя; - собственный опыт применяет частично, недостаточно уверенно; - не применяет приёмы работы, освоенные ранее, из своего предыдущего опыта рисования;
Ж) творческая инициатива ребёнка на занятии: - активно в рисунке проявляет творчество, изобретательность, свой ранее переработанный опыт, творчески оперирует техническими приёмами, полученными на предыдущих занятиях; - творческую инициативу применяет не достаточно, в основном следует показу воспитателя, частично технически оперирует ранее приобретённым опытом в рисовании; - творчески не инициативен, следует только показу воспитателя.
Сделать общий вывод по анализу продукта детской деятельности и наблюдению процессом деятельности детей.
Задание 7.
Планирование педагогической работы по художественному развитию дошкольников
1.Проанализировать варианты планирования работы по художественному развитию дошкольников. Анализ содержания календарно-тематического планирования воспитателя «Организация работы по художественно-продуктивной деятельности детей» в возрастной группе (по выбору, план воспитателя и беседа с ним).
2.Заполнить таблицу № 3.
Анализ календарно-тематического планирования
Содержание | Непосредственная образовательная деятельность (занятие) | Самостоятельная деятельность детей | Индивидуальная работа с детьми | Посещение выставок, музеев, экскурсий |
Ознакомление с живописью, рисунком, лепкой, аппликацией, конструированием, дизайном т.д. | ||||
Рисование (лепка) по представлению, по памяти, сюжетное рисование, рисование с натуры и т. д. | ||||
Примечание |
Выделить достоинства и недостатки формы планирования в данной группе, предложить изменения в план (на выбор), учитывая особенности специфики программы, реализуемой в ДОУ___________________
Характеристика на студентку: ФИО, группа, ДОУ (где проходила практика) по МДК 2
«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительной деятельности»
Профессиональные компетентности по МДК 2 «Практикум по художественной обработке материалов изобразительной деятельности» | Оценка руководителя «нужное подчеркнуть» |
Планирование совместной продуктивной деятельностью детей | Освоил, не освоил, требуется консультация |
Организации различных видов продуктивной деятельности дошкольников | Освоил, не освоил, требуется консультация |
Наблюдения и анализа продуктивной деятельности детей | Освоил, не освоил, требуется консультация |
Оценки продуктов детской деятельности; навыки работы по коррекции организации продуктивной деятельности детей | Освоил, не освоил, требуется консультация |
Руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы; рисовать, лепить; анализировать приемы организации и руководства продуктивными видами деятельности (рисование, лепка) с учетом возраста и психофизического развития детей. | Освоил, не освоил, требуется консультация |
Итоговая оценка по пятибалльной системе, рекомендации руководителя ДОУ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ