Тема II. Стилистические коннотации

2.1. Укажите функционально-стилистическую окраску приведенных ниже слов, распределив их в три группы: 1) книжные; 2) разговорные; 3) стилистически нейтральные. Проверьте себя по толковому словарю. Какими пометами, указывающими на разновидности функционально-стилистической окраски, сопровождаются некоторые слова из приведенного списка?

Генезис, промолчать, пройдоха, мот, расточитель, рациональный, ратификация, программа, лицемерить, девальвация, гостинец, пожитки, отречься, квалификация, адекватность, соответствие, уловка, добавить, башковитый, римейк, харизма, маргинал, инаугурация, разумный, тривиальный, краснеть, аффект, дальнобойщик, тусовка, папарацци, миллениум, изведать, пресловутый, окисление, светоч, импичмент, фирмач, мониторинг, повергнуть, объегорить, заваруха, качество, достояние, неординарный.

2.2. Подберите стилистические синонимы к приведенным в таблице словам или устойчивым выражениям. В случае затруднения обращайтесь к словарям синонимов.

Окраска слова или устойчивого оборота
Стилистически нейтральная Стилистически приподнятая (книжная) Стилистически сниженная (разговорная, просторечная)
победить повергнуть намять бока
есть
потерпеть фиаско
плакаться
высокопарно
порицать
покража
видеть
повелевать

2.3. Распределите данные слова в две группы: 1) с положительной эмоционально-экспрессивной окраской; 2) с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской. Укажите разновидности этой окраски (одобрительная, ласкательная, торжественная, ироническая, неодобрительная, шутливая, презрительная, пренебрежительная и т.д.). Отметьте слова, обладающие двуплановой стилистической окраской.

Номенклатурщик, либеральничать, личико, кляузник, обжора, мультик, капитулянт, клика, богатырь, краснобай, заинька, кустарщина, дерзновенный, свершения, славословие, достояние, совковый, миленький, брежневщина, буржуй, соратник, восхитительный, крохобор, недотепа, держава, неженка, показуха, борзописец, новоиспеченный.

2.4. Определите тип окраски выделенных в предложениях слов. Подберите к ним нейтральные синонимы. Объясните, почему автор использовал в тексте стилистически окрашенную лексику.

1. Эту старушенцию мы все не любили. Она всегда ухитрялась всучить тебе не ту книгу, которую ты сам хочешь взять, а ту, которую она хочет тебе дать. 2. Бывало, чтобы она отстала со своей книгой, скажешь, что ты ее читал, а она заглянет тебе в глаза и спросит: – А про что там говорится? И ты что-то бубнишь, а очередь ждет, а старушенция, покачивая головой, торжествует, и записывает на тебя опостылевшую книгу, и еще, поджав губы, кивает вслед тебе: мол, сам не понимаешь, какую хорошую книгу ты получил. 3. Зачем она его (дядюшку) привела, так и осталось для меня загадкой. То ли для того, чтобы выставить перед знакомыми две крайности нашего рода – вот, мол, наряду с некоторыми умственными провалами имеются и немалые сценические достижения, - то ли просто кто-то не пошел, и дядюшку в последнее мгновение прихватили с собой, чтобы не совсем пропадал билет. 4. Теперь у меня оставалась последняя слабая надежда – надежда на пожар. <…> Тем более за сценой я сам видел двери с обнадеживающей красной надписью: "Пожарный выход". Именно после того как я увидел эту дверь с надписью, у меня вспыхнула надежда, и я вспомнил душераздирающие описания пожаров в театрах.

(По Ф. Искандеру)

2.5. Определите, какую окраску приобретают в контексте выделенные курсивом слова. Влияет ли языковое окружение на изменение разновидности эмоциональной окраски слова?

1. К тому же я увидел за стеной и живого пожарника в каске. Он стоял у стены и с тусклой противопожарной неприязнью следил за мелькающими мальчишками и девчонками (Ф. Искандер). 2. Филипп Филиппович вошел в азарт. <…> Набравшись сил после сытного обеда, гремел он, подобно древнему пророку, и голова его сверкала серебром (М. Булгаков). 3. … Он бы прямо на митингах мог деньги зарабатывать, – мутно мечтал пес, – первоклассный деляга. Впрочем, у него и так, по-видимому, денег куры не клюют" (М. Булгаков). 4. – А ты сперва подумай, велика ли ты птица, чтобы мне из-за тебя с хозяином твоим ссориться (А.Н. Островский).

2.6. Укажите, какие стилистические недочеты допущены в следующих примерах, отобранных из материалов прессы, студенческих научных работ и школьных сочинений. Сделайте стилистическую правку (см. справочные материалы после упражнения). Устраните также другие виды ошибок.

1. Узость географии нефтедобычи в Сибири уже преодолена. 2. На конкурсе кулинаров поныровские кудесники плиты и сковородки удивили всех присутствующих своим мастерством. 3. Мы также поднимаем вопрос, и сейчас он продвигается, чтобы привлечь для удобрения полей такие составные элементы, как торф. 4. Давеча наш президент заявил, что переизбираться не будет. 5. Лермонтов показывает тех людей, у которых нравственный, духовный уровень на нуле. 6. В итоге хотелось бы отметить, что тема, поднятая автором в статье, давно уже тревожит светлейшие умы современных филологических наук. 7. Пушкин внедрил Татьяну в роман для образного противопоставления. 8. Студента Хлестакова приняли за ревизора и стали выстилаться перед ним, как перед настоящим. 9. Лиза ("Горе от ума") боится потерять свое служебное положение. 10. Следователь начинает давить на их молодую психику. 11. Первой в студии появилась Наташа Королева. Оказалось, что теперь она поступила в ГИТИС. Крутой актрисой, типа, стала. 12. (О детях) Им было четыре и шесть по факту, но четырнадцать и шестнадцать в душе. 13. Царь заботился о росте национальных кадров. 14. На Петра I мог заругаться любой человек. 15. Когда комары и мошки пьют нашу кровь дома, то мы включаем в розетку таблетку, и они дохнут, но, ночуя в машине, – это беда.

Справочные материалы

В современной лингвистической литературе собственно стилистическими принято считать такие ошибки (недочеты), которые связаны с нарушением требования единства стиля. Стилистический недочет возникает вследствие выбора слова, не соответствующего по своей дополнительной (функциональной или эмоционально-экспрессивной) окраске условиям и задачам речи.

Стилистические недочеты снижают выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств, наиболее характерных для данного функционального стиля.

К стилистическим недочетам относятся следующие нарушения нормы1:

- употребление слов иной стилевой окраски ("смешение стилей") ("Земляника сплетничает о судье, хотя тот является его родственником". ‘Сплетничает’ – разговорное, ‘является родственником’ – книжное);

- неуместное употребление эмоционально-экспрессивной лексики ("Я пожертвовала свое яблоко подруге");

- неоправданное употребление просторечных, диалектных и жаргонных слов ("От такой новости я вздрыгнул", ‘вздрыгнуть’ – жаргонизм; "Буду убираться в классе", ‘убираться’ – просторечие);

- употребление штампов ("Этот праздник оставил неизгладимый след в душах учеников");

- смешение лексики разных исторических эпох ("На богатырях кольчуга, брюки, варежки" – из сочинения по картине Васнецова "Три богатыря").

Наши рекомендации