Воспитание в первобытном обществе
История педагогики и образования
История педагогики как наука. Теоретико-методологические основы истории педагогики.
История Педагогики
– область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, сочетание во взаимосвязи с современными проблемами образования и педнаук;
– изучает законы становления и развития воспитания, обучения, школ, систем образования.
История Образования
– (и педмысли) область педнауки, изучающая развитие образовательной практики и педзнания в истории человека.
–одна из областей педагогики как науки, прослеживающая характер и особенности эволюции исторических основ, целей, содержаний, принципов, методов, средств О и В в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения основных педагогических теорий.
Философия О
– область исследований целей и ценностных оснований О, признаков формирования его содержания, направленности.
История педагогики как науки – одна из областей П. как науки, изучающая развитие теории и практической Д. в истории развития О, становления и развития обучения и воспитания детей в разных странах, в разные исторические эпохи, а также установление взаимосвязи с современными проблемами О исторических эпох во взаимосвязи с современными проблемами О и педнауки.
Предмет ИП –социализаци в широком смысле (умение жить в обществе без посторонней помощи), в узком (учебно-воспитательный процесс).
Функции ИП –
1. Системообразующая – формирование системы взглядов;
2. Оценочная – оценка конкретных историко-пед явлений;
3. Прогностическая – прогнозирование направления развития образования.
Объектомистории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.
Взаимосвязь истории педагогики с другими научными дисциплинами, , характеризуется тем, что содержание науки включает как исторические, так и обществоведческие знания, а также частные методики.
Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, теоретической основойосмысления педагогических явлений и теорий прошлого.
Историярассматривает широкий круг педагогических и социально-культурных явлений прошлого в процессе их исторического развития и эволюции.
Культурологияизучает педагогику и образование как часть исторического процесса развития общечеловеческой культуры.
Социологияисследует педагогику и образование как часть развития социальных институтов;
Педагогикавключает историко-педагогические знания как необходимую и важную часть в исследовании проблем воспитания, обучения и образования.
Цель формирование системы знаний,
- о ходе и результатах взаимодействия общества и школы и педагогики;
- о процессах воспроизведения школой и педагогикой сообществ и цивилизации;
- о механизме закрепления в сфере воспитания и обучения приобретенных человечеством культурных ценностей;
Методы
теоретические методы - метод теоретического анализа и метод синтеза, метод обобщения и метод конкретизации;
специфическим методам историко-педагогического исследования стоит отнести реконструкцию, описание и объяснение.
Реконструкция - воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями.
С помощью объяснениявыявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого.
Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен.
Источники-письменные источники (законодательные и нормативные акты, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма), вещественные источники (разнообразные результаты деятельности учащихся, дидактические пособия и средства воспитания), фото-, кино-, фонодокументы и др.
Воспитание в первобытном обществе.
Если всю историю человечества, а это свыше двух миллионов лет, условно приравнивать к 24 часам или одному метру, то на долю первобытного общества из них придется соответственно 23 часа 46 минут или 99 сантиметров. Это был самый продолжительный и невероятно трудный период истории человечества, тяжелейшее время его выживания и утверждения на Земле.
1. Дородовое общество.
2. Родовая община.
3. Период разложения первобытного общества.