Этапы развития воспитательной системы
Воспитательная система явление динамичное, поэтому для ее успешного создания и управления надо знать механизмы и специфику ее развития. Создание системы всегда связанно со стремлением организаторов и участников, к ценности интеграции. Разрешение противоречий, есть движущая сила развития воспитательной системы. На практике процесс интеграции проявляется в сплочении количества, в стандартизации ситуации, установлении устойчивой сети в межличностных отношениях, в развитии духовно-нравственных ценностей.
Воспитательная система в своем развитии проходит ряд этапов:
Становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа можно выделить прогностическую стадию. На этом этапе осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура.
устанавливаются связи между ее компонентами. Главная цель первого этапа - выработка нового педагогического мышления. Формируется коллектив единомышленников на данном этапе. Компоненты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочные, преобладают организационные аспекты. Осуществляется педагогический поиск, формируются стили общения, нарабатываются технологии, зарождаются традиции. Основными методами становления воспитательной системы являются методы: убеждения, требования, перспективы. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер.
Отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов самоуправления и соуправления. Утверждаются системообразующие виды деятельности, приоритетные направления системы, закрепляются традиции. Главными методами развития воспитательной системы становятся методы эффективных педагогических технологий: организация разносторонней деятельности, общения, опыта общественного поведения, стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Трудности данного этапа связанны с согласованием темпов развития ученического и педагогического коллектива.
Окончательное оформление системы. На данной стадии коллектив - это содружество детей и взрослых, связанных «диной целью, общей деятельностью отношениями сотрудничества, творчества. В центре - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практической личности, развитие демократического стиля руководства и отношений, повышение уровня культуры. Все это по мнению Е.В. Бондаревской
является ярким показателем обновления воспитания, опирающегося на принцип гуманизма. Внимание акцентируется на методах самовоспитания, саморазвития, самоконтроля и самооценки, происходит накопление традиций и передачи их от поколения к -поколению. Воспитательная система и среда активно и творчески
взаимодействует друг с другом.
Воспитательная система В. А. Караковского. Гуманистическая воспитательная система.
В основу содержания воспитательной системы были положены общезначимые ценности Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Гуманные отношения - главный механизм воспитания личности. В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла Оль ситуации выбора и ситуации успеха. В методах воспитания стали преобладать диалог, групповая дискуссия, метод создания педагогической ситуации, условий для самореализации личности.
Воспитательная система И.П.Иванова. «Педагогика общей заботы». В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество взрослых и детей, социально полезная направленность, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. «Педагогика общей заботы» поддерживала идеи коллективного творческого воспитания, единое целеполагание, общее участие в организации дела, ситуации-образы, эмоцион&аьное насыщение жизни коллектива. Примером может служить КТД. Методы «педагогики общей заботы» - соуправление, самоуправление. Главное - организация жизни коллектива.
Воспитательная система Н.Е. Щурковой.
Основываемся на ценностном, культурологическом и организационно-деятельностном подходах к воспитанию. Целью воспитания она считает формирование личности, способной строить жизнь, достойную Человека. Воспитательные сдачи решаются педагогом в совместной деятельности и общении с учащимися. Щуркова предлагает разнообразные виды и формы деятельности учащихся
-познавательную,
-творческую,
-трудовую.
-ценностно – ориентированную;
-художественную,
- спортивно-оздоровительную,
-общение.
Вывод: Воспитательных систем и путей их развития много.
31. Функции, основные направления и формы работы учителя, классного руководителя.
1.Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе (куратор, тьютор, наставник).
Функции классного руководителя:
- аналитическая (изучение и анализ индивидуальных способностей учащихся, коллектива, семейного воспитания уровня воспитанности коллектива и личности),
- органшиционно-координирующая (установление и поддержка снят школы и семьи, организация ВВР; работа с учителями данного класса),
- коммуникативная (формирование позитивных взаимоотношений между детьми, в системе «учитель-ученик»),
2. Обязанности классного руководителя:
-организация в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития личности.
-оказание помощи ученику в решении острых проблем,
-установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей.
Права классного руководителя:
-получать информацию о физическом и психическом здоровье детей.
-контролировать посещаемость уч занятий учениками его класса
-контролировать учебные успехи каждого ученика
-координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащегося.
- определять приемы индивидуальной работы с детьми и подростками, родителями.
-приглашать родителей в учебное заведение.
-участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета, научно-методического совета и др.
-вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности.
-создавать собственные воспитательные системы и программы.
-выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки пед. кадров.
Классный руководитель не имеет право:
-унижать личное достоинство воспитанника
-использовать оценку для наказания ученика
-злоупотреблять доверием ребенка
-использовать семью для наказания ребенка
-обсуждать за глаза своих коллег
3. Направления работы классного руководителя (содержание и формы работы).
1) Воспитание коллектива учащихся (адаптация, формирование отношений, традиции коллектива)
Диагностика, беседы, игровые ситуации
2) Педагогическая поддержка - оказание помощи в решении острых проблем.
Классные часы, творческие работы, обсуждение кинофильмов
3) Работа с социокультурно и педагогически запущенными детьми.
Индивидуальные встречи, поручения.
4) Изучение учащихся.
Анализ работ учащихся, беседы, игры конкурсы, соревнования.
5) Организация и проведение внеклассной работы, (показать на примере какую вне
классную работу проводит классный руководитель, куратор).
Экскурсии, встречи вечера, праздники, концерты.
4. Планирование работы классного руководителя
а) планирование обеспечивает научный подход, обеспечивает оптимальную организацию,
б) требования к планированию:
обеспечение единства целей и задач воспитательной работы,
соответствие содержание форм и методов возрастным и индивидуальным особенностям,
реальность плана,
согласованность с планом школы.
в) разделы плана:
-сведения о классе,
-цель и задачи учебно-воспитательной работы, .
-организационно-воспитательная работа,
-учебно-воспитательная работа,
-внеклассная работа,
-работа с родителями,
-работа с психологом и социальным педагогом,
-повышение квалификации.
Вывод: Деятельность классного руководителя должна быть направлена на развитие классного коллектива в целом и каждой личности.