Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

· чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения народной и профессиональной музыки Башкортостана, России и мира;

· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий на основе сопоставления произведений русской, башкирской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

· уважительное отношение к иному мнению, историко-культурным традициям других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

· приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

· развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и личностного смысла учения; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

· продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при роешении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

· формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

· развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

· формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями:

· формирование умения наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в урочной и внеурочной деятельности и ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.

· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской творческой деятельности;

· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

· овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

· приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

· формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

· участие в совместной деятельности на основе сотрудничества (определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности);

· умение слушать собеседника и вести диалог в процессе размышления о музыке, составления исполнительского плана, признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

· умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (справочная литература, пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.);

· умение выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдая нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Предметные результаты изучения музыки должны отражать:

· формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии;

• формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

· формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

· формирование общего представления о музыкальной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

• знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

· умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

· умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

· умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях;

· умение применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

Содержание начального общего образования по учебному предмету

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфоничес­кий, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Оценка достижений планируемых результатов освоения учебной программы

Итоговая оценка достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов по музыке имеет ряд особенностей, вытекающих из общих подходов к системе оценивания достижений требований стандарта и специфики самого предмета. Специфика оценки определяется тем, что музыка изучается как живое искусство в его неразрывной связи с жизнью. Поэтому оцениванию подлежат опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др., и соответствующие планируемым результатам знания и способы деятельности выпускников начальной школы. Полнота оценки планируемых результатов по музыке обеспечивается тем, что итоговая оценка выпускника начальной школы складывается из накопленной оценки различных учебных достижений и результатов выполнения итоговой работы.

Оценивание результатов начального образования по музыке каждого ученика носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок на каждом уроке на протяжении каждой четверти и всего учебного года. При этом учитывается степень активности учащегося не только в коллективно-творческой деятельности на уроке, но и в сфере внеклассной, внеаудиторной работы. Важным показателем успешности становления музыкальной культуры и достижения планируемых результатов является участие выпускников в различных формах культурно-досуговой деятельности класса и школы (музыкальные фестивали и конкурсы, театральные спектакли, ассамблеи искусств, концерты инструментальных, танцевальных и вокально-хоровых коллективов, проектная деятельность и другие мероприятия).

Накопленная оценка отражает динамику индивидуальных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, позволяет наглядно увидеть нарастающую успешность музыкально-творческой деятельности, объём и глубину знания музыки и сведений о музыке.

Впервые проводится оценивание подготовки учащихся по новым блокам — «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира», обобщённо представляющим содержание курса начальной школы. Предполагается, что при итоговой оценке достижения планируемых результатов по музыке все три содержательных блока учитываются практически в равной мере. Данный подход обеспечивает целостность охвата различных разделов курса, позволяет выявить темы, вызывающие трудности в усвоении младшими школьниками, а также установить методические проблемы при изучении того или иного материала. Это позволит учителям и методистам вносить коррективы в методику обучения музыке.

Особое внимание уделяется оценке сформированности умения выполнять учебные и художественно-практические задачи, самостоятельно действовать при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни (например, выбор песни или музыкального произведения для поздравления членов семьи, сверстников в СМИ; «Музыкальное поздравление», т. е. самостоятельное исполнение вокального или инструментального произведения для друзей, в кругу семьи). Достижение целого ряда планируемых результатов проверяется комплексными заданиями, которые в зависимости от сформированности музыкально-слухового опыта и способностей выпускника могут быть выполнены как на базовом, так и на повышенном уровне.

Разнообразные вопросы и задания базового и повышенного уровня дают учащимся возможность проявить артистизм в исполнении музыки разных форм и жанров, импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом, создавать композиции с применением современных средств выразительности (ИКТ).

Задания разного уровня позволяют оценить не только результативность освоения выпускником курса музыки в начальной школе, но и эффективность решения учителем ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. Следует иметь в виду, что невыполнение учащимися дополнительных заданий повышенного уровня не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

С примерами заданий и вопросов базового и повышенного уровня сложности, предлагаемые для текущей и итоговой оценки достижения планируемых результатов по всем разделам курса музыки (при условии их адаптации применительно к этапу обучения и особенностям реализуемой учебной программы) можно ознакомиться в сборнике: Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 / [Л.Л.Алексеева, М.З. Биболетова, А.А.Вахрушев и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с. – (Стандарты второго поколения).

Оценка достижений планируемых результатов

Критерий Содержание критерия
Осведомленность в музыке 2 балла - наличие обширных для данного возраста сведений о музыке, исполнителях, конкурсах, фестивалях и т.п., имеющих значимость и художественную ценность; 1 балл – проявление общего музыкального кругозора, не выходящее за пределы учебного курса музыки в начальной школе; 0 баллов – отсутствие общего музыкального кругозора (сведений о музыкальной жизни, композиторах, музыкальных произведениях, конкурсах и фестивалях и т.п.)
Интерес к занятиям музыкой 2 балла –наличие устойчивого интереса к урокам музыки, обостренное внимание к музыкальному искусству в целом; 1 балл –периодически возникающий интерес к урокам музыки, и/или каким-либо отдельным видам учебной деятельности и/или музыкальному искусству; 0 баллов – отсутствие интереса к урокам музыки и интереса к музыкальному искусству в целом
Эмоциональная отзывчивость 2 балла -яркое и постоянное проявление личностных чувств к музыке, ее исполнение и сочинение во всех видах учебной деятельности, не ограниченное уроками музыки; 1 балл –периодически проявляющиеся чувства при слушании, и /или исполнении, и/или сочинении музыки как минимум в одном виде учебной деятельности (не исключая рисунок, движение и т.п.) 0 баллов – отсутствие каких бы то ни было «музыкальных высказываний»
Сформированность вокально-хоровых и музыкально-ритмических навыков 2 балла –исполнение осмысленное, соответствует образному содержанию музыки и ее ритму, интонации отличаются выразительностью и чистотой при хорошей дикции; движение под музыку соответствует ее характеру; 1 балл– музыкальное произведение исполнено в основном осмысленно, в целом интонационно верно и в приближенном соответствии с музыкальным ритмом, передано в общем образное содержание музыки, произношение слов в пении достаточно отчетливое; движение под музыку соответствует ее характеру; 0 баллов –не сформированы вокально-хоровые и музыкально-ритмические навыки
Максимальное количество баллов - 10

Наши рекомендации