Проблемы социально-бытовой ориентации слепоглухих. внутренний мир слепоглухого человека.
Наблюдения показывают, что у многих слепоглухих молодых людей обнаруживается примитивность нравственных оценок и критериев, недостаточное осознание себя, своего «я», несформированность идентификации себя как члена семьи, как представителя определенной возрастной группы, как члена определенного сообщества инвалидов, как жителя определенной местности, как гражданина и т.д. Можно также говорить о бедности представлений слепоглухих о своем прошлом и будущем, о биографии своих близких, о жизненном пути человека вообще.
Такое развитие личности можно объяснить рядом причин. Во-первых, это причины, обусловленные собственно слепоглухотой, которая приводит к разной степени изолированности ребенка от внешнего мира. Такая изоляция неизбежно ведет к вторичным нарушениям развития — слабости и искаженности эмоциональных и социальных связей с широким миром людей.Она проявляется иногда в затянувшемся на всю жизнь эгоцентризме, когда слепо-глухой превращается в центр изолированного от других, собственного внутреннего мира. Сюда же можно отнести сложности в определении слепоглухим человеком индивидуальных и особенно возрастных различий между людьми, в идентификации себя самого. К этой группе причин относится и чрезвычайно большая зависимость слепоглухого ребенка от повседневной помощи других людей, невозможность своевременного формирования всех необходимых бытовых навыков (приготовления пищи, умения делать покупки, самостоятельно пользоваться транспортом и т.д.). Это может привести к развитию пассивной и даже иждивенческой жизненной позиции, создать почву для развития эгоизма, отторжения от интересов других людей, выделения собственных интересов и нужд как главных не только для самого слепоглухого, но и для его окружения.
Вторая группа причин является также вторичной по отношению к сенсорным нарушениям ребенка и связана с отношением к нему окружающих людей. Окружающие слепоглухого ребенка близкие люди могут проявлять к нему излишнюю жалость. Очень часто родители достаточно долго ориентируются только на возможность излечения ребенка, не допуская даже мысли о том, что нужно приспособиться к новым условиям существования. Требования к ребенку могут резко снизиться, а оценка успешности его действий стать излишне высокой или даже неадекватной. Может создаться ситуация гиперопеки, когда ребенок становится центром существования семьи и интересы всех других ее членов отодвигаются на второй план, считаются незначительными. Возможным результатом становится завышенная самооценка ребенка, стремление уйти от любых трудностей, а не преодолеть их.
К третьей группе причин можно отнести проблемы, связанные с практикой обучения, при которой сам ребенок на протяжении всего школьного обучения остается его объектом. Не он учится и воспитывается, а его учат и воспитывают. В особых условиях детского дома или школы-интерната, где ребенок постоянно находится среди таких же детей, как он сам, у него не возникает потребности осознать свой дефект и возможности его компенсации, подумать о влиянии нарушения зрения и слуха на его будущую самостоятельную жизнь среди по-другому видящих и слышащих людей.
Превратить слепоглухого учащегося из объекта обучения в его субъекта — задача будущего, только складывающегося нового содержания обучения слепоглухих детей. Необходимо дать ребенку с нарушенным слухом и зрением возможность стать субъектом обучения и осознать сложность препятствий, которые перед ним ставит слепоглухота на пути включения в жизнь общества.
С одной стороны, помощь непосредственно окружающих ребенка людей открывает ему возможности личностного развития, с другой, ограничивает и даже искажает это развитие.
Определенной попыткой вырваться за рамки этого противоречия в воспитании слепоглухих являются новые программы обучения слепоглухих детей социально-бытовой ориентировкеи формирования читательской деятельности. Целью этого обучения является формирование активной и осознанной жизненной позиции.
Все вышесказанное относится прежде всего к случаям врожденной или рано наступившей слепоглухоты, а именно они указываются в анамнезе большинства воспитанников специальной школы для таких детей. Однако среди них есть дети со множественными нарушениями. Дети, ставшие слепоглухими в результате внутриутробной инфекции, глубокой недоношенности или других причин, могут иметь серьезные поражения головного мозга, которые проявляются в их двигательной недостаточности или серьезном нарушении психического развития. Опыт обучения и воспитания детей со множественными нарушениями в школах для слепоглухих показал, что во всех случаях можно было добиться определенного прогресса в их развитии. Но обучение большинства детей с выраженной умственной отсталостью продвигалось очень медленно, формирующиеся навыки характеризовались крайней косностью и трудностью переноса их в новые условия, дети были пассивны и безынициативны в общении. В тяжелых случаях требовалось не менее трех лет обучения для того, чтобы добиться более или менее стойкого закрепления полученных ребенком бытовых навыков.
По-разному развиваются у этих детей и средства общения. Они могут остаться на уровне неопределенного требования к взрослому, который мы определяли как «непосредственный показ», когда слепоглухой ребенок тянет за руку взрослого по направлению к заинтересовавшему его предмету или помещению. Другие могут общаться с помощью собственно предметов, связанных с созданием желаемой ситуации: показывая таким образом взрослому, чего бы они хотели. Ряд детей могут использовать в общении только естественные жесты и отдельные дактильные буквы и слова. Многие из них нуждаются в постоянном контроле и сопровождении со стороны взрослых до конца своей жизни.
Особой и пока малоизученной проблемой является обучение слепоглухих детей с выраженными двигательными нарушениями. Двигательные нарушения часто делают невозможным самостоятельное передвижение ребенка и развитие у него привычных средств общения — жестов и дактилологии. В США и странах Западной Европы таких детей пытаются обучать речи с помощью специально оборудованных компьютеров. Например, для слабовидящего глухого ребенка с детским церебральным параличом оборудуется специальная приставка к персональному компьютеру, которая позволяет ему писать буквы на дисплее с помощью сохранных движений. В более тяжелых случаях, когда нарушенными являются не только слух, зрение и двигательная сфера, но и интеллектуальное развитие ребенка, используются так называемые «коммуникативные доски», на которых наклеены копии реальных предметов или их простые изображения, и ребенок может любым доступным ему движением показать взрослому, что он хочет.
Наш опыт обучения слепоглухих детей и детей с множественными нарушениями убеждает нас, что нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения. Даже небольшое продвижение в развитии способствует обретению большей самостоятельности и, следовательно, уверенности в себе. Успехи ребенка во многом бывают обусловлены мужеством его близких, их оптимизмом и уверенностью в своих силах.
Особенно остро переживает слепоглухой человек нежелание встречного человека заметить проблему, обратить внимание на трудности, которые испытывает человек без зрения и слуха: "Нелегко бывает просто привлечь к себе внимание, добиться, чтобы к тебе подошли и взяли за руку". Ожидание помощи слепоглухим человеком иногда приводит к тому, что такого человека принимают за нищего и протягивают ему монеты вместо помощи, либо публика просто глазеет на необычного человека и не желает оказать содействие в затруднении. А.В. Суворов неоднократно описывает ситуации особенных затруднений, испытываемых в транспорте, в толпе людей, когда даже белая трость слепого не воспринимается спешащей публикой как сигнал о необходимости чуть более аккуратного поведения. Не раз случалось так, что слышащие и видящие люди спотыкались о трость, ломали ее, а иной раз и опрокидывали самого слепоглухого человека с лестницы.
В силу серьезных социальных проблем (например, отсутствие специализированной службы сопровождения и перевода слепоглухим) человеку с проблемами зрения и слуха приходится периодически отправляться для решения житейских проблем самостоятельно в магазин, в различные учреждения. Естественно, что в определенные моменты такому человеку требуется помощь встречных прохожих: перевести через дорогу, указать путь, когда слепоглухой путник заблудился. А.В. Суворов (1996) разработал систему записок, которые могли бы привлечь внимание прохожих, пояснить собственное затруднение и проясняли способы общения с таким человеком. Опыт использования такого рода записок привел к тому, что А.В. Суворов выделил ряд категорий слышащих и видящих встречных, которые либо в большей степени готовы к общению со слепоглухим человеком, либо теряются, страшатся и не в состоянии адекватно отреагировать на запрос о помощи. Выясняется, что, по мнению слепоглухого исследователя, наиболее мобильны, подвижны в восприятии непривычного являются дети разного возраста, а также "люди в погонах" ("Из своего опыта самостоятельного хождения по улицам, я вывел обобщение, что дети ориентируются относительно моей слепоглухоты гораздо быстрее, помогают мне гораздо охотнее, чем зрячеслышащие взрослые", "Я заметил, что кроме детей скорее всего мне приходят на помощь люди в военной форме, с погонами, они тоже не шарахаются, а берут протянутую руку».
Особую серьезную обиду у слепоглухого человека вызывает неготовность слышащих и видящих людей принять иную систему общения с таким человеком- специальные средства общения, которые позволяют при отсутствии зрения и слуха им не быть выключенными из сферы общения с окружающим миром - использование дактилологии (пальцевой азбуки), языка жестов. С одной стороны, слышащие и видящие стесняются таким образом общаться со своим слепоглухим спутником в обществе ("Многие приходят прямо в ужас то того, что "люди смотрят", с другой стороны видящие и слышащие люди оказываются не готовыми сами написать необходимую реплику на ладони слепоглухого человека, оказавшегося в затруднении ("Писать же пальцем никак не решаются. Для них, очевидно, это слишком непривычное, дикое применение пальца. Проще сорвать голос, чем написать хотя бы одну букву".
Болезненно воспринимается слепоглухим человеком и нежелание слышащего и видящего принять во внимание необходимость использования тактильного способа получения информации (в отличие от зрительного и слухового) как при общении, как таковом, так и при осмотре каких-либо предметов или конструкций ("Видите ли "некрасиво". Что "некрасиво"? Разговаривать руками и вообще делать руками то, что другие делают с помощью глаз и ушей. Требовать от меня вести себя "как все"... требовать этого бесчеловечно", "Как-то я с одним свои другом собрался в Ленинград. Перед самым отправлением поезда уже в купе кто-то из провожающих попросил меня, по возможности, вести себя в Ленинграде "как все зряче-слышащие", чтобы на нас с другом поменьше глазели. Я ответил взрывом:
- Ни в коем случае! - додумав: " Тогда уж лучше никуда не ехать". Человек опешил:
- Почему? Я - немного спокойнее: - Потому что я не зрячеслышащий."
Серьезным испытанием для слепоглухого человека, по мнению А.В. Суворова, является невнимание слышащего и видящего собеседника к проблемам человека без зрения и слуха. Особенно болезненно им воспринимается принятая в среде слышащих и видящих людей "игра в узнавание", основанная на мифе о том, что слепоглухой может узнать другого человека по прикосновению. В основе ее лежи г элементарная бестактность, а также дремучее невежество в области ориентировки без слуха и зрения. ...требование "узнать" может причинять слепоглухому жестокую боль, напоминая ему о его слепоте и глухоте". Привычка некоторых слышащих и видящих люден двигался в пространстве во время разговора и отдаляться от собеседника может- приводить к негативным чувствам и реакциям слепоглухого человека (О.П. Скороходова, 1990; А.В. Суворов, 1996). Дело в том, что слепоглухому человеку трудно ориентироваться в настроении слышащего и видящею собеседника, если нарушен прямой контакт с ним (через прикосновение). Помимо этого, человеку с двойным сенсорным нарушением затруднительно ориентироваться в направлениях движения слышащего и видящего собеседника - возникает ощущение покинутости и невнимания к себе.
Из анализа текстов слепоглухих авторов вытекает, что слышащие и видящие люди с трудом готовы принять тот факт, что многие ситуации в жизни им по силам разрешать спонтанно, не задумываясь о том, какие серьезные трудности в решении этих же проблем могут испытывать слепоглухие люди в силу пораженного зрения и слуха.
Список использованной литературы:
1. Слепоглухота // Специальная психология/ под ред. В.И. Лубовского. – М.: Academa, 2003. - стр. 391 - 405