Причины и профилактика нарушений зрения

85% информации человек получает через органы зрения.

Орган зрения представлен глазным яблоком и вспомогательным аппаратом. Глазное яблоко находится в глазнице черепа и удерживается в ней с помощью трех пар мышц.

Глазное яблоко покрыто тремя оболочками. Наружная – белочная или склера. На передней поверхности она переходит в прозрачную роговицу. За белочной оболочкой следует сосудистая, питающая глаз. На передней поверхности она переходит в радужную, содержащую пигменты, от которых зависит цвет глаз. Посередине радужки находится отверстие – зрачок, через который лучи света проникают внутрь глаза. Внутренняя оболочка глаза называется сетчаткой. Она имеет сложное строение. Состоит из 10 слоев. В ней находятся колбочки и палочки. Это видоизмененные светочувствительные зрительные клетки. С помощью колбочек осуществляется восприятие цвета. С помощью палочек – свет. От нервных клеток сетчатки отходит зрительный нерв, который подает информацию в затылочную долю коры больших полушарий.

Между роговицей, радужкой и хрусталиком находится пространство, заполненное водянистой жидкостью. За зрачком расположено тельце – хрусталик, заключенный в прозрачную сумку. С помощью двух ресничных мышц он удерживается в глазу. Все внутреннее пространство глаза, находящееся за хрусталиком и радужкой, заполнено стекловидным телом. Таким образом, зрительный анализатор состоит из рецепторного отдела (сетчатки), проводникового (зрительного нерва), коркового (затылочная область коры больших полушарий).

Периферический отдел выполняет защитную функцию. К нему относятся: брови, ресницы, веки, слезная железа.

Острота зрения у новорожденных очень низка и только к 5 годам приближается к норме. Затем, в большинстве случаев (80 – 90%), у детей и подростков остается несколько выше, чем у взрослых. В возрасте 18 – 60 лет острота зрения остается неизменной.

Поле зрения у детей значительно уже, чем у взрослых, но с возрастом быстро увеличивается (особенно в 6 – 8 лет) и продолжает расширяться до 20 – 25 лет. Восприятие пространства начинает формироваться с трехмесячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора.

Объемное зрение, т. е. восприятие формы предмета, начинает формироваться с 5 месяцев. Этому способствует совершенствование координации движений глаз, фиксации взора на предмете, улучшение остроты зрения, взаимодействие зрительного анализатора с другими.

В интервале между 6-м и 9-м месяцем у ребенка возникает представление о глубине и отдаленности расположения предметов.

Специфическая реакция зрительного анализатора на различные цвета у детей наблюдается сразу после рождения. Порядок восприятия различных цветов предположительно таков: желтый, белый, розовый, красный, коричневый, черный, голубой, зеленый, фиолетовый. В 6 месяцев дети различают все цвета, начинают выбирать игрушки по цвету, но правильно называют все цвета лишь с 3-х лет.

Глаза у большинства новорожденных (90%) характеризуются небольшой дальнозоркостью. К 8 – 12 годам она постепенно исчезает. Однако у 30 – 40% детей в результате увеличения размеров глазного яблока развивается близорукость (миопия). Это следствие увеличения внутриглазного давления при длительном чтении в положении сидя с большим наклоном головы, при напряжении аккомодации, происходящем при недостаточном освещении и продолжительном рассматривании мелких предметов (дошкольный и младший школьный возраст), а также при врожденном удлинении глазного яблока.

Предрасположенность к близорукости может передаваться по наследству.

Длительное чтение, письмо, работа с компьютером, просмотр телепередач сопровождаются сильным напряжением глаз и поэтому требуют ограничения во времени.

В целях профилактики развития близорукости необходимо приучать детей рассматривать предметы (особенно книгу при чтении) на расстоянии 35 – 40 см от глаз. Непрерывная продолжительность чтения в младших классах не должна превышать 15 – 20 мин, для среднего возраста – 25 – 30 мин, для старшеклассников – до 45 мин.

Существуют и ограничения при работе на компьютере. Для учащихся 1-х классов – 10 мин, 2 – 5-х – 15 мин, 6 – 7-х – 20 мин, 8 – 9-х – до 25 мин. для школьников 10 – 11 кл., имеющих сдвоенные уроки, на первом часу – 30 мин, а на втором – 20 мин.

Профилактикой близорукости является обеспечение рационального освещения рабочих мест. Свет должен падать с левой стороны. Для защиты глаз от прямого солнечного света рекомендуется применять светозащитные козырьки у окон.

Для освещения классной доски необходима установка специальных светильников. Окраска стен – теплые тона, светлые, матовые. Доска – коричневая, зеленая матовая. Классная доска размещается на расстоянии не меньше двух метров от первых парт.

Сохранение зрения во многом зависит от посадки детей во время занятий. Рассаживать детей за столы в соответствии с их ростом и состоянием зрения. Педагог должен следить, чтобы дети, которым назначены очки, пользовались ими. Детей с нарушением зрения нельзя направлять на работы, связанные с подъемом тяжестей. Просмотр телепередач на расстоянии 2 – 3 м.

Большую роль в сохранении зрения имеет правильный режим дня. Беспорядочный образ жизни, систематическое недосыпание, злоупотребление просмотром телепередач вредно сказываются не только на зрении, но и на здоровье в целом. Восстановить работоспособность зрительного анализатора позволяет отдых продолжительностью 6 – 10 минут, особенно в сочетании с движениями.

Тема. Слуховая сенсорная система

Слуховой анализатор позволяет человеку воспринимать звуковые раздражения. Слух обеспечивает человеку получение информации из внешнего мира, способствует формированию адаптивных реакций, познавательной деятельности человека и является необходимым фактором развития речи и речевого общения. Слушая речь, ребенок начинает понимать её, а затем уже учится говорить. Потеря слуха в раннем возрасте приводит к утрате речевой способности.

Орган слуха состоит из трех частей – наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо образовано ушной раковиной, улавливающей звуковые колебания, наружным слуховым проходом, в котором происходит усиление интенсивности и уменьшение амплитуды звуковых колебаний, и барабанной перепонкой. Наружный слуховой проход имеет длину 25 – 35 мм, выстлан кожей с тонкими волосками и большим количеством сальных и серных желез. Серные железы выделяют антибактериальное вещество – «серу», защищающую ухо от проникновения инфекции. Барабанная перепонка находится на границе наружного и среднего уха. Она передает звуковые колебания в среднее ухо на цепь слуховых косточек.

Среднее ухо заполнено воздухом. В нем имеются три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко, соединенные между собой суставами. Звуковые волны передаются через цепь слуховых косточек на мембрану овального окна, отделяющую внутреннее ухо от среднего. Барабанная полость соединена с носоглоткой при помощи слуховой (евстахиевой) трубы, через которую происходит выравнивание давления воздуха внутри среднего уха по отношению к наружному атмосферному давлению.

Внутреннее ухо расположено в пирамиде височной кости; оно отделено от среднего овальным и круглым окнами. В нем расположен спирально закрученный костный канал (улитка). Внутри костного лабиринта находится перепончатый, в котором располагается кортиев орган, состоящий из рецепторных клеток, несущих на своей поверхности слуховые волоски. Между костным и внутри перепончатого лабиринтов находится перилимфа и эндолимфа. Звуковые колебания вызывают их движение. При этом раздражаются волосковые клетки, их раздражения превращаются в нервные импульсы, которые по слуховому нерву проводятся в височную долю коры больших полушарий.

Таким образом, слуховой анализатор состоит из:

– волосковых клеток (рецепторный отдел);

– слухового нерва (проводниковый);

– височной доли коры больших полушарий (корковый).

Анатомическое строение органа слуха у детей младшего школьного возраста такое же, как у взрослых. Однако острота слуха у детей ниже, чем у взрослых. Она постепенно увеличивается до 14 – 19 лет.

Слуховому анализатору присуще свойство адаптации. При длительном действии сильных звуков его возбудимость понижается, а при длительном пребывании в тишине – повышается. Пороги слышимости изменяются с возрастом.

У детей младшего школьного возраста он выше, чем у взрослых. Способность различать высоту тонов зависит от разных причин, в том числе и от врожденных особенностей. Музыкально одаренные дети уже в раннем возрасте способны не только различать высоту тонов, но и безошибочно определять каждый из них. Такой музыкальный слух называется абсолютным. На уроках пения необходимо тренировать музыкальный слух детей. Это является одним из немаловажных условий гармонического формировании личности.

Наши рекомендации