Глава 1. гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина
ВВЕДЕНИЕ
Занятия гимнастикой предъявляют к занимающимся свои особые требования и оказывают на них специфическое воздействие. Гимнастические упражнения в совокупности со словом педагога, музыкой, условиями проведения занятий обладают огромным по разносторонности влиянием на человека как на личность и как на субъект познавательной и практической деятельности в целом.
Содержание учебника обогатит занимающихся гимнастикой специальными знаниями, умениями и навыками, поможет приобрести спортивный опыт. Книга ориентирует студентов на овладение не только учебным материалом по гимнастике, но и знаниями по другим, смежным дисциплинам, что обеспечит разностороннюю образованность будущего педагога, его нравственность, воспитанность и хорошую подготовленность по гимнастике. В связи с этим при работе над учебником коллектив авторов исходил из следующих принципиальных положений.
1. Гимнастика является дисциплиной спортивно-педагогической. Она имеет свои специфические средства и методы воздействия на занимающихся, свою теорию и историю.
2. Гимнастические упражнения в сочетании с другими средствами обладают возможностью избирательного и разностороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся.
3. Гимнастические упражнения многоструктурны и многофункциональны. Эти свойства открывают широкие возможности для подбора упражнений и совершенствования способов их применения в оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных целях.
4. При овладении гимнастическими упражнениями в активное взаимодействие вовлекаются все органы и системы организма, включая психику занимающихся. Они действуют как личности, как субъекты познания и практической деятельности. Это открывает широкие возможности для совершенствования способов применения упражнений в оздоровительных, образовательных и воспитательных целях.
5. Гимнастические упражнения и комплексы из них могут применяться (в качестве тестов) при изучении (оценке) и развитии способностей к различным видам спортивной, учебной и профессиональной деятельности.
6. Успех в овладении знаниями, двигательными умениями и навыками в области гимнастики рассматривается в зависимости от способностей занимающихся и методического мастерства педагога. Взаимоотношения между педагогом и учеником носят личностный характер. Они должны хорошо и всесторонне знать друг друга. Их взаимоотношения могут быть непосредственными и опосредованными — через учебный материал, членов коллектива и других лиц, имеющих дело с обучением и воспитанием занимающихся гимнастикой (родители, школьные учителя, врач).
7. Методологической основой содержания учебника является учение о личности, деятельности и способностях, теория познания, системно-структурный подход к изучаемым явлениям и принцип историзма.
Учебник состоит из трех самостоятельных и в то же время логически увязанных между собой частей. В первой части изложены основы теории и методики гимнастики, даны ее характеристика как спортивно-педагогической дисциплины и история развития. Достаточно полно приводятся терминология, основы техники и методика обучения гимнастическим упражнениям, способы предупреждения травматизма, характеристики физкультурных залов, гимнастических площадок и их оборудования. Завершается эта часть главой, содержащей рекомендации по ведению научной работы по гимнастике.
Во второй части речь идет об основных средствах гимнастики: строевых, общеразвивающих, прикладных, акробатических упражнениях, упражнениях на гимнастических снарядах, а также о художественной и ритмической гимнастике.
Третья часть посвящена формам занятий гимнастикой в школе: уроку гимнастики, особенностям занятий с детьми подготовительной и специальной медицинской групп, массовым гимнастическим выступлениям, планированию и учету работы по гимнастике, организации и проведению соревнований, прогнозированию способностей и спортивной тренировке юных гимнастов, спортивной ориентации, консультации и методике начального отбора детей для занятий гимнастикой со спортивной направленностью.
Часть первая
ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИМНАСТИКИ
Глава 1. ГИМНАСТИКА КАК СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА