Рассмотрим этапы лабораторного занятия

Первый, так называемый организационный, предполагает проверку явки учащихся, контроль их готовности к занятиям и их психологическую подготовку к занятиям.

Второй этап — по усмотрению педагога— может быть, а может отсутствовать. Назовем его актуализацией опорных знаний. Так называют восстановление в памяти учащихся, выявление акту­альных для изучения нового материала, базовых знаний. Формы могут быть различными — это и специально организованный кон­троль знаний, и проверка результатов домашнего задания (если таковое имело место), и диалог во время последующего объясне­ния учебного материала.

Третий этап занятия— обязательный на каждом занятии — ввод­ный инструктаж. Он предваряет практическую часть занятия и носит самый разнообразный характер в зависимости от темы занятия.

На вводном инструктаже демонстрируются заполненные документы, отчеты, педагог показывает как правильно составлять, к примеру, конспект лекций. Педагог на вводном инструктаже приводит типичные ошибки, обычно характерные при обучении, указывает причины, их вы­зывающие или меры предупреждения.

Следующий этап занятия— прак­тические работы учащихся, которые могут носить разнообразный характер (выполнение упражнений, лабораторно-практические работы, игры учебно-производствен­но характера и др).Этот этап совпадает с текущим инструктированием педагога, когда осуществляется достоверный контроль понимания учащимися нового материала.

Текущий инструктаж может быть индивидуальным или групповым и диктуется необходимостью.

Завершает занятие заключительный инструктаж. Традиционно он включает в себя: подведение итогов выполнения учебных задач; разбор допущенных ошибок и выявление их причин; сообщение результатов работы каждого; объявление, что необходимо проработать дома (повторить к следующему занятию).

Вопрос 16. Контроль хода учебного процесса, проверка ЗУН профессионального обучения. Оценка успеваемости, учет процессов и результатов обучения в профессиональном образовании. Управление учебно познавательной деятельностью.

Проверка и оценка знаний – составная часть процесса обучения, осуществляется путем систематизированного контроля за учебной деятельностью обучаемых на занятиях и дома с помощью устных, письменных, графических и практических заданий и непосредственного наблюдения за их работой. Проверка и оценка знаний выполняют контролирующую, обучающую, образовательную, воспитывающую, корректирующую и информационную функции.

Контролирующая функция состоит в выявлении знаний, умений и навыков обучаемых, усвоенных на каждом этапе обучения. Для определения готовности их к дальнейшему обучению. Обучающая и образовательная функции в том, что обучаемый не только отвечает на вопросы педагога и выполняет его задания, но и осмысливает ответы товарищей, вносит в них свои коррективы, что способствует развитию познавательных способностей учащихся.Воспитывающая функция проверки и оценки проявляется в систематическом контроле за учебной деятельностью обучаемых, повышает ответственность обучаемых за выполняемую работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные педагогом задачи, правильно оценивать свои учебные возможности.

Проверка и оценка результатов обучения – процесс выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности с требованиями, заданными учебными программами, целями обучения, государственными образовательными стандартами. Выражается в форме отметки (в баллах) или словесного суждения педагога.

На практике для проверки результатов обучения применяют самые различные вопросы, упражнения, задания. По форме ответов на них можно выделить две основные группы: задания со связанными ответами и задания со свободными ответами. Задания со связанными ответами состоят из готовых ответов. Которые должны самостоятельно выбрать ученики. Ответ на такой вопрос легко фиксировать и однозначно оценить. Задания со свободными ответами предполагают самостоятельный ответ учеников без каких-либо ограничений и подсказок.

Формы и методы проверки и оценки результатов обучения.

В педагогической литературе обычно выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический), итоговый. Предварительный контрольслужит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент. Текущий контрольявляется одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Периодический (рубежный) контрольпозволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Итоговый контрольнаправлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

По числу проверяемых и характеру вопросов проверка может быть индивидуальной, фронтальной и комбинированной.

Фронтальная проверка применяется для контроля небольшого по объему материала, подлежащего обязательному усвоению (правила, даты, законы и т.д.). Разновидность фронтальной проверки – комплексная – основана на оценке результатов различных видов работы обучаемых на уроке: ответы на вопросы педагога, дополнений к ответам других учеников, выполнение письменных, графических и практических заданий.

Устная проверка – наиболее гибкий метод контроля – применяется на всех этапах обучения и помогает легко поддерживать контакт с обучаемыми, следить за их мыслями и действиями, корректировать ответы. Письменный контроль экономичен во времени, дает возможность одновременно выявить подготовленность к обучению всей группы обучаемых и каждого ученика, отличается индивидуальным характером выполнения задания, однако требует много времени на проверку выполненных работ. Основными его формами являются диктант, изложение, письменные ответы на вопросы и контрольные письменные работы, проводимые на занятии. Домашние письменные работы (сочинения, рефераты и пр.), позволяя экономить время на занятии, не всегда дают учителю объективные результаты подготовленности ученика.

Вопрос 17. Средства обучения. Материально техническое обеспечение учебного процесса по предметам теоретического обучения. Формирование педагогических средств в соответствии с выбранной методической системой.

Средство обучения – это материальный и идеальный объект, который использован педагогом и обучаемыми для усвоения новых знаний. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы. Модели. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и обучаемые для усвоения новых знаний. Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения. Связь средств и методов обучения неоднозначна: средства обучения чаще всего могут использоваться в сочетании с различными методами и наоборот: для использования одного метода можно подобрать несколько адекватных (соответствующих) средств. По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума – к средствам учения. Средства преподавания. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.

Оборудование учебного кабинета - Материальные средства, необходимые для усвоения учебной информации, составляют систему, производную от учебной программы. Она строится следующим принципам:1)Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении. Быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид и т.д.2) Все приборы, имеющие общее назначение должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам.3) Количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы.4) Средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы учебного учреждения.

Рациональной формой организации системы средств обучения является кабинетная система, в которой все средства обучения по циклу дисциплин располагаются в одном помещении – кабинете.

Наглядные пособия классифицируются в три группы: 1) объемные пособия (модели, коллекции, аппараты и т.п.); 2) печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы и т.п.); 3) проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.).

Технические средства обучения (ТСО) – это устройства, помогающие педагогу обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Вопрос 18. Перспективная подготовка преподавателя к занятиям по предмету. Проектирование учебного процесса и педагогической технологии в форме перспективно тематического плана.

Планирование своей работы и обеспечение деятельности учащихся – основа научной организации процесса обучения. Преподаватель знает свою нагрузку на следующий год еще до конца текущего года – или он продолжает работу со своей группой на очередном году обучения, или готовиться принимать другую группу. Опытные педагоги на кануне конкретного занятия проводят только окончательную отработку и систематизацию материала. Изучение и распределение фактического материала, подготовка материальной базы, подбор наглядных пособий и технических средств, все эти составляющие работы выполняются заранее, причем подготовка ведется в разрезе всей темы. Единой строго обязательной формы тематического планирования нет. Педагог вправе сам определять структуру и содержание перспективно тематического плана. При этом можно широко использовать существующие в учебных заведениях паспорта учебно- методического обеспечения производственного обучения, в которых учтено наименование, характеристика и количество имеющихся в наличии учебной и учебно- методической документации. Независимо от формы плана при перспективном планировании необходимо учитывать ряд методологических методов: 1. учебная программа для конкретной группы распределяется по темам, соответствующие конкретным занятиям, при планирование необходимо учитывать логическую последовательность и взаимосвязь уроков, т.е. должна быть целостная система. 2. в соответствии с программой определяется круг теоретических сведений, которые следует закрепить на практике, важно лишь, что бы они относительно равномерно распределялись по занятиям, были логично увязаны в целостную систему и включали необходимые технические понятия, которые педагог планирует передать в процессе обучения (при подготовке плана преподаватель использует технические средства обучения). 3. при перспективном планировании наиболее существенным является определение круга практических действий учащихся в процессе упражнений или самостоятельной работы. Важным здесь является выбор из перечней учебных работ конкретного задания, запланированного к решению учащимися на данном занятии. Перспективное планирование в значительной степени облегчает работу преподавателя при подготовке к очередному занятию. Чем полнее и продуманнее перспективное планирование тем легче преподавателю составлять поурочные конспекты. Полный перспективно тематический план должен содержать следующие моменты: номер занятия, тему занятия, цель, методы обучения, тип урока, вид, способ организации, дидактические средства обучения, домашнее задание и примечание по желанию.

Вопрос 19 Проектирование учебного процесса в форме поурочного плана и конспекта урока

Поурочный план – как педагогический проект. План учебного занятия (поурочный план) представляет собой личный документ преподавателя, и жестких предписании относительно его формы и содержания нет. План необходим преподавателю в работе, поскольку он помогает в ее организации, облегчает процесс проведения учебного занятия, акцентирует внимание на главном. Поурочные планы в совокупности (по всемукурсу) характеризуют стиль работы преподавателя, а их изменение и обогащение из года в год демонстрируют развитие профессионального мастерства.

План учебного занятия обязательно включает в себя такие элементы; как цель, ход занятия, оснащение учебного процесса, домашнее задание. В число компонентов плана могут входить методы обучения, актуализация знаний по другим предметам, затраты времени на каждую часть занятия.

Наши рекомендации