Рассмотрим этапы лабораторного занятия
Первый, так называемый организационный, предполагает проверку явки учащихся, контроль их готовности к занятиям и их психологическую подготовку к занятиям.
Второй этап — по усмотрению педагога— может быть, а может отсутствовать. Назовем его актуализацией опорных знаний. Так называют восстановление в памяти учащихся, выявление актуальных для изучения нового материала, базовых знаний. Формы могут быть различными — это и специально организованный контроль знаний, и проверка результатов домашнего задания (если таковое имело место), и диалог во время последующего объяснения учебного материала.
Третий этап занятия— обязательный на каждом занятии — вводный инструктаж. Он предваряет практическую часть занятия и носит самый разнообразный характер в зависимости от темы занятия.
На вводном инструктаже демонстрируются заполненные документы, отчеты, педагог показывает как правильно составлять, к примеру, конспект лекций. Педагог на вводном инструктаже приводит типичные ошибки, обычно характерные при обучении, указывает причины, их вызывающие или меры предупреждения.
Следующий этап занятия— практические работы учащихся, которые могут носить разнообразный характер (выполнение упражнений, лабораторно-практические работы, игры учебно-производственно характера и др).Этот этап совпадает с текущим инструктированием педагога, когда осуществляется достоверный контроль понимания учащимися нового материала.
Текущий инструктаж может быть индивидуальным или групповым и диктуется необходимостью.
Завершает занятие заключительный инструктаж. Традиционно он включает в себя: подведение итогов выполнения учебных задач; разбор допущенных ошибок и выявление их причин; сообщение результатов работы каждого; объявление, что необходимо проработать дома (повторить к следующему занятию).
Вопрос 16. Контроль хода учебного процесса, проверка ЗУН профессионального обучения. Оценка успеваемости, учет процессов и результатов обучения в профессиональном образовании. Управление учебно познавательной деятельностью.
Проверка и оценка знаний – составная часть процесса обучения, осуществляется путем систематизированного контроля за учебной деятельностью обучаемых на занятиях и дома с помощью устных, письменных, графических и практических заданий и непосредственного наблюдения за их работой. Проверка и оценка знаний выполняют контролирующую, обучающую, образовательную, воспитывающую, корректирующую и информационную функции.
Контролирующая функция состоит в выявлении знаний, умений и навыков обучаемых, усвоенных на каждом этапе обучения. Для определения готовности их к дальнейшему обучению. Обучающая и образовательная функции в том, что обучаемый не только отвечает на вопросы педагога и выполняет его задания, но и осмысливает ответы товарищей, вносит в них свои коррективы, что способствует развитию познавательных способностей учащихся.Воспитывающая функция проверки и оценки проявляется в систематическом контроле за учебной деятельностью обучаемых, повышает ответственность обучаемых за выполняемую работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные педагогом задачи, правильно оценивать свои учебные возможности.
Проверка и оценка результатов обучения – процесс выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности с требованиями, заданными учебными программами, целями обучения, государственными образовательными стандартами. Выражается в форме отметки (в баллах) или словесного суждения педагога.
На практике для проверки результатов обучения применяют самые различные вопросы, упражнения, задания. По форме ответов на них можно выделить две основные группы: задания со связанными ответами и задания со свободными ответами. Задания со связанными ответами состоят из готовых ответов. Которые должны самостоятельно выбрать ученики. Ответ на такой вопрос легко фиксировать и однозначно оценить. Задания со свободными ответами предполагают самостоятельный ответ учеников без каких-либо ограничений и подсказок.
Формы и методы проверки и оценки результатов обучения.
В педагогической литературе обычно выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический), итоговый. Предварительный контрольслужит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент. Текущий контрольявляется одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Периодический (рубежный) контрольпозволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Итоговый контрольнаправлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.
По числу проверяемых и характеру вопросов проверка может быть индивидуальной, фронтальной и комбинированной.
Фронтальная проверка применяется для контроля небольшого по объему материала, подлежащего обязательному усвоению (правила, даты, законы и т.д.). Разновидность фронтальной проверки – комплексная – основана на оценке результатов различных видов работы обучаемых на уроке: ответы на вопросы педагога, дополнений к ответам других учеников, выполнение письменных, графических и практических заданий.
Устная проверка – наиболее гибкий метод контроля – применяется на всех этапах обучения и помогает легко поддерживать контакт с обучаемыми, следить за их мыслями и действиями, корректировать ответы. Письменный контроль экономичен во времени, дает возможность одновременно выявить подготовленность к обучению всей группы обучаемых и каждого ученика, отличается индивидуальным характером выполнения задания, однако требует много времени на проверку выполненных работ. Основными его формами являются диктант, изложение, письменные ответы на вопросы и контрольные письменные работы, проводимые на занятии. Домашние письменные работы (сочинения, рефераты и пр.), позволяя экономить время на занятии, не всегда дают учителю объективные результаты подготовленности ученика.
Вопрос 17. Средства обучения. Материально техническое обеспечение учебного процесса по предметам теоретического обучения. Формирование педагогических средств в соответствии с выбранной методической системой.
Средство обучения – это материальный и идеальный объект, который использован педагогом и обучаемыми для усвоения новых знаний. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы. Модели. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и обучаемые для усвоения новых знаний. Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения. Связь средств и методов обучения неоднозначна: средства обучения чаще всего могут использоваться в сочетании с различными методами и наоборот: для использования одного метода можно подобрать несколько адекватных (соответствующих) средств. По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума – к средствам учения. Средства преподавания. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.
Оборудование учебного кабинета - Материальные средства, необходимые для усвоения учебной информации, составляют систему, производную от учебной программы. Она строится следующим принципам:1)Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении. Быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид и т.д.2) Все приборы, имеющие общее назначение должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам.3) Количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы.4) Средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы учебного учреждения.
Рациональной формой организации системы средств обучения является кабинетная система, в которой все средства обучения по циклу дисциплин располагаются в одном помещении – кабинете.
Наглядные пособия классифицируются в три группы: 1) объемные пособия (модели, коллекции, аппараты и т.п.); 2) печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы и т.п.); 3) проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.).
Технические средства обучения (ТСО) – это устройства, помогающие педагогу обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.
Вопрос 18. Перспективная подготовка преподавателя к занятиям по предмету. Проектирование учебного процесса и педагогической технологии в форме перспективно тематического плана.
Планирование своей работы и обеспечение деятельности учащихся – основа научной организации процесса обучения. Преподаватель знает свою нагрузку на следующий год еще до конца текущего года – или он продолжает работу со своей группой на очередном году обучения, или готовиться принимать другую группу. Опытные педагоги на кануне конкретного занятия проводят только окончательную отработку и систематизацию материала. Изучение и распределение фактического материала, подготовка материальной базы, подбор наглядных пособий и технических средств, все эти составляющие работы выполняются заранее, причем подготовка ведется в разрезе всей темы. Единой строго обязательной формы тематического планирования нет. Педагог вправе сам определять структуру и содержание перспективно тематического плана. При этом можно широко использовать существующие в учебных заведениях паспорта учебно- методического обеспечения производственного обучения, в которых учтено наименование, характеристика и количество имеющихся в наличии учебной и учебно- методической документации. Независимо от формы плана при перспективном планировании необходимо учитывать ряд методологических методов: 1. учебная программа для конкретной группы распределяется по темам, соответствующие конкретным занятиям, при планирование необходимо учитывать логическую последовательность и взаимосвязь уроков, т.е. должна быть целостная система. 2. в соответствии с программой определяется круг теоретических сведений, которые следует закрепить на практике, важно лишь, что бы они относительно равномерно распределялись по занятиям, были логично увязаны в целостную систему и включали необходимые технические понятия, которые педагог планирует передать в процессе обучения (при подготовке плана преподаватель использует технические средства обучения). 3. при перспективном планировании наиболее существенным является определение круга практических действий учащихся в процессе упражнений или самостоятельной работы. Важным здесь является выбор из перечней учебных работ конкретного задания, запланированного к решению учащимися на данном занятии. Перспективное планирование в значительной степени облегчает работу преподавателя при подготовке к очередному занятию. Чем полнее и продуманнее перспективное планирование тем легче преподавателю составлять поурочные конспекты. Полный перспективно тематический план должен содержать следующие моменты: номер занятия, тему занятия, цель, методы обучения, тип урока, вид, способ организации, дидактические средства обучения, домашнее задание и примечание по желанию.
Вопрос 19 Проектирование учебного процесса в форме поурочного плана и конспекта урока
Поурочный план – как педагогический проект. План учебного занятия (поурочный план) представляет собой личный документ преподавателя, и жестких предписании относительно его формы и содержания нет. План необходим преподавателю в работе, поскольку он помогает в ее организации, облегчает процесс проведения учебного занятия, акцентирует внимание на главном. Поурочные планы в совокупности (по всемукурсу) характеризуют стиль работы преподавателя, а их изменение и обогащение из года в год демонстрируют развитие профессионального мастерства.
План учебного занятия обязательно включает в себя такие элементы; как цель, ход занятия, оснащение учебного процесса, домашнее задание. В число компонентов плана могут входить методы обучения, актуализация знаний по другим предметам, затраты времени на каждую часть занятия.