Педагогическая антропология как философская база воспитания
Педагогическая антропология — философская база воспитания, позволяющая понять структуру воспитания лишь соотнеся её со структурой целостной природы человека и его потребностей; система педагогических взглядов, основанных на данных наук, изучающих человека.
Особенности педагогической антропологии
• целостная система взглядов на воспитание;
• восприятие человека как активного субъекта воспитательного процесса;
• анализ процесса воспитания в диалектическом единстве воспитательного воздействия на человека, с одной стороны, и самовоспитания, саморазвития — с другой;
• признание решающего значения самовоспитания и саморазвития воспитанника в воспитательном взаимодействии.
И |
Развитие личности ребенка составляет внутреннее содержание объективно-закономерного процесса воспитания. Формирование воспитуемого должно осуществляться согласно его возможностям, одаренности, имеющемуся потенциалу. Сочетание различных наук в рамках педагогической антропологии является выражением идеи целостности человека. Воспитатель должен знать природу воспитанника «во всех отношениях».
Ведущие идеи педагогической антропологии
®= Целостность и неделимость духовной и биологической природы человека.
в» Субъектность человека как его сущностная характеристика.
®= Единство общего, особенного и отдельного в каждом человеке.
®= Совокупность умственного, нравственного и физического в развитии чело
века. . *
®= Воспитуемостъ и обучаемость человека.
<г Пластичность всех личностных свойств.
О |
Воспитанника надо воспринимать таким, каким он станет через определенное время на основе раскрытия своих задатков и способностей, а не замкнуто — каков он сегодня. Замкнутая картина человека типична для авторитарно управляемого воспитания.
Личность как объект и субъект воспитания
Личность— человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя; «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей.
И |
Личность существует, проявляется и формируется только в человеческом обществе в деятельности и общении.
В каждую историческую эпоху формируется свой тип личности, определяемый содержанием его культуры.
Культура личности
Мотивационная | Информационная | Операциональная |
Социальные установки, желания, ценностные ориентации, убеждения и т. п. | Система знаний всех типов и уровней | Система умений и навыков всех уровней |
Закладывается воспитанием | Является результатом образования | Является результатом обучения и воспитания |
Движущая сила развития личности — противоречия
• Между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения.
• Между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка истарыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности. *
• Между растущими требованиями со стороны общества, группы, референтных лиц и наличным уровнем развития личности.
Парадигмы развития личности:социогёнетическая, биогенетическая, персоге-нетическая, на которых формируются различные теории развития личности.
Теории развития личности
с& психоаналитическая (3. Фрейд и его последователи); с» теория научения (бихевиоризм)(Б. Скиннер и др.); сз> экзистенциальная (К. Ясперс и др.); с» гуманистические (К. Роджерс, А. Маслоу и др.); о» антропософия (Р. Штайнер);
<з> когнитивная (Ж. Пиаже и др.);
с» интеракционистские (Дж. Мид, Э. Берн и др.);
с» теологические (Ж. Маритен и др.);
«> деятельностная (А. А. Ухтомский, Л. С. Выготский и др.) и др.
В
Отечественная наука стоит на позициях признания значимости влияния на развитие личности как биологических, так и социальных факторов при активной позиции самой личности.
Соотношение воспитания и развития личности