Взаимосвязь теории и практики
В-26 Классификация дидактических методов:
1). Критерии:
-словесные (рассказ, лекция, беседа)
- наглядные методы (опыт, демонстрация)
- практич-ие
2). Возрастание степени самост-сти:
- объяснительно-иллюстративные;
- репродуктивные (работа по образцу)
3). Проблемные методы:
- варианты решения проблемы;
- оптимал. Решение (выбор);
- результат;
Исследовательские.
В-27. Дидактич. Хар-ра методов обучения
Методы формирования сознания;
М. организации учебной деятельности;
М. стимулирования на уч. деятел-ть;
М. контроля и оценки.
В-28, 29, 30. Организационные формы обучения
Форма обучения –способы организации, учебного материала в образ-ом процессе.
Урок, беседа, семинар.
Лекция –вид учебного занятия, формирование занятий по разделу.
Целевый установки:
1).Мировоззренческая;
2). Обуч-ая;
3). Развивающия;
4). Выработка псих. готовности;
5). Самообразовательная деятельность.
Вводные, заключ-ые, тематич-ие, проблемные, инновационные.
Семинар –по наиболее значимой теме проводится.
Виды: вопрос – ответ; доклад, сообщение; дискуссия; конференция.
Применение знаний на практике.
Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:
- количеству учащихся (массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения);
- месту учебы (школьные уроки, работа в мастерских, в лаборатории), внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии) формы);
- продолжительности учебных занятий (классический час (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки "без звонков" произвольной длительности).
В-31. Средства обучения
Средства обучения —это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
1) Доска + мел; 2) учебник; 3) интернет;
Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, атласы, раздаточный материал и т.д.)
Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.)
Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях и т.п.
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты цели, содержание, формы, методы.
В-32. Диагностика обучения –степень обученности и обучаемости студентов, на основе опред-ых критериев оценки.
Обученность –подготовленнось студента к образоват. деятельности.
Обучаемость – способность к учебной деятельности.
Организация психолого-педагогической диагностики позволяет успешно решать следующие образовательные задачи:
1. Выявление уровня усвоения обучающимися знаний, умений и навыков по какой-либо теме, по разделу или по предмету в целом. Выявление уровня эффективности педагогической деятельности учителя при организации отдельного урока, цикла уроков какой-либо темы.
2. Определение динамики усвоения знаний, умений и навыков в рамках данной темы, данного урока как отдельного школьника, так и всего класса. Определение динамики развития интеллектуальных и иных психологических свойств и качеств.
3. Установление реальных изменений, которые произошли в интеллектуальной, волевой сферах индивида, группы под влиянием организованных педагогических воздействий, например в результате проведенного педагогического эксперимента по широкому использованию в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.
4. Определение перспектив развития тех или иных ЗУН, тех или иных психологических качеств на основе анализа статистических данных с учетом законов и динамики их развития на протяжении достаточно длительного промежутка времени.
5. Разделение детей по определенным группам для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых учебных результатов.
6. Выработка рекомендаций для других педагогов, для родителей с целью работы над развитием и совершенствования тех или иных качеств, умений и навыков.
В-33. Критерии оценок
Критерии оценки знаний и умений обучащихся
Оценка– это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения.
«ОТЛИЧНО» - ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро).
«ХОРОШО» - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно.
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы.
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.
Требования к оценке:
- оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого,
- оценка должна выполнять стимулирующую функцию,
- оценка должна быть всесторонней.
При оценке знаний нужно учитывать:
- объем знаний по учебному предмету (вопросу),
- понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,
- степень систематизации и глубины знаний,
- действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.
При оценке навыков и умений учитываются:
- содержание навыков и умений,
- точность, прочность, гибкость навыков и умений,
- возможность применять навыки и умения на практике,
- наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.