О Системавоспитания в Павлышской школе В.А. Сухо-млинского
О Модель трудового воспитанияА.А. Католиковапо системе коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи: труд — основа формирования личности; интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни», соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства; школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия; детское самоуправление и самоконтроль и др.
О Школа как воспитательная система В.А. Караковсого.
О Авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина)имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека — высоконравственного, Образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России; пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера...
О Воспитательная система Международного детского центра «Артек».II — частнометодические воспитательные технологии.
О Выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности детей в «творческой комнате» (И.П. Волкова).
О Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.
5.5. Современные технологии воспитания
О Технология личностно-ориентированной коллективной
творческой деятельности С.Д. Полякова. ОТехнология педагогической поддержки О.С. Газмана.О Система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной (1—9-й классы). О Авторский курс самопознания и самовоспитания для
старшеклассников «Человековедение»*.О Авторский курс «Самоусовершенствование личности»в технологии саморазвивающегося обучения (Г.К. Селев-ко)**.
О Технология теоретико-практической педагогики и психологии для родителей в специальном журнале «Домашнее воспитание».
III — локальные (модульные) воспитательные технологии***. В технологии педагогического общения могут быть специальные технологии: педагогического требования, информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности (здесь модульные технологии целеполагания, анализа ситуации, вооружения учащихся способами деятельности, создания и разрушения конфликта, создание ситуаций успеха и преодоление неуспеха, педагогической реакции на поступок), технология индивидуального и дифференцированного подхода, технология педагогической оценки, технология этической защиты и другие.
Разрабатываются даже специальные технологии освоения и внедрения в практику педагогических технологий.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Понятие «воспитательные технологии». Его отличие от методики воспитания.
* См. Маленкова Л.И. Человековедение. Книга для школьного педагога. М., 2000; Я - человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996.
** Сеяевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999.
*** Эти технологии наиболее подробно разработаны группой педагогов Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюковым, Д.Д. Рогозиной, А.П. Савченко и др. См.: Краткий справочник по педагогической технологии. М.,1997; Питю-ков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
12. Заказ №1233.
Глава V. Основы методики воспитания
2. Педагогические технологии и педагогическая техника, их
специфика; как связаны эти два понятия?
3. Основные характеристики воспитательных технологий, их
специфика, противоречивый характер.
4. Проанализируйте конкретные воспитательные технологии,
отметьте их позитивные стороны.
Рекомендуемая литература
Байкова Л.А., Гребенникова Л, Н. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. И., 2001.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
Доровский А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, "воспитателям, учителям. М., 1997.
Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1992.
Католиков А.А. Дом моих детей. М., 1997.
Кларин М.В. Педагогическая технология. М., 1989.
Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1987.
Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. 2-е изд. М., 1988.
Пит/оков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
Селевко Г.К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы. Ярославль, 1997.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Щуркова Н.Е., Золекер О.П. Педагогическая студия. М., 1993.
Щуркова Н.Е, Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.
Юдин В.В. Педагогическая технология. Ярославль, 1997.
ГЛАВА VI
Организациявоспитательного процесса в школе
Больше всего НЕ хотелось бы, чтобы педагоги и администрация школ, прочитав что-то из методической литературы, решили бы «взять на вооружение» понравившуюся культурную модель или ее отдельные элементы. Это отнюдь НЕ новое мышление. Опасность состоит в том, что отказавшись от одной догматической парадигмы, мы можем попасть в ловушку другой — недогматической.
Н.Б. Крылова