Марксистско-ленинское учение о всестороннем развитии личности
Чтобы лучше понять и уяснить сущность цели и задач коммунистического воспитания, рассмотрим более подробно вопрос о том, как зародились представления о целях воспитания, отражающих интересы трудового народа, какое они получили дальнейшее развитие и как были исследованы и сформулированы марксистской педагогикой.
Отражение представлений о качествах совершенного человека можно встретить в произведениях народного творчества, в описаниях героев сказок, былин и песен. Сказочный добрый молодец и храбр, и честен, и умен, и находчив, может справиться с любым трудным делом, всегда готов выручить из беды человека, защитить Родину, своих близких. Героиня - «красная девица» тоже добра, отзывчива, трудолюбива, мастерица-искусница, почтительная дочь и скромная невеста. В этих и подобных образах рисовались идеальные представления о богатстве человеческой натуры, ее совершенстве, которые включали в себя ум, красоту, трудолюбие, высокие моральные достоинства, физическую силу, выносливость, качества борца за справедливость.
Формирование совершенного человека - такую идеальную цель выдвигали многие прогрессивные педагоги прошлого, мечтавшие о справедливом обществе, в котором отсутствовала бы эксплуатация человека человеком.
В педагогических и философских трудах суждения об идеале человека, к которому должно стремиться воспитание, можно встретить уже в эпоху рабовладельческого строя. Эти представления связывались, однако, лишь с подготовкой к жизни детей представителей правящего класса.
В период раннего средневековья с его культом аскетизма, запретами физических удовольствий и ограничением духовных запросов идея гармонического человека совершенно заглохла. Но она возникает вновь в эпоху Возрождения в работах педагогов-гуманистов. Они провозглашали культ телесной красоты, призывали к наслаждению искусством, музыкой, литературой. Хотя подобное воспитание предназначалось уже для более широкого круга людей, оно по-прежнему ограничивалось лишь детьми из привилегированных сословий.
У социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, А. Сен-Симона и Ш. Фурье идея всестороннего гармонического развития связана с воспитанием всех людей, а не только избранных. Их представления о всестороннем развитии отличались от прежних и тем, что в него включалась идея труда, был выдвинут принцип соединения обучения с трудом. Причем в труде, по их представлениям, должны были принимать участие все члены общества. Однако воззрения этих мыслителей были утопическими, поскольку они считали возможным осуществление такого воспитания при сохранении существующего общественного строя.
Социалисты-утописты не поднялись до понимания классовой сущности целей воспитания и решаемых им социальных задач. Они мечтали построить общество, основанное на принципах разума и справедливости с помощью только правильно организованного воспитания.
Идея разностороннего гармонического развития близка французским философам-просветителям XVIII в. - Гельвецию, Дидро и др. Особенно детально она разработана в педагогических трудах Ж.-Ж. Руссо и прежде всего в его романе-трактате «Эмиль, или О воспитании», где, в частности, высказывается мысль о необходимости готовить к труду всех детей, подчеркивается значение физического, умственного и нравственного воспитания, ценность общения с природой.
Очень четко мысли о необходимости всестороннего развития человека выражены в работах русских революционных демократов, и прежде всего Н. Г. Чернышевского, также выдвигавших на первое место в воспитании разнообразную трудовую деятельность. Однако в трудах и высказываниях прогрессивных педагогов прошлого до появления марксизма не указывались пути, которые могли бы привести к реализации подобных идеалов воспитания. К тому же сами представления о гармоническом развитии выводились прежде всего из идеальных представлений о совершенном человеке и не были связаны с изучением объективных потребностей общественного развития.
Только К. Маркс и Ф. Энгельс впервые связали вопрос о цели воспитания с закономерностями развития общества и научно доказали, что всестороннее развитие человека является объективной необходимостью строительства коммунизма.
Проведя глубокий анализ закономерностей развития производительных сил общества, К. Маркс и Ф. Энгельс установили, что общественное разделение труда привело к односторонности развития человека и в конечном итоге породило классы эксплуататоров и эксплуатируемых. В обществе с антагонистическими классами появились и разные цели воспитания. С особой силой это проявилось в буржуазном обществе. Если раньше ремесленник выполнял весь комплекс операций, необходимых для выпуска какого-либо законченного изделия, т. е. его труд был насыщен и определенным интеллектуальным содержанием, требующим напряжения мысли и проявления творческих начал, то рабочий в условиях капиталистического производства, по существу, является придатком машины, лишенным возможности сделать что-либо самостоятельно, занятым отупляющим по своей монотонности трудом.
«Пожизненная специальность - управлять частичным орудием,- писал К. Маркс,- превращается в пожизненную специальность - служить частичной машине». Развивая эту мысль, Ф. Энгельс писал: «Вместе с разделением труда разделяется и сам человек. Развитию одной-единственной деятельности приносятся в жертву все прочие физические и духовные способности. Это калечение человека возрастает в той же мере, в какой растет разделение труда...».
Показывая всю пагубность участия детей в таком труде, К. Маркс отмечал, что «большая часть детей, занятых на современных фабриках и мануфактурах... целые годы подвергается эксплуатации, не имея возможности научиться какой-либо работе, которая сделала бы их впоследствии пригодными хотя бы на этой же самой мануфактуре или фабрике».
К. Маркс и Ф. Энгельс показали также, что в развитии современного машинного производства наблюдается две тенденции. Первой из них является все более узкая специализация производства, проявляющаяся в дроблении его отраслей и производственных операций. Вторая тенденция связана с тем, что постепенно самые разнородные по своей природе производства приобретают определенную общность, которая создаётся едиными научными принципами, лежащими в основе технологических процессов и операций, совершаемых машинами. Понимание основ этой общности дает возможность человеку быстро осваивать постоянно осуществляемые технические нововведения.
Однако такое понимание научных основ производства может быть обеспечено лишь соответствующим широким образованием. Оно недоступно едва обученному грамоте рабочему, обреченному в процессе труда выполнять лишь однообразные, узкоспециализированные действия.
Рисуя картину будущего общества, построенного на новых, справедливых началах, К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что материальной основой социализма и коммунизма должна стать высокоразвитая в научно-техническом отношении производственная база, а отношения между участниками производства должны строиться на принципах свободы, равноправия, предоставления каждому возможности выбора сферы труда и приложения своих разносторонне развитых способностей. Чтобы поднять промышленное и сельскохозяйственное производство на необходимую высоту, «недостаточно одних только механических и химических вспомогательных средств. Нужно также соответственно развить и способности людей, приводящих в движение эти средства».
Выдвигая идею необходимости для человека всестороннего развития, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали высокогуманный характер такой цели и указывали, что каждый человек неоспоримо имеет право на полное развитие своих способностей. Но только «общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности».
К. Маркс и Ф. Энгельс связывали великую цель построения коммунизма с осуществлением мечты о раскрытии всего богатства человеческой природы и творческих дарований каждого человека. Сам процесс разделения труда они не считали противоречащим интересам рабочих. Признавая его неизбежность, закономерность и объективную необходимость, основатели научного коммунизма говорили лишь об исчезновении разделения труда в таком его виде, когда в его основе лежит эксплуатация человека человеком. Эта мысль неоднократно подчеркивалась и развивалась ими в ряде работ, где указывались пути осуществления всестороннего развития человека. Так, в «Принципах коммунизма» подчеркивалось, что такое развитие человеческих способностей будет обеспечено путем «устранения прежнего разделения труда, путем производственного воспитания, смены родов деятельности, участия всех в пользовании благами, которые производятся всеми же, и, наконец, путем слияния города с деревней...».
Чрезвычайно важным является положение о революционном преобразовании общества как основном условии осуществления идеи свободного, всестороннего развития человека. Революция необходима, писали К. Маркс и Ф. Энгельс, «не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества».
Впервые в истории прогрессивной философской и педагогической мысли К. Марксом и Ф. Энгельсом было научно доказано, что всестороннее гармоничное развитие людей является объективной необходимостью строительства коммунистического общества и что победа социалистической революции является важнейшим условием и предпосылкой организации такого воспитания, которое бы действительно обеспечивало раскрытие всего богатства чедовеческой натуры, развития всех задатков и способностей каждого человека.
Раскрывая содержание понятия «воспитание», К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли умственное воспитание - в первую очередь широкое общее образование; физическое воспитание - «такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями», а также техническое обучение, «которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств». Иными словами, под всесторонним воспитанием основоположники марксизма понимали единство умственного воспитания и физического развития, соединенного с техническим обучением и участием молодежи в практической трудовой деятельности. В одной из работ К. Маркса говорится о большом значении и художественного воспитания, которое должно даваться «в свободное для всех них время и средствами, сделавшимися доступными для всех...».
Выдвигая идею всестороннего развития человека, К. Маркс и Ф. Энгельс отнюдь не имели в виду одинаковости развития у всех людей самих задатков и способностей или какого-либо выравнивания их духовного и физического развития. Они подчеркивали, что социалисты никогда не считали, что каждый человек должен стать Рафаэлем, но «каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться». Иными словами, основоположники марксизма ставили задачу создания равных для всех условий, в которых могли бы проявляться и развиваться таланты и способности каждого, которые, естественно, могут сильно различаться и встречаться в различных сочетаниях.
Развивая учение К. Маркса и Ф. Энгельса о всестороннем гармоничном человеке, В. И. Ленин подчеркивал, что школа должна стать орудием всестороннего развития и раскрытия всех заложенных в детях трудящихся талантов, которые капитализм душил и подавлял.
Еще при подготовке первой Программы РСДРП в 1902 г. В. И. Ленин настаивал на включении в нее пункта о необходимости перестройки общественного производства на новых началах «...не только для удовлетворения нужд членов, а для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества». Это ленинское положение было сохранено во второй Программе партии, принятой в 1919 г. на VIII съезде РКП (б). Наиболее полное развитие оно получило в Программе, принятой на XXII съезде КПСС (1961).
Выступая против искаженного толкования понятия равенства, В. И. Ленин говорил, что социалисты борются за общественное равенство, равенство общественного положения, но не ставят задачи добиваться равенства «физических и душевных способностей отдельных личностей».
В. И. Ленин резко критиковал уродливое разделение труда при капитализме и односторонность развития человека, выдвигая задачу полного устранения противоположности между умственным и физическим трудом в социалистическом обществе. В. И. Ленин указывал, что для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, отменить частную собственность на средства производства, «надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и людьми умственного труда». Намечая программу коммунистического строительства, В. И. Ленин указывал, что идти к коммунизму надо, осуществляя переход «к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать». Все эти идеи получили дальнейшее развитие в ленинской теории культурной революции, программе строительства новой советской школы, призванной стать орудием коммунистического преобразования общества.
Как и предвидели классики марксизма-ленинизма, практическая реализация идеи всестороннего гармоничного развития человека могла начаться лишь после свершения социалистической революции. Для полной реализации задач всестороннего развития человека необходимы как социальные, так и определенные материальные условия.
Осуществленная в нашей стране культурная революция, создав условия для значительного повышения образовательного уровня народа, не могла сразу полностью решить задачу всестороннего развития каждого человека, хотя и заложила прочную основу для ее реализации.
История строительства советской школы показивает, что повышение уровня всеобщего обязательного образования, изменение его содержания, методов и организационных форм отражают последовательные этапы в практическом воплощении идеи всестороннего развития человека в социалистическом обществе. Теперь, когда наша страна, достигнув стадии развитого социализма, вступила в период строительства коммунизма, значительно возрастают возможности и улучшаются материальные условия для реализации задачи всестороннего развития человека, а сама она становится особенно актуальной и значимой. Это нашло отражение в Программе КПСС, принятой на XXII съезде партии, где в качестве одной из важнейших задач, от решения которых зависит построение коммунизма, было названо воспитание нового человека, гармонично сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
XXIV (1971) и XXV (1976) съезды КПСС явились новыми важными этапами в дальнейшей разработке марксистско-ленинского учения о всестороннем развитии личности: задачи подъема материального и культурного уровня жизни народа были тесно связаны с воспитанием нового человека - носителя и творца научно-технического и социального прогресса.
Как указывалось на XXIV съезде партии, «великое дело - строительство коммунизма невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека. Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально-технической базы». Съезд подчеркнул также объективную необходимость усиления внимания к вопросам всестороннего развития личности. В частности, было показано, что современный уровень развития производства требует высокой профессиональной подготовки и общей культуры от значительно более широких слоев трудящихся; это превращается сейчас в обязательное условие успешного труда работников современного производства. «Современное производство,- указывалось в Отчетном докладе ЦК КПСС на XXIV съезде партии,- предъявляет быстрорастущие требования не к одним лишь машинам, технике, но и прежде всего к самим работникам, к тем, кто эти машины создает и этой техникой управляет».
В документах XXV съезда КПСС была особенно отчетливо показана гуманистическая нацеленность научно-технического прогресса в социалистическом обществе, создающего материальные условия для развития всех задатков и способностей человека. Так, указывалось, что вся работа партии по дальнейшему повышению благосостояния советских людей, улучшению условий их труда и быта, значительному-прогрессу здравоохранения, образования, культуры направлена на то, чтобы способствовать «формированию нового человека, всестороннему развитию личности, совершенствованию социалистического образа жизни». Отмечалось также, что научно-технический прогресс обеспечивает возможность постепенного увеличения доли свободного времени, что открывает новые возможности и создает еще лучшие условия для повышения культурного уровня человека, развития его способностей и дарований, проявления их в различных областях духовной жизни общества.
Таким образом, главное в марксистско-ленинском учении о всестороннем развитии человека это то, что оно является объективно необходимым компонентом строительства социализма и коммунизма, не только условием научно-технического и социального прогресса, но и важнейшей целью, идеалом формирования коммунистической личности, для полной реализации которого нужны определенные социальные и материальные завоевания.