Марш, его цель, виды и условия совершения
Взвод (отделение, танк) всегда должен быть готов к маршу и перевозкам различными видами транспорта в условиях постоянной угрозы применения противником оружия массового поражения, высокоточного оружия и средств дистанционного минирования, воздействия его авиации, воздушных десантов, аэромобильных и диверсионно-разведывательных групп и разрушений дорог и переправ. Это требует тщательной подготовки вооружения, техники и личного состава к маршу или перевозкам, высокой маршевой дисциплины и выучки личного состава.
Марш – организованное передвижение подразделений в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж. Он может совершаться в предвидении вступления в бой или вне угрозы столкновения с противником, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости, а в ходе боя и в глубоком тылу своих войск – и днем.
Во всех случаях командир должен обеспечить прибытие взвода (отделения, танка) в назначенный район или на указанный рубеж своевременно, в полном составе и в готовности к выполнению боевой задачи.
Порядок совершения марша
Взвод (отделение, танк) совершает марш обычно на боевых машинах (автомобилях) в колонне роты (взвода) с дистанциями между машинами 25 – 50 м. При движении по пыльным дорогам, в условиях ограниченной видимости, в гололед, по дорогам, имеющим крутые подъемы, спуски и повороты, а также при движении с повышенной скоростью, дистанции между машинами увеличиваются.
При движении на открытой местности в условиях угрозы применения противником высокоточного и зажигательного оружия, налете авиации дистанции между боевыми машинами увеличиваются и могут быть 100 – 150 м.
Мотострелковый (мобильный) взвод (отделение) при необходимости может передвигаться десантом на танках, в пешем порядке или на лыжах.
Средняя скорость движения взвода без учета времени на привалы может быть: на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах), танках – 20 – 25 км/час, на автомобилях при движении в составе отдельной автомобильной колонны – 25 – 30 км/час; мотострелкового (мобильного) взвода в пешем порядке – 4 – 5 км/час, на лыжах – 5 –7 км/час.
На лесисто-болотистой местности и в других неблагоприятных условиях средняя скорость движения колонн может уменьшаться до 15-20 км/час, в зависимости от характера местности и состояния дорог. При движении по болотистой местности необходимо по возможности избегать движения одним следом за впереди идущей машиной.
Во всех случаях марш должен совершаться с максимально возможной в данных условиях скоростью.
Привалы и дневной (ночной) отдых назначаются для проверки состояния вооружения и техники, их технического обслуживания, приема пищи и отдыха личного состава. Привалы назначаются через 3-4 часа движения продолжительностью до 1 часа и один привал продолжительностью до 2 часов во второй половине суточного перехода, а дневной (ночной) отдых – в конце каждого суточного перехода.
Дисциплина марша
По сигналу оповещения о воздушном противнике взвод (отделение, танк) продолжает движение, увеличивая дистанции.
Огневые средства, выделенные для ведения огня по низколетящим самолетам, вертолетам и другим воздушным целям, изготавливаются для открытия огня;
люки боевых машин пехоты (бронетранспортеров), танков, кроме люков, из которых будет вестись огонь, закрываются. Личный состав переводит противогазы в положение «наготове». Нападение воздушного противника отражается огнем по команде командира взвода (отделения, танка). При движении в пешем порядке мотострелковый (мобильный) взвод по команде командира занимает ближайшее укрытие и открывает огонь из стрелкового оружия по воздушным целям противника.
Минное поле, установленное средствами дистанционного минирования, взвод обходит или преодолевает в составе ротной колонны за головной машиной по проделанному ею проходу. Мины, оказавшиеся перед машинами взвода, уничтожаются с использованием возимого комплекта разминирования или другими способами.
По сигналам оповещения о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении взвод (отделение, танк) продолжает движение. В боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) и танках перед преодолением зон заражения люки, двери, бойницы и жалюзи закрываются, включается система защиты от оружия массового поражения. Личный состав, следующий в пешем порядке и на открытых машинах, надевает средства индивидуальной защиты.
Зоны с высокими уровнями радиации, районы разрушений, пожаров и затоплений на маршруте движения взвод (отделение, танк), как правило, обходит. При невозможности обхода, зоны заражения преодолеваются с максимальной скоростью с использованием имеющейся на машинах системы защиты от оружия массового поражения и средств индивидуальной защиты.
Частичная специальная и санитарная обработка проводится после выхода из зоны радиоактивного заражения по указанию командира роты (взвода), а при заражении личного состава отравляющими веществами – немедленно.
Полная специальная и санитарная обработка проводится, как правило, в районе дневного (ночного) отдыха или по прибытии в назначенный район.
В случае применения противником зажигательного оружия, а также при вынужденном преодолении района пожаров люки, двери, бойницы и жалюзи боевых машин пехоты (бронетранспортеров), танков закрываются. После выхода из района пожаров командир взвода (отделения, танка) организует тушение очагов огня на машинах, спасение личного состава и оказание пострадавшим первой медицинской помощи, после чего взвод (отделение, танк) продолжает движение.
Раненые и больные после оказания им первой медицинской помощи на месте доставляются в медицинский пункт батальона.
Механик-водитель (водитель) на марше ведет боевую машину только по правой стороне дороги, соблюдая установленные скорости движения, дистанцию и меры безопасности. При вынужденной остановке боевая машина отводится на правую обочину или в сторону от дороги, где устраняется неисправность. После того как неисправность устранена, боевая машина присоединяется к проходящей колонне. Свое место в колонне она занимает на привале.Обгон колонн в движении запрещается.
Ночью боевые машины двигаются с использованием приборов ночного видения или светомаскировочных устройств, а в светлую ночь – с полностью выключенными светом и приборами ночного видения.
На привалах машины останавливаются на правой обочине дороги не ближе 10 м одна от другой или на дистанциях, установленных командиром.
Боевые машины пехоты (бронетранспортеры), танки размещаются по возможности под кронами деревьев, в радиолокационной тени местных предметов, а на открытой местности маскируются штатными маскировочными покрытиями и местными материалами. Высадка из машин осуществляется только по команде (сигналу) своих командиров. Для отдыха личный состав располагается справа от дороги. В машинах остаются наблюдатели и дежурные пулеметчики (наводчики орудий), а в командирских машинах и дежурные на радиостанциях. Огневые средства, назначенные для отражения нападения воздушного противника, находятся в готовности к ведению огня.
Экипажи машин (водители) проводят контрольный осмотр вооружения и техники, выполняют техническое обслуживание и совместно с назначенным в помощь личным составом устраняют выявленные неисправности.
При вынужденных остановках на маршруте движения и устранении неисправности на боевой машине пехоты, танке поворот башни в сторону проезжей части категорически запрещается.
6.7.3. Особенности совершения марша
в пешем порядке
Солдат всегда должен быть готов к совершению марша и перевозкам различными видами транспорта в условиях постоянной угрозы применения противником оружия массового поражения, воздействия его авиации. Это требует высокой маршевой дисциплины и выучки солдата.
Солдат совершает марш в составе подразделения на машинах, а на небольшие расстояния – в пешем порядке или на лыжах.
При совершении марша на боевых машинах перед посадкой проверяется, не заряжено ли оружие. Если приказано иметь оружие заряженным, то проверяется, поставлено ли оно на предохранитель.
Перед совершением марша в пешем порядке подгоняется снаряжение и проверяется состояние обуви. Фляга заполняется водой или чаем. В вещевом мешке к спине укладываются мягкие предметы, а твердые и тяжелые – к нижней половине. Лямки вещевого мешка подгоняются так, чтобы нижний край прилегал к крестцу. Штык-нож снимается с оружия и вкладывается в ножны. Оружие ставится на предохранитель.
На марше в пешем порядке движение осуществляется по правой стороне дороги или по обочине. При этом солдат идет в строю в определенном для него месте, соблюдая установленные дистанцию и интервал.
При движении ночью солдат должен соблюдать требования светомаскировки.
Во время налета авиации противника по команде командира занимается ближайшее укрытие и по его команде открывается огонь.
При подготовке к маршу зимой просушивается обмундирование и обувь. Проверяется исправность средств подогрева двигателя боевой машины. Если предстоит движение по глубокому снежному покрову, то регулируется натяжение гусениц и проверяется оснащение боевой машины средствами повышенной проходимости.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1