Психокоррекционные возможности музыки как вида искусств 9 страница
Музыкотерапия - один из видов арттерапии (терапии искусством), направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно - коммуникативной сферы ребенка. Коррекционное воздействие музыкотерапии может реализовываться в нескольких направлениях:
- коррекции психосоматических нарушений (психомоторики, дыхания);
- коррекции отклонений в психоэмоциональной сфере;
- помощи в преодолении сложностей в социально-адаптационных проявлениях (коммуникативно-рефлексивных процессах);
- активизации творческих процессов, повышения художественно-эстетических потребностей ребенка как пути самореализации.
Основная цель музыкотерапии применительно к ребенку с проблемами в развитии состоит в гармонизации личности через развитие способности самопознания, самовыражения, и связанно это с продуктивным характером искусства вообще и музыки в частности.
Музыкотерапия основывается, прежде всего на восприятии музыки, которая у детей с разными проблемами имеет свои особенности. Поэтому анализ возможностей дошкольников в восприятии музыки, умение эмоционально откликаться на музыку является важным диагностическим показателем, определяющим эффективность применения музыкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с различными нарушениями. Музыкотерапия связана с развитием психических процессов, а эти процессы формируются у ребенка с проблемами при условии общей коррекционной работы только к концу старшего возраста. В связи с этим наиболее сенситивным периодом для использования музыкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с проблемами оказывается возраст 6-7 лет, а в отдельных случаях 5-6 лет. Это определяется также и тем, что в это время у ребенка уже сформированы основные речевые, двигательные навыки, а также навыки связанные с художественной, музыкальной деятельностью, которые могут быть использованы в сеансах рецептивной, активной и интегративной музыкотерапии.
Коррекционные возможности музыкотерапии по отношению к ребенку с проблемами в развитии проявляются, прежде всего, в том, что она выступает источником позитивных переживаний, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществления коррекции в познавательной, эмоционально – волевой, социальной и личностной сферах.
Выделяются следующие положительные эффекты использования музыкотерапии:
- успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;
- развивается навык взаимодействия с другими людьми;
- улучшается речевая функция;
- улучшается сенсомоторная функция;
- коррекция нарушений общения;
- достижение успеха при музицировании;
- воздействие на эмоциональное состояние.
Одним словом музыкотерапия обладает широким пектром развивающего воспитывающего и коррекционного воздействия. И не зря, особенно в последние годы музыкотерапия включена в систему специального образования.
Для того, что бы использовать музыкотерапию нужны условия:
1. Кадровое обеспечение, которое предполагает наличие специалистов: педагога-психолога, учителя-дефектолога, врача-психиатра, невропатолога или психотерапевта.
2. Просвещение специалистов с целью повышения их квалификации по внедрению музыкотерапии в образовательный процесс, которое позволяет решать такую важную задачу как более грамотное, полное внедрение новых приемов, методов работы с детьми с нарушениями в развитии.
3. Анализ возможностей дошкольников, задача которого определить эффективность применения музыкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с проблемами.
4. Введение в сетку занятий, музыкотерапевтических занятий для решения задач как музыкально-эстетического развития, так и коррекционно развивающих.
5. Все виды музыкальной деятельности, используемые на занятиях должны иметь коррекционную направленность.
Структура музыкальнотерапевтического занятия зависит, с одной стороны, от содержания музыкального материала, над которым работает музыкальный руководитель, а с другой, от лексической темы, которую разрабатывает учитель-дефектолог. Занятия проводятся совместно разными специалистами: музыкальным руководителем, учителем-дефектологом, руководителем изодеятельности, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и т.д. Одним словом, поле для фантазии и деятельности специалистов большое.
6. Приведение в систему всех форм музыкальной работы, модификации всех музыкальных средств воздействия, направленных на коррекцию нарушений, на развитие моторики, психических процессов, личностных особенностей.
7. Взаимосвязь всех специалистов образовательного дошкольного учреждения, которая решает задачу интеграции.
8. Владение формами проведения видов музыкотерапии (рецептивной, активной, интегративной).
Формы рецептивной музыкотерапии:
- музыкальные картинки - сосредоточение на музыкальной картинке в течение 10-15 минут, позволяет побывать в мире музыкальных звуков, мелодий, с использованием классических инструментальных музыкальных произведений, но только те, которые не применяются в учебно-воспитательном процессе на музыкальных занятиях;
- музыкальное моделирование, которое направлено на моделирование положительного психоэмоционального состояния (повышение эмоционального тонуса или снятия чрезмерного возбуждения, тревожности), эффект будет достигнут, если составлена мини-программа из фрагментов классических музыкальных произведений;
- живая музыка - предполагает свободное владение специалистом музыкальным инструментом, задача которого помочь ребенку как бы войти в образ исполнителя и представить, что он сам играет на инструменте или дирижирует оркестром;
- мини-релаксации проводятся под музыку в режиме дня в конце активных занятий, задача которых направлена на оптимизацию мышечного тонуса ребенка (почувствовать свое тело, собственный тонус, показать возможность им управлять, научить расслабляться при напряжении;
- музыкальный сон (вариант релаксации) - наличие мини-сценария, проводится лежа (на ковре, кровати) после активной деятельности детей, в течение 5-7 минут, тематика такой релаксации различна, завершается релаксация разными движениями (хлопками в ладоши, глубоким вдохом и выдохом);
Применение сеансов рецептивной музыкотерапии направлены на регуляцию вегетативных процессов, на моделирование положительного психоэмоционального состояния.
Формы активной музыкотерапии:
- занятие вокалотерапией направлено не на овладение вокально-хоровыми навыками, а на формирование с помощью пения оптимистического настроения, умение радоваться жизни. При этом используются песенки - формулы «Я, Я, Я хороший»; детские песенки, которые исполняются под живое музыкальное сопровождение или под фонограмму;
- сеансы инструментальной музыкотерапии основаны на процессе музыкального творчества, где акцент делается на уникальные роли живой музыки как средство коммуникации. Они требуют от специалиста способности к музицированию в сочетании с выполнением задач коррекции средствами инструментальной импровизации. Импровизация проводится на фоне звучания музыкального произведения в аудиозаписи, что дает возможность выразить свое эмоциональное состояние и игрой на музыкальном инструменте и пением, что ведет к стабилизации психоэмоционального состояния и коррекции трудностей коммуникаций со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, использование активной музыкотерапии, задачей которой является активная исполнительское участие ребенка в музыкотерапевтическом процессе (в пении или игре на музыкальном инструменте), позволяет корректировать не только отклонения в психоэмоциональном развитии, но и дисгармоническую самооценку, проблемы в развитии коммуникативной сферы, формирует оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение.
Форма интегративная музыкотерапия, построена на синтезе музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Сеансы строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром ярких картин природы (на картине, слайде, видеозаписи). Специалист предлагает ребенку как бы «шагнуть» в глубь изображения к ручью, коснуться руками воды. Слушание музыки и просмотр слайдов проводятся в удобной позе в мягком уютном кресле. Эффект таких сеансов - органическое сочетание зрительного и слухового восприятия.
9. Конкретизация музыкального репертуара для проведения сеансов музыкотерапии (по видам).
10. Создание музыкального пространства в образовательном учреждении: фонотека музыкальных произведений для использования их в режимных моментах (утро, прогулка, сон, подъём), картотека музыкально-ритмических упражнений, игр для музыкотерапевтических занятий, наличие музыкальных инструментов: барабан, бубен, ложки, колокольчик, треугольник, которые обладают большой ритмической силой, но в то же время передают эмоциональные нюансы.
При соблюдении условий применения музыкотерапии в образовательном процессе позволяют нам не только развивать личность ребенка, но и корректировать её отклонения, а именно: различные нарушения, нарушения психических процессов и свойств, недостаточное развитие личности ребенка.
Музыкотерапия, применяемая в игровой, доступной форме в коррекционной работе дошкольников с проблемами в развитии, помогает им сформировать осознанное отношение к своим проблемам, вместе со взрослыми преодолеть их и адаптироваться к окружающей среде.
Практический опыт коррекционной работы средствами искусства показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Музыкотерапия во всех ее вариантах является составной частью общей коррекционной работы с детьми, она не подменяет музыкального воспитания, которое выполняет свои конкретные задачи, а способствует гармонизации личности ребенка с проблемами в развитии и его социальной адаптации.
Литература:
1. Арсеневская, О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду /Волгоград Издательство «Учитель» 2011. - 204 с.
2. Медведева, Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. - М. Издательский центр «Академия», 2002. - 224с.
3. Поваляева, М.А. Коррекционная педагогика /Ростов-на-Дону «Феникс», 2002. - 350 с.
Рыжкова З. Г.
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Влияние музыки на развитие детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, вовлечь его в процесс открытия новых граней своей жизнидеетельности, побудить к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному образному и ассоциативному мышлению. А также раскрыть индивидуальность и неповторимость каждого. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, рождает ассоциации. Ритмическое звучание марша вызывает у детей радость, подъем. Пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Слушая музыку, дошкольник по-своему представляет художественный образ, передовая его в пении, и ритмических движениях. Дети пытаются найти выразительные движения характерные для тяжело ступающего медведя, прыгающих зайчиков, скачущих лошадок и т.д. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Дети способны почувствовать настроение песни, передающей душевное состояние человека. Однажды ребенок, услышав грустную песню в исполнение взрослого, сказал: «Тетя о своем горе поет». С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется музыкальный слух, рождается творческое воображение. Музыка, непосредственно воздействует на чувства дошкольника, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и наказания. Пение требует от участников единых усилий. Поющие неточно мешает хорошему звучанию, исполнению.
И это воспринимается всеми как неудача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизирует робких, нерешительных детей. Для излишне самоуверенных успешное выступление других детей служит известным тормозом отрицательных проявлений, воспитывая тем самым скромность. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведение дошкольника. Чередование различных заданий и видов деятельности (пение, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах) требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: во время начать песню и закончить ее, подчиниться темпу, удерживаясь от импульсивного желания спеть быстрее и громче чем остальные. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю. Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств дошкольника, закладывает первоначальные основы общей культуры человека.
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как прозвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: Определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности, которые активизируют восприятие и представления, будит фантазию и воображение. Когда взрослый ставит перед детьми творческое задание, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, которые побуждают детей изобразить картину жизни выполнить ту или иную роль, охарактеризовать какой либо персонаж, используя выразительные движения, мимику слово, приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным). На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.
К 6-7 годам продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальное произведение, выражая разнообразные чувства - оживление, радость, восторг, нежность, успокоение и другое. Происходит дальнейшее накопление музыкальных впечатлений. Дети узнают знакомые песни пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память. Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными. В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки.
Творческие проявления детей становятся более заметными. Их можно наблюдать и в пении, когда дети воспроизводят звукоподражание, сочиняют несложные импровизации на «ля-ля-ля» (например колыбельную или плясовую для мишки, собачки, куклы Даши). Дети проявляют интерес к экспериментированию с музыкальными и не музыкальными звуками: дети изучают возможности звучания разных предметов (деревянных палочек, металлических ложечек, емкостей, наполненных разным сыпучим материалом и по разному звучащих) и простейшим музыкальным инструментам. Постепенно расширяются представления детей о музыкальных инструментах и возможности игры на них. Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях.
Литература:
1. Бечак, Б.А.Воспитание искусством - М.: Просвещение, 1981.
2. Вендрова, Т.Е. Писарева И. В. Воспитание музыкой. – М.,1991.
3. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. -М,1985.
4. Петрова, В. Музыкальное занятие // Дошкольное воспитание.-1994 №9.
5. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания.
6. Радынова, О.П. Слушаем музыку. - М. Просвещение, 1990.
7. Раппопорт, С. Х. Искусство и эмоции 2-е изд. - М.: Музыка, 1972.
Смирнова А.И.
КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ
Ситуация современной школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении.
Психологический словарь дает следующее определение термина тревожность: «тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге ее возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов».
Недостаточное исследование тревожности в младшем школьном возрасте не позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. Хотим отметить, что достаточно высокий уровень школьной тревожности и, кстати, снижение самооценки вообще характерны для периода поступления в школу, первых месяцев учебы, как и для практически любого адаптационного периода.
На наш взгляд, исследования в данном направлении актуальны тем, что помогут решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе - проблемы развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности. Это обусловлено тем, что с приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни.
Поэтому так значима разработка программы по снижению уровня тревожности у детей, в нашем случае с применением средств музыкотерапии.
Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых как в отечественной психологии (Н.А.Аминов, В.М.Астапов, В.А.Бакеев, В.К.Вилюнас, Н.Д.Левитов, О.Г.Мельниченко, Н.И.Чистякова и др.), так и за рубежом (Х.Айзенк, М.Дорки, Р.Кетелл, Е.Левитт, О.Маурер, У.Морган, М.З.Неймарк и др.).
Цель нашего исследования заключалась в изучении влияния использования средств музыкотерапии на преодоление тревожности у детей младшего школьного возраста.
С каждым годом появляется всё больше различных немедицинских методов воздействия на процесс активизации внутренних ресурсов организма человека. Одним из таких методов является музыкотерапия.
Музыкотерапия - один из методов сохранения духовного, психического и физического здоровья школьников. Направление нашего исследования обусловлено стремлением объединить достижения медиков, педагогов и музыкантов. Мы предполагаем, что музыкотерапия является эффективным средством в коррекции и профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста. Диагностическое исследование по проблеме снижения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста средствами музыкотерапии проводилось на базе лицея № 4 г. Козьмодемьянска.
С целью проведения исследования и выявления его наиболее объективных результатов, были выбраны школьники в возрасте 7-8 лет, обучающихся в 1 «А» и 1 «Б» классах лицея № 4 г. Козьмодемьянска, в количестве 43 человек. Свою исследовательскую работу на констатирующем этапе, по выявлению уровня тревожности детей, мы реализовали в трёх направлениях: в работе с родителями и с педагогами мы использовали метод анкетирования «Я вижу его таким», задачей которого было выявить возможные проявления тревожности детей, такие как агрессия, переживания, плохой сон, замкнутость, раздражительность и т.д. Также предварительно было проведено родительское и педагогическое собрание в 1 «А» и 1 «Б» классах по темам «Тревожность у детей младшего школьного возраста», «Особенности детей младшего школьного возраста».
Непосредственно в работе с детьми мы использовали социометрию в обоих классах, методику «Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS)», в модификации А.М. Прихожан. В результате диагностики в 1 «А» классе были получены следующие данные: состояние тревожности испытуемому не свойственно - 2 человека(10,5%), нормальный уровень тревожности- 7 человек (37%), несколько повышенная тревожность - 4 человека (21%), явно повышенная тревожность - 2 человека (10,5%), очень высокая тревожность - 4 человека (21%). В 1 «Б» классе - состояние тревожности испытуемому не свойственно - 2 человека (9 %), нормальный уровень тревожности - 7 человек (30 %), несколько повышенная тревожность - 6 человек (26 %), явно повышенная тревожность - 4 человека (17, 5%), очень высокая тревожность: - 4 человека (17,5 %).
Проанализировав полученные результаты диагностики по выявлению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в 1 «А» и 1 «Б» классах, был решен вопрос о проведении коррекционных занятий с детьми в возрасте 7-8 лет, в количестве 14 человек.
Задачей формирующего этапа нашего исследования было проведение занятий по снижению уровня тревожности с применением средств музыкотерапии. С учетом индивидуальных особенностей детей использовался принцип индивидуальности.
В работе с детьми младшего школьного возраста, была составлена программа «Я в школе». Программа предназначена для психолого-педагогической и социальной работы с детьми 7-8 лет. В составлении и проведении программы мы ориентировались на психологические особенности детей младшего школьного возраста. Тематика занятий: «Знакомство.Подготовка к путешествию», страна «Рисовандия», страна «Физкультурия», страна «Литературия», страна «Музыкандия», страна «Природоведия», «Моя сказка. Держим путь домой», «Моя родная гавань».
Значимость программы состоит в развитии эмоционального мира участников, обогащении поведенческого репертуара, ориентации на предупреждение у детей глубокой формы тревожности, вызванной со школьной ситуацией, создании негативного образа о школе, педагогах и одноклассниках. Среди основных направлений психокоррекционной работы можно выделить:
- развитие основных новообразований, способствующих успешности в школе, прежде всего развитие произвольности;
- формирование необходимых учебных умений и навыков;
- воспитание правильного отношения к результатам своей деятельности, умения правильно оценить их, опосредованно относиться к собственным успехам, неудачам, не бояться ошибок, использовать их для развития деятельности; формирование правильного отношения к результатам деятельности другого ребенка, развитие ориентации на способ деятельности;
- расширение и обогащение навыков общения со взрослыми и сверстниками, развитие адекватного отношения к оценкам и мнениям со стороны других людей.
Нами разработаны рекомендации для родителей, целью которых является совместное использование музыкотерапии с целью снижения уровня тревожности детей. Развитие детско-родительских отношений не просто влияет, а зачастую является определяющим в развитии эмоциональной сферы ребёнка. Уровень этих взаимоотношений может положительно влиять на снижение уровня тревожности.
С этой целью определения эффективности проделанной работы по снижению уровня тревожности по программе «Я в школе» с применением средств музыкотерапии было проведено повторное исследование учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов, участвующих в коррекционной работе по снижению уровня тревожности по ранее проводимым методикам на констатирующем этапе:
- социометрия;
- анкета «Я вижу его таким»;
- методика «Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS)», в модификации А.М. Прихожан.
На данном этапе исследования был применен следующий математический критерий анализа: W-критерий Вилконсона. Количественный и качественный анализ полученных результатов показал, что использование форм и методов коррекционной и развивающей работы на формирующем этапе явилось продуктивным. Об этом свидетельствуют данные методик.
Таким образом, проанализировав полученные результаты диагностики, было выявлено, что у детей, участвующих в эксперименте уровень тревожности претерпел изменения, он понизился в сравнении с показателями, полученными на констатирующем этапе. Существенным показателем для нас являются и результаты социометрии, которые свидетельствуют о том, что уровень социометрического статуса у этих школьников вырос.
Соломасова С.Ю.
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ
Мы знаем настоящий секрет: чудо - в самом ребёнке, а не в методике. Чудо - это сам ребёнок, а более точно - это магия человеческого мозга, потенциал которого особенно высок у детей. Как вложить в детские головы энциклопедические знания? Чтобы осуществить это, нужно понять, почему и как мы должны этоделать. Первое даже важнее, чем второе. Давайте начнём с ответа на вопрос, почему мы должны дать детям знания? Мы должны это делать потому, что знания - это базис для интеллекта, а интеллект - врождённый дар, данный каждому.
Повторим слова знаменитого Бакминстера Фулер, чудака-гения: «Все дети рождаются гениями, а все взрослые, в первые годы их жизни, заняты тем, чтобы уничтожить в них признаки гениальности».
Содержанием работы по разделу «Слушание музыки» является ознакомление детей с разнообразными, не предназначенными для детского исполнения музыкальными произведениями в целях расширения их музыкального кругозора и повышения музыкальной культуры.
Восприятие (слушание) музыки - один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее. Возможность проведения работы по разделу «Слушание музыки» в детском саду обуславливается, прежде всего, тем, что дошкольники могут воспринимать более сложные музыкальные произведения, чем те, которые они исполняют, что даёт возможность познакомить детей с большим разнообразием музыкальной выразительности.
Большую роль в музыкальном развитии детей играет вокальная и инструментальная музыка. При слушании песни сознание опирается на её текстовое содержание, что обогащает восприятие зрительными представлениями, а это, в свою очередь, помогает глубже почувствовать и понять музыкальное произведение.
Знакомство с инструментальной музыкой даёт возможность слушать музыку без текста, направляющего по определённому пути восприятие и воображение. Слушание музыки инструментальных, обладающих большим разнообразием выразительных средств, пробуждает значительный интерес к самой музыке, повышает эмоциональную отзывчивость и более глубокое восприятие музыки.
Давайте зададим себе вопрос: «Есть ли какой-нибудь смысл растить музыкальных, высокоинтеллектуальных абсолютно здоровых детей, если им предстоит жить в явно нездоровом мире?» Каждому, кто хоть немного задумается над этим вопросом, станет ясен ответ: такие дети - единственный шанс для нашего мира измениться к лучшему. Именно от них зависит то, каким он станет, поскольку человеческие существа могут осуществить свои мечты на практике. Но чтобы открыть перед ребёнком дверь в этот мир, надо развить е него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо, прежде всего, воспитывать у ребёнка музыкальное ухо и эмоциональную отзывчивость - два важных компонента музыкальности.
Слушая музыку, мы решаем ряд важнейших задач:
- развитие эмоциональной отзывчивости. Наблюдая за ребёнком, легко можно убедиться, как меняется его мимика, поза, движения. Он может ошибиться в определении общего настроения, может сразу не найти нужных слов, но всё его поведение говорит о том, насколько он захвачен произведением и хочет выразить свои чувства.
- обогащение музыкальными впечатлениями. Эта задача решается путём приобщения к произведениям, доступным детскому возрасту. Репертуар состоит из инструментальных пьес, песен, отражающих понятные ребёнку явления.
Красоту природы особенно чувствуют художники, музыканты. Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного развития. Идею использования природы в музыкальном воспитании детей, как средства всестороннего развития, я использую на протяжении трёх лет. Мною подобраны произведения, как современных композиторов, так и композиторов-классиков - А.Вивальди, П.И.Чайковского альбом «Времена года», отражающие в своих произведениях сезонные изменения в природе.
Выбор темы «Природа и музыка» позволяет в глубокой форме воспринимать окружающую нас красоту природы глазами детей. Известно, что К.Д.Ушинский рассматривает природу, как важный фактор умственного воспитания детей. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные. «Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатлений природы. После уже поздно пользоваться ими, когда сердце утратит свою детскую мягкость, а рассудок станет между человеком и природой».