Интегративный тип познания

Сегодня в высшей школе, ориентированной на предметное изучение и блочное построение дисциплин, трудно создать у студентов современное целостное представление о науке. Наметившиеся тенденции развития высшего образования, в котором все отчетливей просматриваются интегративные процессы, начинают реализовываться в передовых вузах России университетского типа, где существуют мощные научные школы, физико-математические и гуманитарные факультеты. Как можно сформировать у студентов целостное представление о науке, какие дисциплины и формы организации учебного процесса помогут им выработать интегральный тип познания? У психологов нет единого мнения о современных стилях мышления. Можно привести в качестве примера классификацию А. И. Субетто, выделившего следующие стили: • синтетический - на уровне системного подхода;

· теоретический, применяемый при поиске решений;

· прагматический, промежуточный между первыми двумя;

· аналитический - формально-логические методы;

· реалистический - индуктивно-эмпирические методы.

В практике эти стили чаще всего комбинируются. Стиль мышления непосредственно связан с современной научной картиной мира. В истории развития науки каждой картине мира - механической, релятивистской - соответствует свой стиль мышления. В современной науке примером высшей формы систематизации знаний выступает научная картина мира (НКМ). В высшей школе введен курс НКМ, который играет важную роль в формировании интегрального типа познания студентов. Научная картина мира выполняет в образовании три функции:

· мировоззренческую, как неотъемлемую часть научного познания;

· совмещая все теории, она систематизирует знания в содержании образования;

· формирует современный, системный и диалектический типы мышления.

В. Н. Спицнадель считает целесообразным разделить процесс формирования у учащихся научной картины мира на два этапа. На первом, подготовительном, этапе в течение всего обучения желательно вводить вопросы, относящиеся к НКМ, в предметный материал. На втором, заключительном, этапе он рекомендует читать специальный курс НКМ для систематизации всех полученных ранее знаний. При этом в процессе изучения интег-ративного курса НКМ формируется целостное знание, которое больше и полнее, чем каждая теория в отдельности. У студентов происходит становление системного мышления на основе осознанного усвоения, осмысления системных связей и блочного хранения знаний в памяти.

В процессе изучения интегративных курсов студенты познают природу знаний, способы запоминания, систематизации, структуру научных теорий, а главное - приобретают способность к системному мышлению, осмыслению новых знаний по образцу уже известных структур научных теорий.

Интегративный тип познания формируется в учебном процессе высшей школы, сочетая в себе непосредственный опыт, системное мышление, нетривиальный подход к проблеме, интуицию.

При официально существующей модели образования, ориентированной на предметную дифференциацию научного знания, сторонники синергетического подхода пытаются выйти за рамки классических представлений, предлагая интегративные программы, замкнутые на глобальные проблемы современности, на изучение комплексных дисциплин, таких как "Основы экономических и правовых знаний", "Развитие природы и общества"; третий подход связан с выделением экологического императива в интегрированных курсах. На наш взгляд, синергетические представления о коэволюции человека, природы, техносферы, общества следует как можно полнее использовать в современном образовании. Обучение в высшей школе призвано отражать постнеклассическую науку и новое философско-мировоззренческое ее осмысление.

Наши рекомендации