Общие закономерности процесса воспитания
Закономерности воспитания отражают объективные, независимые от педагога связи, возникающие при организации воспитательного процесса. Определить закономерность – значит выявить основу идеального плана педагогической деятельности. Закон – строго зафиксированная закономерность; внутренняя постоянная и необходимая связь между явлениями, процессами и явлениями.
Закономерности процесса воспитания – это объективные, устойчивые, повторяющиеся существенные связи в воспитательном процессе, которые позволяют добиваться эффективных результатов в развитии личности. В воспитательном процессе можно выделить закономерности: социальные, психические, педагогические.
Социальные закономерности, когда речь идет о подготовке подрастающего человека к жизни; труду, что связано с присвоением социального опыта. В нихотражается зависимость воспитания от уровня социально-экономического развития общества и его культуры. Эти факторы определенным образом влияют на закономерные связи, возникшие в воспитательном процессе.
Психические закономерности, когда речь идет о том, что воспитание служит развитию личности (индивида). Эта группа обусловлена природой человека, его психическими особенностями (возрастом, полом, индивидуальными особенностями и др.), отражает взаимосвязь воспитания и развития. Общеизвестно, что от качества воспитания зависит развитие личности. Существует общая программа воспитания, корректируемая с учетом особенностей детей. При использовании разнообразных средств и форм воспитания необходима диагностика развития личности.
Педагогические закономерности, когда рассматривается вопрос организации процесса воспитания и обусловленности его рядом факторов, в частности, сущностью самого воспитательного процесса. Воспитание личности происходит только в деятельности и общении. Это подчеркивает тот факт, что в развитии важна активность личности.Чем активнее личность, тем более разнообразно строятся ее отношения с воспитателем. Учитель включает учащихся в самые разнообразные виды деятельности в процессе воспитания. К числу внешних влияний относятся и целенаправленное воспитание, и стихийное влияние различных видов среды, и влияние средств массовой информации и т.д. Влияние окружения преломляется через опыт, через потребности самой личности растущего человека, и это становится ее приобретением. В воспитательном процессе происходит трансформация внешних влияний во внутренние особенности личности (ее мотивы, установки, мнение, суждение, самооценка личности, ощущение, выбор своего поведения). Чем значительнее влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат.
Психологи (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин) вскрыли закон неравномерности развития личности. Это следствие того, что, как правило, интеллектуальный потенциал школьника, который связан с речевым (вербальным) процессом, часто не совпадает с физическим и психическим развитием. Происходит это потому, что развитие ребенка идет в нескольких сферах (сенсорной, моторной, вербальной), которые не всегда согласуются между собой.
В педагогической литературе существует множество подходов к выделению закономерностей воспитания.
Так, Н.Е.Щуркова обосновывает следующие закономерности:
1. воспитание совершается только путем активности самого ребенка
2. содержание деятельности детей в процессе воспитания вариативно и определяется на каждый момент их актуальными потребностями
3. развитие личности осуществляется через деятельность самой личности
4. проявление любви – это решающий фактор защищенности и благоприятного развития личности
5. дети не могут и не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил
И.Ф. Харламов формулирует закономерности, которые отражают организацию процесса воспитания. П.И. Пидкасистый при формулировке закономерностей не разделяет их на группы. И.П.Подласый, опираясь на практику и опыт воспитательного процесса, выделяет закономерности как факторы, от которых зависит качество воспитания (Самостоятельно законспектировать с.22-25).
Основные закономерности воспитательного процесса (по Вайндорф–Сысоевой М.Е.,Крившенко, Л.П.)
1)осуществление воспитания в процессе деятельности (т.е. какие именно отношения устанавливаются, повторяются и становятся привычными)
2)зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, с отдельными людьми (если взаимоотношения негативны, то и результаты процесса воспитания будут низкими)
3) единство воспитания и жизни (опыт, приобретаемый в процессе собственной жизни, есть лучший воспитатель. Жизнь воспитывает, поэтому важно ее педагогически целесообразно организовывать, включая воспитанника в различные виды деятельности.)
4) воспитание личности происходит по закону параллельного педагогического действия (воспитанник проверяет на практике все, о чем ему говорит воспитатель)
5) содержание воспитания зависит от конкретного исторического периода, в котором человек вступает в жизнь(Чтобы жить, участвывать в жизни общества, воспитуемый должен овладеть жизненным опытом, сложившимся на данный момент исторического периода. Необходимо учитывать достижения науки, культуры).
6)содержание, методы и формы воспитания зависят от возрастных, половых и индивидуальных особенностей воспитуемых
7) воспитание зависит от отношения воспитуемого к воспитателю( чем выше доверие к воспитателю, тем эффективнее процесс воспитания)
8)воспитание зависит от качества воспитательного воздействия воспитателя (при непрофессиональных или недостаточных по объему действиях воспитателя, результаты воспитания будут низкими)
9) воспитание зависит от согласованности воспитательных действий и возможностей воспитанников (если воспитатели, учителя, родители, социальные педагоги учитывают возраст, психологические особенности и воздействуют на него, согласовывая свои действия, то результат будет эффективнее).
Анализируя работы исследователей по проблеме воспитания детей, можно выделить ряд положений, которые следует принять в качестве закономерности этого процесса (они вбирают смысл всех приведенных выше положений).
1. Воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой (Говоря об активности мы должны помнить, что зависит от мотивации, поэтому педагог должен опираться на потребности и мотивы ребенка, что главное для него в этот момент).
2. Единство обучения и воспитания (Формируя знания, человек развивается. Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые требуют новых знаний и умений).
3. Целостность воспитательных влияний (Сущность в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека, развитию индивидуальности и социализации личности).
Таким образом, закономерности воспитания отражают главные связи между факторами, условиями и результатами воспитательного процесса.