Общие цели и методические рекомендации к СРС

Общей целью выполнения СРС по «Педагогике» является углубленное изучение вопросов курса, выполнение практических заданий и упражнений, что повысит интерес и осознанность знаний, будет способствовать развитию и углублению знаний

Самостоятельная работа по дисциплине предусматривает:

- углубленное изучение вопросов курса,

- выполнение практических заданий и упражнений,

- творческое осмысление современной теории и практики семейного воспитания;

- самостоятельное изучение теоретических и методических работ, составление библиографии, аннотаций и рецензий по отдельным темам (по выбору студента);

- составление мини-словаря основных понятий дисциплины;

- разработка педагогических проектов в мини-группах, с последующей презентацией.

В процессе изучения курса студенты приобретают умения, связанные с работой над литературными источниками, что предполагает умения:

- ориентироваться в исторической и современной педагогической литературе (научная, учебная, методическая, педагогические энциклопедии, словари, справочники), пользоваться разными источниками педагогической информации, работать в библиотеке с разными типами каталогов и справочной литературой;

- подбирать литературу по теме, оформлять список литературы в соответствии с требованиями библиографии;

- выделять мысли в литературном источнике, составлять план, тезисы, конспект, делать выписки в соответствии с темой сообщения, реферата, сообщения и т.д.;

- составлять план выступления на семинаре, определять логику, последовательность, аргументацию своих позиций, опираясь на изученную литературу;

- выявлять разные точки зрения в изучаемой литературе, участвовать в обсуждении вопросов, аргументировать свои суждения.

Большое внимание уделяется развитию творческих умений и самообразовательной активности студентов, что предполагает развитие умений:

- анализировать и творчески интерпретировать психолого-педагогические ситуации и факты;

- формулировать проблемные вопросы и составлять педагогические задачи в соответствии с темой семинара или практического занятия;

- составлять личный план-маршрут самообразования в соответствии с областью психолого-педагогических интересов.

Календарно-тематический план СРС

№ СРС Содержание заданий Кол час Срок сдачи Форма контроля
1. 1.Противоречия целостного педагогического процесса и способы их разрешения. 2. Проанализировав противоречия целостного педагогического процесса, в письменном виде ответьте на вопрос: Какие из противоречий являются главными, а какие второстепенными? Заполните таблицу. 3. Определите причины возникновения одного из противоречий (любого) целостного педагогического процесса (см. лекцию №3). (Например: неумение разрешать конфликты; отсутствие знаний из области…; и т.п.). Заполните таблицу. Заполне-ние таблицы
2. СРС 2. Задание№1.Разработайте родительские собрания для родителей учащихся: 1. Начальные классы 2. Средние классы 3. Старшие классы Задание №2. Разработайте внеклассные мероприятия по следующим видам деятельности: · Познавательная; · Общественно-полезная; · Ценостно-ориентировочная; · Свободное общение. Проверка конспекта
3. СРС 3. Задание 1. Восстановите соответствие между деятельностью учителя и ученика в рамках проблемного обучения. Задание №2.Заполните таблицу. Задание №3.Проанализируйте практические методы обучения и заполните таблицу. Ащита проекта
4. Задание №1.Посетите и проаналиируйте уроки в школе (начальные, средние и старшие классы). И представьте анализ урока в письменной форме. Задание№2. Проанализировав различные источники информации определите достоинства и недостатки исторически сложившихся форм организации обучения и заполните таблицу Проверка конспекта
  Всего    
         

Материалы для СРС

СРС 1

1. Противоречия целостного педагогического процесса и способы их разрешения.

Цели: Научится анализировать противоречия целостного педагогического процесса и находить способы их разрешения.

1.Ответьте (письменно!) на вопросы:

а) Что такое противоречие?

б) Почему противоречие является движущей силой развития различных явлений и процессов (как социальных, так и природных)?

(для ответа на эти вопросы воспользуйтесь учебниками по философии, философским словарем, энциклопедиями, Большим энциклопедическим словарем, Интернетом и т.п.)

2. Проанализировав противоречия целостного педагогического процесса, в письменном виде ответьте на вопрос: Какие из противоречий являются главными, а какие второстепенными? Заполните таблицу.

Главные противоречия Обоснование Второстепенные противоречия Обоснование

3.Определите причины возникновения одного из противоречий (любого) целостного педагогического процесса (см. лекцию №3). (Например: неумение разрешать конфликты; отсутствие знаний из области…; и т.п.). Заполните таблицу.

Противоречие: (формулировка)  
Причина 1 Факты, примеры противоречий
Причина 2 Факты, примеры противоречий
Причина 3 Факты, примеры противоречий
Причина 4 Факты, примеры противоречий
Причина 5 Факты, примеры противоречий
n. Факты, примеры противоречий
ВЫВОДЫ (предложите способ разрешения противоречия)

СРС 2.

Задание№1.Разработайте родительские собрания для родителей учащихся:

4. Начальные классы

5. Средние классы

6. Старшие классы

Задание №2. Разработайте внеклассные мероприятия по следующим видам деятельности:

· Познавательная;

· Общественно-полезная;

· Ценостно-ориентировочная;

· Свободное общение.

СРС 3

Задание 1. Восстановите соответствие между деятельностью учителя и ученика в рамках проблемного обучения.

Деятельность учителя Деятельность ученика
1.   1. Осознает противоречия в предложенных ситуациях.
2. Организует размышление над проблемой.   2.
3.   3. Выдвигает гипотезы и обсуждает их.
4. Организует проверку гипотезы.   4.

Задание №2.Заполните следующую таблицу.

Содержание образования – это… Признаки понятия (важнейшие термины определения) Совпадающие с другими определениями Несовпадающие с другими определениями
«...система знаний, включающая факты и обобщения, и система полезных умений и навыков» (Б.П. Есипов, Н.К. Гончаров)      
«…основные знания, умения и навыки, требуемые спецификой данной области научных знаний» (Т.А. Ильина)      
«...научные знания, умения и навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся» (И.Т. Огородников)      
«...во-первых, усвоение опыта предшествующих поколений; во-вторых, воспитание типологических качеств поведения личности, в-третьих, умственное и физическое развитие человека» (В.С. Леднев)      
«...та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему» (В.С. Безрукова)      
«…система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения» (И.П. Подласый      

Задание №3.Проанализируйте практические методы обучения и заполните таблицу.

Практический метод обучения Общее Различия
Лабораторные опыты      
Работа с учебником    
Работа с дополнительной литературой    
Учебно-производственный труд    

СРС 4.

Задание№1.Посетите уроки в различных классах и сделайте их анализ по схеме (деятельность учителя, учащихся, методов обучения, принципов обучения, самостоятельной работы учащихся, стиля деятельности учителя)

Задание №2. Проанализировав различные источники информации (например: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2004. – С. 315-325) определите достоинства и недостатки исторически сложившихся форм организации обучения и заполните таблицу:

Форма обучения Сущность Достоинства Недостатки
Классно-урочная система      
Бель-ланкастерская система      
Мангеймская система      
Дальтон-план      
План Трампа      

Наши рекомендации