Общие цели и методические рекомендации к СРС
Общей целью выполнения СРС по «Педагогике» является углубленное изучение вопросов курса, выполнение практических заданий и упражнений, что повысит интерес и осознанность знаний, будет способствовать развитию и углублению знаний
Самостоятельная работа по дисциплине предусматривает:
- углубленное изучение вопросов курса,
- выполнение практических заданий и упражнений,
- творческое осмысление современной теории и практики семейного воспитания;
- самостоятельное изучение теоретических и методических работ, составление библиографии, аннотаций и рецензий по отдельным темам (по выбору студента);
- составление мини-словаря основных понятий дисциплины;
- разработка педагогических проектов в мини-группах, с последующей презентацией.
В процессе изучения курса студенты приобретают умения, связанные с работой над литературными источниками, что предполагает умения:
- ориентироваться в исторической и современной педагогической литературе (научная, учебная, методическая, педагогические энциклопедии, словари, справочники), пользоваться разными источниками педагогической информации, работать в библиотеке с разными типами каталогов и справочной литературой;
- подбирать литературу по теме, оформлять список литературы в соответствии с требованиями библиографии;
- выделять мысли в литературном источнике, составлять план, тезисы, конспект, делать выписки в соответствии с темой сообщения, реферата, сообщения и т.д.;
- составлять план выступления на семинаре, определять логику, последовательность, аргументацию своих позиций, опираясь на изученную литературу;
- выявлять разные точки зрения в изучаемой литературе, участвовать в обсуждении вопросов, аргументировать свои суждения.
Большое внимание уделяется развитию творческих умений и самообразовательной активности студентов, что предполагает развитие умений:
- анализировать и творчески интерпретировать психолого-педагогические ситуации и факты;
- формулировать проблемные вопросы и составлять педагогические задачи в соответствии с темой семинара или практического занятия;
- составлять личный план-маршрут самообразования в соответствии с областью психолого-педагогических интересов.
Календарно-тематический план СРС
№ СРС | Содержание заданий | Кол час | Срок сдачи | Форма контроля |
1. | 1.Противоречия целостного педагогического процесса и способы их разрешения. 2. Проанализировав противоречия целостного педагогического процесса, в письменном виде ответьте на вопрос: Какие из противоречий являются главными, а какие второстепенными? Заполните таблицу. 3. Определите причины возникновения одного из противоречий (любого) целостного педагогического процесса (см. лекцию №3). (Например: неумение разрешать конфликты; отсутствие знаний из области…; и т.п.). Заполните таблицу. | Заполне-ние таблицы | ||
2. | СРС 2. Задание№1.Разработайте родительские собрания для родителей учащихся: 1. Начальные классы 2. Средние классы 3. Старшие классы Задание №2. Разработайте внеклассные мероприятия по следующим видам деятельности: · Познавательная; · Общественно-полезная; · Ценостно-ориентировочная; · Свободное общение. | Проверка конспекта | ||
3. | СРС 3. Задание 1. Восстановите соответствие между деятельностью учителя и ученика в рамках проблемного обучения. Задание №2.Заполните таблицу. Задание №3.Проанализируйте практические методы обучения и заполните таблицу. | Ащита проекта | ||
4. | Задание №1.Посетите и проаналиируйте уроки в школе (начальные, средние и старшие классы). И представьте анализ урока в письменной форме. Задание№2. Проанализировав различные источники информации определите достоинства и недостатки исторически сложившихся форм организации обучения и заполните таблицу | Проверка конспекта | ||
Всего | ||||
Материалы для СРС
СРС 1
1. Противоречия целостного педагогического процесса и способы их разрешения.
Цели: Научится анализировать противоречия целостного педагогического процесса и находить способы их разрешения.
1.Ответьте (письменно!) на вопросы:
а) Что такое противоречие?
б) Почему противоречие является движущей силой развития различных явлений и процессов (как социальных, так и природных)?
(для ответа на эти вопросы воспользуйтесь учебниками по философии, философским словарем, энциклопедиями, Большим энциклопедическим словарем, Интернетом и т.п.)
2. Проанализировав противоречия целостного педагогического процесса, в письменном виде ответьте на вопрос: Какие из противоречий являются главными, а какие второстепенными? Заполните таблицу.
Главные противоречия | Обоснование | Второстепенные противоречия | Обоснование |
3.Определите причины возникновения одного из противоречий (любого) целостного педагогического процесса (см. лекцию №3). (Например: неумение разрешать конфликты; отсутствие знаний из области…; и т.п.). Заполните таблицу.
Противоречие: (формулировка) | |
Причина 1 | Факты, примеры противоречий |
Причина 2 | Факты, примеры противоречий |
Причина 3 | Факты, примеры противоречий |
Причина 4 | Факты, примеры противоречий |
Причина 5 | Факты, примеры противоречий |
n. | Факты, примеры противоречий |
ВЫВОДЫ (предложите способ разрешения противоречия) |
СРС 2.
Задание№1.Разработайте родительские собрания для родителей учащихся:
4. Начальные классы
5. Средние классы
6. Старшие классы
Задание №2. Разработайте внеклассные мероприятия по следующим видам деятельности:
· Познавательная;
· Общественно-полезная;
· Ценостно-ориентировочная;
· Свободное общение.
СРС 3
Задание 1. Восстановите соответствие между деятельностью учителя и ученика в рамках проблемного обучения.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | 1. Осознает противоречия в предложенных ситуациях. |
2. Организует размышление над проблемой. | 2. |
3. | 3. Выдвигает гипотезы и обсуждает их. |
4. Организует проверку гипотезы. | 4. |
Задание №2.Заполните следующую таблицу.
Содержание образования – это… | Признаки понятия (важнейшие термины определения) | Совпадающие с другими определениями | Несовпадающие с другими определениями |
«...система знаний, включающая факты и обобщения, и система полезных умений и навыков» (Б.П. Есипов, Н.К. Гончаров) | |||
«…основные знания, умения и навыки, требуемые спецификой данной области научных знаний» (Т.А. Ильина) | |||
«...научные знания, умения и навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся» (И.Т. Огородников) | |||
«...во-первых, усвоение опыта предшествующих поколений; во-вторых, воспитание типологических качеств поведения личности, в-третьих, умственное и физическое развитие человека» (В.С. Леднев) | |||
«...та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему» (В.С. Безрукова) | |||
«…система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения» (И.П. Подласый |
Задание №3.Проанализируйте практические методы обучения и заполните таблицу.
Практический метод обучения | Общее | Различия |
Лабораторные опыты | ||
Работа с учебником | ||
Работа с дополнительной литературой | ||
Учебно-производственный труд |
СРС 4.
Задание№1.Посетите уроки в различных классах и сделайте их анализ по схеме (деятельность учителя, учащихся, методов обучения, принципов обучения, самостоятельной работы учащихся, стиля деятельности учителя)
Задание №2. Проанализировав различные источники информации (например: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2004. – С. 315-325) определите достоинства и недостатки исторически сложившихся форм организации обучения и заполните таблицу:
Форма обучения | Сущность | Достоинства | Недостатки |
Классно-урочная система | |||
Бель-ланкастерская система | |||
Мангеймская система | |||
Дальтон-план | |||
План Трампа |