Часть вторая. проектирование, организация, анализ и самоанализ деятельности студентов в ходе педагогической практики: методика в схемах, примерах и образцах
IХ. Методические рекомендации по планированию, анализу и самоанализу деятельности студента в качестве учителя истории
IХ. 1. Схема плана-конспекта урока истории (примерная)
1. Дата проведения урока, его номер по тематическому плану, класс.
2. Тема урока.
3. Тип урока. (Напоминаем, что современная дидактика вычленяет следующие пять типов уроков: – урок изучения нового учебного материала; – урок совершенствования знаний, умений, навыков; – урок обобщения и систематизации; – комбинированный урок; – урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков).
4. Форма проведения урока. (Это могут быть: урок – лекция, урок – беседа, урок – семинар, урок самостоятельных работ исследовательского типа, урок самостоятельных работ репродуктивного типа, урок – экскурсия, кино– (теле–) урок, устный опрос фронтальный, опрос групповой, опрос индивидуальный, зачетная работа и др.).
5.Общая дидактическая цель урока. Задачи урока (образовательная, развивающая, воспитательная[3]).
6. Методы обучения. (Следует указать методы обучения согласно одной из принятых в современной дидактике классификаций. Это может быть классификацияпоисточникамзнаний, которая предлагает три группы методов: словесные, наглядные, практические, или классификацияпохарактеруорганизациипознавательнойдеятельностиучеников, вычленяющая пять методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский). Желательно показать методы обучения на каждом из этапов урока.
7. Структура урока. Указать элементы структуры урока. (Напоминаем: принято вычленять следующие элементы структуры урока: актуализация опорных знаний и способов действий, формирование новых понятий и способов действий, применение усвоенного, предъявление домашнего задания). Показать их последовательность в вашем уроке, предполагаемое количество времени на каждый из них.
8. Содержание учебного материала. Дать краткое изложение содержания темы урока. Сформулировать вопросы к учащимся, желательно спрогнозировать предполагаемые ответы учащихся на вопросы учителя.
9. Средства обучения. Учебное оборудование, наглядные и учебные пособия, карты. Технические, в том числе компьютерные, средства обучения, место их использования на уроке.
10. Источники и литература, использованные при подготовке к уроку.
IX. 2. Пример плана-конспекта урока по дисциплине «Всеобщая история», подготовленного студентом-практикантом
(Студентка К. Рахманова, октябрь 2007 года).
Дисциплина: Всеобщая истории; Класс: 7-й.
Тема: Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.
Тип урока: Комбинированный.
Цель:Дать представление о католической церкви, объяснить причины Реформации и узнать, к чему она привела.
Основные понятия:Реформация, революция, лютеранская церковь, протестантизм.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Структура урока:
1.Оргмомент (мобилизующее начало урока, приветствие и т.д.) – 3 мин.
2.Актуализация опорныхзнаний и способовдействий путем проверки домашнего задания – 10 мин.
3.Изучениеновойтемы – 25 мин.
Объяснение учителя. Великие географические открытия изменили жизнь европейского общества.
В 16 в. происходит крупное явление, которое связано с появлением новых
христианских вероучений и отходом от католицизма большого количества
верующих.
Происходит раскол римско-католической церкви и образование новых
христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией.
• Причины религиозной революции.
• «Тремя вещами подчиняет себе Рим: насилием, хитростью и лицемерием».
Вопрос к классу: Вы помните об индульгенциях, что это такое?
• Мартин Лютер и его учение.
• Борьба за Реформацию началась.
• Карл V.
Работа по опережающим заданиям: заслушать краткое сообщение «На этом я стою. И не могу иначе».
• Учение Мартина Лютера «Спасение верой».
Запись в тетрадях трех главных положений М.Лютера:
Первое. Человек спасается только верой.
Второе. Вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека.
Третье. Только Священное Писание, слово Божье, является авторитетом в делах веры.
• Народная Реформация и крестьянская война.
Запись в тетрадях: «Кого называли протестантами».
4.Выставлениеотметок – 3 мин.
5.Предъявлениедомашнегозадания – 4 мин.
IX. 3. Схемы различных видов анализа уроков истории (примерные)
Цель анализа урока заключается в оценке работы начинающего учителя с позиций соответствия его урока государственному стандарту среднего общего образования по истории, достижениям современной педагогики, психологии, методики преподавания исторических дисциплин.
Анализ (самоанализ) урока студента-практиканта осуществляет ряд функций. Основная функция анализа и самоанализа урока – научить будущего учителя планированию и проведению урока. Сопутствующая функция – помощь будущему учителю в определении путей самообразования и профессионального самовоспитания. И вспомогательная функция анализа урока – контрольная.
Приведем несколько примерных схем анализа и самоанализа урока[4], которые, как показывает опыт, наиболее продуктивны в ходе педагогической практики.
Примерная схема поэтапного анализа (самоанализа) урока
В начале педагогической практики при анализе первых пробных уроков применяется так называемый поэтапный анализ урока.
Самоанализ, анализ, самооценка и оценка урока предполагают последовательное осмысление действий студента:
· в начале урока,
· на этапе актуализации опорных понятий, фактов, способов действия,
· при формировании новых понятий и способов действий (изложении нового материала учителем),
· при совершенствовании знаний, умений, навыков, способов деятельности (закреплении),
· при предъявлении домашнего задания,
· в процессе оценки ответов учеников.
В итоге делается обобщение, оценка (и самооценка) успехов и неудач студента-практиканта.
Примерная схема структурно-временного анализа (самоанализа) урока
Предполагает обучение будущего учителя рациональному использованию времени на уроке.
Обращается внимание на такие стороны:
· рациональное распределение всего времени урока (в разных казанских школах это 40, 45 или 80 мин.) между отдельными элементами урока;
· рациональное распределение времени внутри каждого из структурных элементов (этапов) урока. Например, анализируется, сколько времени на этапе изучения нового в целом было уделено на усвоение, на психологическую подготовку учащихся к изучению нового, его подачу и т.д.;
· качественное использование времени на отдельные элементы урока, т.е., к примеру, сколько времени на этапе закрепления изученного говорил студент-практикант, сколько – учащиеся, и оправдано ли такое соотношение, сколько времени потрачено на неправильные, ошибочные ответы учащихся, вызванные нечеткой формулировкой вопросов начинающим учителем, и т.д.
Примерная схема психологического анализа (самоанализа) урока
Психологический анализ урока необходим для обучения студентов-практикантов умениям понимать класс, изучать учащихся, создавать условия для эффективной умственной деятельности.
Психологический анализ урока включает в себя следующие элементы:
· характеристику познавательных процессов: восприятия, осмысления, закрепления, внимания, мышления, памяти;
· характеристику качества усвоения знаний: работа над понятиями, понимание закономерностей, выделение главного, работа над усвоением методологических знаний;
· характеристику интеллектуальной атмосферы урока: как пробуждал начинающий учитель к активному мышлению всех учащихся, как учитывал возрастные и индивидуальные особенности мышления учащихся при организации учебной деятельности, как развивались познавательные интересы, удовлетворялась любознательность, как использовались коллективные формы учебного труда и т.д.;
· характеристику эмоциональной атмосферы урока: каким было настроение учащихся, как поддерживалось рабочее настроение на уроке, как обеспечивался положительный эмоциональный фон, как эмоциональность влияла на работоспособность учащихся, насколько заинтересован студент-практикант в успехах учеников;
· характеристику развития учащихся в процессе обучения: какие умения и навыки были приобретены или закреплены, какие познавательные способности развивались, какие качества воспитывались (например, ответственность, самодисциплина, самоконтроль, воля);
· характеристику развития у учащихся тех высших чувств, воспитание которых возможно средствами истории как учебного предмета: чувства нравственные, чувства эстетические, чувство любви к Родине, чувство гражданственности и др.
Примерная схема комплексного анализа (самоанализа) урока[5].
1. Общая структура урока. К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?
2. Реализация основной дидактической цели урока. Все ли требования программы по данной теме получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся на уроке? Верно ли составлен и осуществлен план изучения нового материала? Обладал ли учитель достаточными знаниями? Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления на уроке? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений, навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.д.)? Имел ли место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?
3. Работа по развитию учащихся на уроке. Имело ли место вовлечение учащихся в важнейшие мыслительные операции (критический анализ исторической информации; анализ информации, представленной в исторических текстах, картах, схемах, таблицах и т.д.; установление причинно-следственных связей между историческими процессами и явлениями; классификация, систематизация исторических фактов и т.д.)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, задания, носящие творческий характер)? Сообщалась ли на уроке какая-либо общеразвивающая информация? Если да, то как? Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Если да, то как? Как (при помощи каких методических средств и приемов) развивалась в учениках способность понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира? Как развивалось умение определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности и соотносить ее с исторически сложившимися мировоззренческими системами?
4. Воспитание в процессе урока. Были ли использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Велось ли осмысление исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций с позиций воспитания в школьниках гражданственности, мировоззренческих убеждений, толерантности? Ставилась ли задача расширения социального опыта учащихся при изучении форм человеческого взаимодействия в истории? Что в уроке содействовало воспитанию добропорядочности, уважительного отношения к труду и к учению? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?
5. Соблюдение основных принципов дидактики. Правильно ли была организована деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?
6. Выбор методов обучения. Какие методы обучения были применены? Правильно ли они были выбраны? Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, возраста, индивидуальных особенностей)? Имело ли место нарастание степени самостоятельности в системе заданий (от заданий репродуктивного типа к заданиям творческого типа)?
7. Организационная работа студента-практиканта на уроке. Все ли необходимое было подготовлено им к началу урока? Правильно ли студент-практикант пользовался конспектом на уроке? Были ли на уроке использованы компьютерные средства обучения? Если – да, то насколько целесообразным и оптимальным было их использование? Каково было соотношение организующей деятельности педагога-практиканта и познавательной деятельности учащихся? Какие приемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся были использованы практикантом? Был ли достигнут контакт со всем классом? С отдельными учащимися?
8. Работа учащихся на уроке. Была ли проверена готовность учащихся к уроку? Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Обращалось ли внимание на культуру труда (правильное ведение записей, бережное обращение с учебником и т.д.)? Какая была дисциплина на уроке? Были ли правильны приемы поддержания дисциплины, достигали ли они цели? Каково отношение учащихся к учителю, предмету?
9. Гигиенические условия урока. Удачно ли составлено расписание – какое место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня? Как была проведена перемена, предшествующая данному уроку? Не были ли задержаны учащиеся на данном уроке после звонка?
10. Выводы. В итоге делается обобщение, оценка (и самооценка) успехов и неудач студента-практиканта на уроке. Анализируется, соответствуют ли знания и умения студента-практиканта требованиям стандартов университетского педагогического образования, а также, что следует сделать для совершенствования профессионально-педагогических компетенций студента – будущего преподавателя истории.
Комплексный анализ (самоанализ) урока возможно провести и по другой примерной схеме.
При этом важно помнить, что любая структура анализа урока готовится под конкретные задачи.
1. Оценка реализации основных принципов обучения. (С точки зрения соблюдения оптимальной меры в их сочетании: научности и доступности, наглядности и абстрактности и т.д.).
2. Оценка проектирования задач урока. (Педагогических, развития образовательного процесса, саморазвития учителя).
3. Оценка конкретизации задач на основе выводов педагогического (или психолого-педагогического, или медико-психолого-педагогического, или педологического) консилиума.
4. Умение поставить задачи урока перед учащимися.
5. Оценка оптимальности выбора содержания учебного материала: выделен ли объект прочного усвоения (главное и существенное).
6. Выбор и применение учителем разных источников сообщения ученикам новых знаний. Оценивается не то, что выбрано, а обоснованность этого выбора!
7. Оценка оптимальности сочетания различных форм и методов обучения в ходе урока. Оцениваются не сами методы, а обоснованность выбора методов!
8. Использование различных приемов учебной работы. Оценивается их целесообразность!
9.Воспитание интереса к предмету и в целом к процессу обучения.
10. Оценка культуры труда учителя и учеников.
11. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся.
Формы контроля:
а) оценка содержания вопросов и заданий;
б) соответствие оценок уровню знаний учащихся.
Обоснование оценок, выставленных за урок!
12. Оценка применения дифференцированного подхода к учащимся. Дифференциация объема и степени сложности (только в пределах программы), но, прежде всего, степени помощи, оказываемой учащимся.
13. Владение учащимися навыками рациональной организации учебного труда, т.е. надпредметными способами деятельности.
14. Характер, объем и дифференцированность домашнего задания. Обязательный учет в расписании дня других предметов.
15. Оценка оптимальности структуры урока и рациональности расхода времени на различных его этапах.
16. Оценка взаимоотношения учителя и учащихся.
17. Оценка личностного отношения учителя к труду, к детям; оценка личностного воспитательного влияния учителя на детей (от внешнего вида до отношения к труду).
18. Использование возможностей учебного кабинета. (Оценивать, в том числе, применение компьютерных возможностей).
19. Оценка гигиенических требований на уроке (Освещенность, температурный режим, воздушный режим, посадка учащихся).
20. Учет ранее высказанных замечаний и рекомендаций.
21. Выводы, рекомендации и предложения.
IX. 4. Образцы календарно-тематического планирования в курсе истории
ОБРАЗЦЫ
Календарно-тематических планов
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ | Учебные часы | ||
ВСЕГО | теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
1. | Современные информационные технологии в работе историка | |||
2. | Программа Internet Explorer | |||
3. | Поиск информации в Интернете. Работа с поисковыми системами rambler, aport, yandex. | |||
4. | Копирование электронных документов | |||
5. | Интернет как средство научной коммуникации | |||
6. | Особенности и виды Интернет-коммуникации | |||
7. | Электронная почта в работе историка | |||
8. | Этикет Интернет-общения | |||
9. | Классификация Интернет-ресурсов по истории | |||
Описание сетевых ресурсов | ||||
11. | Экспертиза ценности сетевых ресурсов | |||
12. | Оформление ссылок на Интернет-ресурсы | |||
Электронные библиотеки. Работа с каталогами библиотек | ||||
14. | Виртуальные библиотеки. Исторические библиотеки в Интернет. Интернет-порталы | |||
15. | Сетевые периодические издания: журналы и газеты | |||
16. | Исторические источники в Интернет | |||
17. | Электронные каталоги архивов. Сайт «Архивы России» | |||
18. | Письменные источники в Интернет | |||
19. | Изобразительные и вещественные источники в Интернет | |||
20. | Образовательная среда Интернет | |||
21. | Образовательные порталы и сайты по истории | |||
22. | Дистанционное образование в Интернет | |||
23. | Перспективы развития глобальной информационной сети | |||
ВСЕГО: |