Раздел 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников
И методические основы организации
Трудовой деятельности
Дошкольников
Учебно-методическое пособие по специальности «Дошкольное образование»
Составители:
Барсукова Л. С., Смирнова Т.В.
Москва
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящее пособие рекомендовано студентам и преподавателям педагогического колледжа при изучении области профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях разного вида и домашних условиях; организации различны видов деятельности и общения детей.
Пособие составлено в соответствии с требованиями ГОС СПО по специальности среднего профессионального образования 050144 «Дошкольное образование» с использованием технологии модульного обучения и выполняет следующие функции:
* обучающую (дана информация для освоения материала по темам);
* организационно-методическую - определяет последовательность изучения материала, самостоятельную работу студентов, профессиональную деятельность на педагогической практике, рекомендует контроль освоения учебного материала, выполняет роль справочника;
* развивающую – стимулирует профессиональное развитие студентов, направляет на учебно-исследовательскую деятельность.
Пособие раскрывает содержание профессионального модуля ПМ.02:
МДК 02.02 «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников».
В процессе освоения образовательной программы междисциплинарного курса обучающий овладевает следующими общими и профессиональными компетенциями:
* планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня;
* организовывать посильный труд и самообслуживание;
* организовывать общение детей;
* анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей;
* разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
* создавать в группе предметно-развивающую среду;
* систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
* оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлении;
* участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования;
По освоении программы по МДК 02.02 обучающий должен:
иметь практический опыт:
- планирования трудовой деятельности и общения детей;
- организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;
- организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности;
- наблюдения и анализа трудовой деятельности и общения детей;
- наблюдения за формированием трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников;
- разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей;
уметь:
- определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства трудовой деятельности;
- определять педагогические условия организации общения детей;
- организовать посильный труд дошкольников с учётом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);
- ухаживать за растениями и животными;
- анализировать приёмы организации и руководства посильным трудом дошкольников с учётом возраста и психофизического развития детей;
- анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;
знать:
- теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;
- сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников;
- содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников;
- способы ухода за растениями и животными;
- теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;
- способы диагностики результатов трудовой деятельности детей.
Содержание
Раздел 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников. 5
1.1. Понятие «труд». Роль труда в развитии личности дошкольника.5
1.2. Специфика трудовой деятельности детей дошкольного возраста.6
1.3. Задачи, средства и условия организации трудовй деятельности детей дошкольного возраста…………….. 10
1.4. Виды и содержание труда в разных возрастных группах ДОУ.14
1.5. Формы организации труда детей дошкольного возраста.23
1.6. Исследователи и направления их исследований по вопросам трудовой деятельности дошкольников…………………………………37
Раздел 2. Методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. 42
2.1. Методика руководства трудовой деятельностью детей младшего и среднего дошкольного возраста …………………………………………42
2.2. Методика руководства трудовой деятельностью старших дошкольников51
2.3. Планирование работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста……….64
2.4. Диагностика трудовых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста76
2.5. Диагностика трудовых умений детей старшего дошкольного возраста………….80
Л итература. 99
Приложения. 102
Раздел 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников