Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловые игры
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал-с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т. д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д. ) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т. д. ). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театра. В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему Поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов (рис. 5).
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят:
учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап подготовки | Разработка игры | — разработка сценария |
— план деловой игры | ||
— общее описание игры | ||
— содержание инструктажа | ||
— подготовка материального обеспечения | ||
Ввод в игру | — постановка проблемы, целей | |
— условия, инструктаж | ||
— регламент, правила | ||
— распределение ролей | ||
— формирование групп | ||
— консультации |
Этап проведения | Групповая работа над заданием | — работа с источниками |
— тренинг | ||
— мозговой штурм | ||
— работа с игротехником | ||
Межгрупповая дискуссия | — выступления групп | |
— защита" результатов | ||
— правила дискуссии | ||
— работа экспертов |
Этап анализа и обобщения | — вывод из игры |
— анализ, рефлексия | |
— оценка и самооценка работы | |
— выводы и обобщения | |
— рекомендации |
Рис. 5. Технологическая схема деловой игры
Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе:
генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Литература
1. Азаров Ю. П. Игра и труд. - М. , 1973.
2. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М. , 1979.
3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - М. , 1987.
4. Баев П. М. Играем на уроках русского языка. - М. , 1989.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М. , 1988.
6. Газман О. С. и др. В школу - с игрой. - М. , 1991.
7. Добринская Е. И. , Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. - Л. , 1983.
8. Журавлев А. П. Языковые игры на компьютере. - М. , 1988.
9. Занъко С. Ф. и др. Игра и ученье. - М. , 1992.
10. Игры - обучение, тренинг, досуг. . . / Под ред. В. В. Петрусинского. - М. , 1994.
11. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. - М. , 1990.
12. Кэрролл Л. Логическая игра. - М. , 1991.
13. Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. t. v. - М. , 1958.
14. mинкин Е. М. От игры к знаниям. — М. , 1983.
15. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М. , 1990.
16. Пидкасистый П. И. , Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М. : РПА, 1996.
17. Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании. - М. : Народное образование, 1996.
18. Спиваковский А. С. Игра - это серьезно. - М. , 1981.
19. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. - М, 1981.
20. Удовольствие — в игре. — М.
21. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М. , 1992.
22. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры. - М. , 1994.
23. Шмаков С. А. Культура - досуг - ребенок. - М. , 1994.
24. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. , 1979.
25. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М. , 1974.
Проблемное обучение
Знания — дети удивления и любопытства. Луи де Бройль
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.
Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность - труд.
В 1923 г. в СССР были «комплекс-проекты» на основе Дьюи (в процессе выполнения проектов «борьба за промфинплан», «за коллективизацию» усваивались знания). Классно-урочная система объявлялась отжившей формой, она заменялась лабораторно-бригадным методом. Однако в 1932 г. постановлением ЦК ВКП(б) эти методы были объявлены методическим прожектерством и отменены.
Сегодня подпроблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.