Участие детей в какой-либо деятельности само по себе гарантирует определенный воспитательный эффект
«Очень часто, включая детей в какую-нибудь деятельность, мы думаем, что уже само по себе такое участие гарантирует определенный воспитательный эффект. Например, учитель организовал субботник, дети сажали деревья. И вот уже считает, что дело сделано, элементы экологического сознания он детям привил. То же отношение со стороны администрации школы.
На самом деле совершенно неизвестно, произвело ли участие в субботнике предполагаемое воздействие на детей. Может быть, это был один из тех весенних, солнечных дней, когда хочется только гулять. А тут этот нудный учитель со своими саженцами, – пишет
A. M. Сидоркин. Воспитательный эффект гарантирует не всякая деятельность, а только та, которая имеет личностный смысл для учащегося, необходимость которой он самостоятельно осознал. Если же учитель не принимает во внимание личностный смысл деятельности для учащихся, то он сводит деятельность к поведению, а воспитание к дрессировке».
Методический фетишизм. В словаре иностранных слов приведены два значения слова фетиш:
1) неодушевленный предмет, который, по представлениям верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит объектом религиозного поклонения;
2) предмет слепого поклонения, идол, талисман, образец.
Соответственно фетишизм: 1) культ фетишей, общий и постоянный элемент многих религий; 2) слепое подражание чему-либо, возведение в фетиш. Заметим: слепое подражание. Так как один из основных сущностных признаков предрассудка – иррациональность (усваивается некритически, без рассуждений), то явление фетишизма связано с предрассудками.
Методический фетишизм – культ методики воспитательной работы, явление, когда вопросы методики заслоняют собственно педагогические проблемы. При этом средства воспитания подменяют собой его цель, и методика превращается в самоцель. Источники методического фетишизма частично кроются в образовательной политике советского государства, когда десятилетиями от учителей требовали отчетов о количестве проведенных воспитательных мероприятий, достижения совершенно нереальных, оторванных от жизни воспитательных целей. Обычно наибольшую трудность у учителей вызывает постановка педагогических целей и задач. Им трудно сформулировать для себя простые и ясные педагогические задачи. И тогда целью становится проведение мероприятия, а учащиеся выпадают из поля зрения педагога.
Причем обнаруживается такая закономерность: чем сильнее и эффективнее воспитательное средство, тем скорее оно превращается в самоцель, фетишизируется. Пример тому – бездумное применение коммунарской методики воспитания. «Взрослому коммунару очень трудно сохранить себя как педагога. Очарование коммунарского сбора настолько велико, что педагог легко растворяет в нем остатки своего профессионального сознания. Он начинает стремиться к тому, чтобы сборы проходили все лучше и лучше, чтобы уровень их все время рос. Перестает видеть оторванность сбора от обыденной жизни. Не замечает двойственности стандартов поведения у детей и у себя», – замечает A. M. Сидоркин.
Существует и другое проявление предрассудка «методический фетишизм». Зачастую воспитатели уходят в развлекательство, превращаясь в обыкновенных массовиков-затейников, разгоняющих скуку школьной жизни.
Данный предрассудок оказывает негативное влияние на деятельность учителя. Привычка не думать о реальном эффекте своей работы заставляет воспринимать детскую самодеятельность как самоцель. Отсюда логика действий: если вдруг по каким-то причинам дети не хотят в чем-то принимать участие, то активизируются различные формы принуждения и подавления личности.
Следует избегать и другой крайности – игнорирования методики воспитательной работы. Такая тенденция существует. Студенты педвузов нередко настроены скептически, а преподаватели часто не могут объяснить, как пользоваться воспитательными методиками.
Необходимо понять, что деятельность детей не исчерпывает всего содержания воспитания. Кроме мероприятий, существует еще общение, отношения как самостоятельный педагогический феномен, мир идей и образов, личностных смыслов, различные среды обитания детей, которые оказывают непосредственное влияние на их развитие.