История R специальной помощи детям с ограниченными возможностями. (за рубежом) (1).
Были выделены 5 периодов эволюции отношения государства и общества к лицам с ОВЗ с античных времен до наших дней.
1 период – 8 в. до н.э. – 12 в. н.э. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. Период начинается с законов Ликурга (8 в. до н.э.), отразивших неприятие ребенка-инвалида античным миром, а заканчивается этот период (12 в. н.э.) появление первых светских приютов для слепых.
В период Античности лица с ОВЗ не считались гражданами государства (статус рабов).Человека с врожденным умствен или физическим недостатком ждала либо физическая, либо гражданская смерть. Закон дискриминировал даже тех из них, кто принадлежал к привилегированным сословиям, разделяя и элитную часть общества на «полноценных» (признанных) и «неполноценных» (непризнанных).
Изменения начались с принятием христианства. В IX в. в Византии при христианских монастырях стали открываться хосписы и приюты для глухонемых, слепых, калек и т.д.(могли получать кров и пищу). Создание по инициативе монархов благотворительных учреждений оценивается как прецедент осознания государством (в лице его правителя) необходимости помощи инвалидам, как свидетель изменения отношения к ним.
-далее в течении 5ти столетий открыв. монастырские и первые светские приюты, и больницы, хосписы, убежища. В эпоху Средневековья на лиц с ОВЗ инквизицией организовывались гонения. Их обвиняли в колдовстве, вешали, сжигали на кострах.
2 период 12-18 в. – От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивид обучения к первым спец учебным заведениям.
В эпоху Возрождения (14—16 вв.) произошла смена взглядов на статус людей с ограниченными возможностями.
В эпоху Просвещения некоторые лица с ОВЗ добились «гражданской реабилитации» - о них не только продолжают заботиться, но и пытаются учить, но организация спец. уч. заведений пока не начиналась. Только переосмысление во Франции — гражданских прав и статуса людей с сенсорными нарушениями делает возможным появление на свет в Париже первых государственных специальных школ для глухонемых (1770), для слепых детей (1784). Великая Французская револ-я с ее декларацией прав человека и гражданина (1789) заставила парижан по-новому оценить статус инвалидов, умалишенных и слабоумных, а главное, инициировала «революцию в психиатрии». Т.е. во второй пол. 18 в. произошло кардинальное изменение отношения госуд. к лицам с ОВЗ (изначально к детям с сенсорными нарушениями).
3 период конец 18го – нач. 20 в. - От осознания возможности обучения детей с сенсорн нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования.
Начало периода - это открытие школ в Париже и завершение - принятие в каждой конкретной стране закона об обязательном начальном образ-ии (распространяющих действие на детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями). Впервые законодательно изменен статус инвалидов: большинство европейских стран признает их право на образование.
Законодательно признается право инвалидов на гарантированную социальную помощь и образование, а также ответственность общества и государства за реализацию этого права.
С начала XIX в. была признана необходимость спец образования и открытия сети спец образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта и сенсорных нарушениями (слепые, глухие).
· Начало ХХ века - время окончательного оформления национальных систем спец. образ, предусматривающих обучение трех категорий детей: с нар. слуха, зрения, интеллекта. Остальные дети с ОВЗ находились под опекой церковной и светской благотворительности.
4 период нач. 20в – 70-е г. - От осознания необход-ти спец. образ. для отдельных категорий детей с откл в R к пониманию необх-ти спец. образ. для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы спец образ.
Начало четвертого периода в каждой стране определяется временем принятия и вступления в действие Закона о всеобщем обязательном начальном бесплатном образовании и следующих за ним актов об обязательном обучении детей с отклонениями в развитии.
Становления новых типов спец школ и новых типов спец. обучения, появления в дополнение к школам дошк-х и послешк. образов. учрежд. и увеличения видов учебных заведений( для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, слепоглухих, детей с речевыми наруш, физич недостатками, трудностями в обучении, множественными наруш-ми, проблемами поведения, для детей, подверженных продолжительным болезням, а также спец. школы при национальных научно-исследовательских центрах.
Появление актов об обязат. обучении детей с отклон. в R.
Все начинания и грандиозные проекты рухнули с началом на всей терр. Европы Первой мировой войны, революциями, переворотами, гражданскими войнами - снизилась активность в деле организации образования лиц с отклон в R.
После 2 мировой войны изменился взгляд на различия между людьми. Государства объединили усилия в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества, учредив Организацию Объединенных Наций (1945). Всеобщая декларация прав человека ООН (1948) закрепила новое миропонимание. принятия общеевропейского соглашения «О защите прав человека» (1950). декларация социального прогресса и развития, (1969), утвердившая необходимость «защиты прав и обеспечения благосостояния инвалидов, а также обеспечения защиты людей, страдающих физическими и умственными недостатками».
50-70 гг - Существенно меняется и уточняется классификация, выявляются новые категории детей, нуждающ-ся в спец образовании: к ним относят уже не только детей с нар. слуха, зрения, интеллекта, но и детей с трудностями в обучении, эмоц. расстройствами, девиантным поведением, соц и культурной депривацией; число типов спец. школ возрастает.
Завершение этого периода: 1971 г - принятие ООН деклараций «О правах УО лиц»; 1975 - «О правах инвалидов».
5 период с 70-х г 20 в. – по наст врем - От равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции.
Идеи социальной и педагогической интеграции инвалидов. Помещение ребенка в спец школу стало рассматриваться как нарушение его прав и «навешивание соц. ярлыка». Ведущей тенденцией развития системы образования детей с особыми потребностями, начиная с 70-х гг., становится «включение в общий поток» или интеграция; признание всех без исключения детей (независимо от степени тяжести нарушения) обучаемыми, кардинальная реконструкция системы спец образ-я. Общество выступает за сокращ. числа спец. школ и перевод значительного числа учащихся в общеобразов. среду, открытие классов для ранее необучаемых глубоко УО детей. На данный момент начинает дискутироваться возмож-ть, полезность и целесообразность интеграции для большого числа детей, среди родителей и специалистов появляются противники интеграции.