Игровые методы
театрализации.
Одна из методик, хорошо зарекомендовавшая себя в западных музеях, вопросы к учащимся,заставляющие более пристально взглянуть на предмет. Мастерство педагога предполагает умение ставить вопросы разного уровня, Замечено, что вопросы типа "да-нет" сковывают наблюдательность ребенке. Один вид вопросов рассчитан на проверку памяти, другой — на сопоставление известных фактов, третий — способствует пробуждению творческого сознания, четвертый — заставляет произвести оценочные действия.
При правильном использовании вопросной методики, занятия в музее превращаются в диалог педагога и школьника.
Продолжением и развитием "сократовского" метода является, так называемая, поисковая или исследовательская стратегия, которая заключается в специальном и последовательном наборе предлагаемых школьникам мыслительных операций: постановке проблемы, выдвижении гипотезы, ее проверке и поиске фактов ее подтверждающих. Учащиеся активно осваивают материал, взаимодействуют с предметной средой музея и со своими одноклассниками. При подобном методе обучения музейному педагогу стоит воздержаться от слишком подробной информации, его вступительное слово должно содержать исходные данные, а не конечный ответ на вопрос.
Исследовательский метод способствует овладению сущностью процесса, а не фактологической его стороной. Применение этой методики в музее означает отказ от столь характерного для него авторитарного способа преподнесения информации и признания существования разных позиций и точек зрения.
Музейный педагог только посредник между школьником и развиваемой им гипотезой. Школьнику предлагается осмотреть коллекцию относительно несвязанных между собой предметов и установить их взаимосвязь. Природное детское любопытство заставляет его активно искать ответ на вопрос и, по заданию педагога, аргументировать свою точку зрения.
Как правило, изучая материал в музее на основе поискового метода, учащиеся работают разбившись на небольшие группы; они внимательно рассматривают экспонаты, классифицируют их и порой проводят настоящее исследование.
Данная методика не приемлет верных и неверных ответов, единственных трактовок.
Проиллюстрируем сказанное примером из деятельности отдела начального и среднего образования Смитсоновского института, который подготовил специальные материалы для обучения школьников на основе поискового метода по теме "Семья американских колонистов". Учащиеся осматривают несколько исторических реконструкций интерьеров, а затем выбирают, какие из них соответствуют социальному, культурному и имущественному уровню описанной семьи. Для доказательства своей версии дети используют различные экспозиционные материалы. В качестве вспомогательного средства школьникам предлагаются слайды.
Одним из средств реализации исследовательского метода являются так называемые листы данных. Они способствуют накоплению информации, полученной непосредственно из музейных источников, для ее дальнейшего использования в музее или классе. Эти листы помогают школьникам свободно использовать полученные во время посещения музея знания, а также систематизировать собственные наблюдения, проверять возникшие гипотезы.
Листы данных обычно содержат задание что-то нарисовать, выделить ключевые слова, заполнить таблицу, сосчитать, составить список, оценить, классифицировать и т.п.Их оформление предполагает, что дети будут делать и собственные записи.
Как свидетельствует опыт, листы данных оказываются особенно эффективны в работе с детьми средних и старших классов, которые, в силу возрастных особенностей, обычно стремятся к независимости и самостоятельности.
Сегодня муляжи или образцы, которые можно дать детям для осмотра в руки — незаменимый учебный материал в музеях, но только, разумеется, если он правильно используется.
Дать потрогать африканскую маску, старинный фрак или очки XIX века не самоцель. Это возможность использовать весь спектр чувств ребенка и интегрировать их в более широкую сферу. Есть особая магия в том, чтобы примерить на себя исторический костюм. Держа предмет в руках, дети получают возможность оценить его размер, вес, фактуру, запах, форму. Это физическое ощущение в гораздо большей степени, чем слова, дает представление об особенностях материалов, об их сходстве или различии.
Учащиеся исследуют экспонат под наблюдением музейного педагога. Для этого выделяется время и специальное место в музее. Часто детей усаживают на пол, покрытый ковром: так удобно осматривать и передавать друг другу предметы. Иногда музеи идут на то, чтобы разрешить школьникам трогать экспонаты непосредственно во время экскурсии по музею.
Так, Музей города Нью-Йорка (США) имеет детскую учебную программу "Пожалуйста, трогайте". Она осуществляется в определенном разделе экспозиции, представляющей собой реконструкцию голландского дома XVII в. в Амстердаме.
Некоторой альтернативой такого подхода является программа Денверского музея естественной истории, которая проводится только в мае, в период, когда школьники особенно часто посещают музеи. Им разрешается более неформально, чем в другое время, вести себя в музее и трогать экспонаты без предварительного согласования с хранителем.
Другой обучающей методикой, успешно применяемой в учебных музейных программах, являются различные деятельностные формы:приготовление еды, ловля рыбы, изготовление бумаги и т.д. Зарубежные музейные педагогики активно используют эту стратегию, потому что она приносит удовольствие детям, развивает их практические навыки и наполняет смыслом музейные предметы.
Деятельностные формы обучения требуют специального времени в рамках музейных программ и внимательного руководства педагогов.
В американских музеях детям предлагается, например, обнаружить движение и ритм художественных произведений через танец, музыку, инсценировки, сочинение стихов. Это те формы активности, которые помогают детям отождествить себя с художником и, таким образом, лучше понять созданное им.
Музей африканского искусства Смитсоновского института предлагает школьникам после осмотра экспозиции нарядиться в национальные африканские костюмы, поиграть на этнографических музыкальных инструментах. А вот в художественном музее Сент-Луиса дети смотрят три фильма, представляющие различные виды движения, а затем имитируют работу машин, пользуясь движением, ритмом и звуком как средством выражения принципа действия этих механизмов
Художественные музеи Запада широко используют в образовательной сфере ролевые игрыи другие формы креативной деятельности.
Благодаря игре, изображенные на полотне модели могут заговорить, абстрактная живопись — ожить, обретая запах и вкус. Вот как определяют зарубежные специалисты Игру можно использовать ц педагогических целях, чтобы установить невербальный контакт ребенка с произведением искусства. В этих играх он может вести себя непосредственно, имитировать цвета, формы, предметы, пространства. Он может постигать взаимоотношения вещей, анализировать и физически переживать произведение искусства, оживляя его" (12).
Игра — инструмент процесса интерпретации музейного предмета. От тех, кто проводит такие игры, требуется хорошее воображение и доверительные отношения с детьми.
Данная обучающая методика требует некоторого владения актерской игрой и импровизацией. Музейный педагог одновременно направляет игру и наблюдает ее.
Дети не всегда могут мыслить вербально, но они обычно с удовольствием иллюстрируют свои идеи с помощью движений, звуков и т.д. Игры могут быть использованы для разных целей: релаксации (чтобы побудить детей свободней чувствовать себя в обстановке музея), ориентации (стимулировать процесс зрительного знакомства с предметом), социализации (помочь общению детей с музейным педагогом и друг с другом), организации (сформировать детей в группу), мотивации (стимулировать познавательную активность ребенка). Вот несколько примеров из практики американских музеев.
Младших школьников в Национальной галерее в Вашингтоне встречают такой игрой. Музейный педагог говорит: "Закройте глаза и представьте свой любимый цвет. Заполните им свое сознание, представьте, что он покрывает вас с ног до головы. Когда я дотронусь до каждого из вас, назовите этот цвет...". После такого обращения к отдельным школьникам, музейный педагог просит всех детей в группе назвать свои любимые цвета. Эта игра помогает школьникам более осмысленно воспринимать краски, которыми пользуется художник.
Игра для более старших детей может быть направлена на запоминание того, что они видели, на развитие зрительной памяти.
Например, учащиеся, разбившись по парам, поворачиваются лицом к друг другу и внимательно осматривают один другого. Затем, отвернувшись, школьники слегка изменяют свой внешний вид: закатывают рукава, снимают очки, переделывают прическу. Затем, снова повернувшись лицом к партнеру, они стараются обнаружить, что изменилось.
Игра помогает развить наблюдательность и умение концентрироваться. Вступительные игры задают тон всему опыту, полученному в музее.
Американские музеи широко используют ролевые игры разного уровня, от небольших инсценировок до целых спектаклей. Как правило, в музее предварительно готовят карточки с текстом роли (иногда их делают разноцветными). На обсуждении, после спектакля, школьник может выразить свое отношение к персонажу и не согласиться со своим героем.
Вообще зарубежные музеи часто прибегают к театрализации. Это может быть кукольный театр, костюмированный экскурсовод, актер или группа актеров, устраивающих представление в музее. Безусловно, все подобные ухищрения притягивают и интригуют зрителей, особенно детей. Но более чем все другое, эти приемы требуют от музейных педагогов высокого профессионализма и в постановочной, и в сценарной части.
Исторические и политехнические музеи имеют давнюю традицию театрализованных показов того, как делаются вещи или как они действуют (например, изготовление бумаги, взбивание масла, прядение шерсти).
В музеях разыгрывают и вполне профессиональные спектакли. Тексты для них пишутся в жанре настоящей драматургии, но они могут варьироваться в зависимости от особенностей аудитории.
Вот, например, в Бруклинском музее поставлена комедия "Кто видел Нил", в которой заняты актеры местной театральной труппы. В процессе игры на представлении в музее они использует предметы, выставленные в экспозиции. Пьеса помогает посетителям музея представить жизнь на берегах Нила в Древнем Египте.
Набор их значительно шире выше перечисленных.
Главное — все они способствуют развитию интереса у детей к музею и получению практических знаний.