Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
Подчеркивая роль общественности в защите законных интересов человека, Конституция РФ указала, что каждый имеет право создавать профессиональные союзы. К сожалению, можно констатировать, что на предприятиях среднего и малого бизнеса обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны защищать интересы работников. Это происходит по разным причинам: негативное отношение некоторых работодателей к деятельности профсоюзов, поскольку последние ограничивают их всевластие; преследование работников, обратившихся в профсоюз для защиты нарушенного права; слабое знание работниками трудового законодательства, а в связи с этим и нежелание защиты нарушенных прав при помощи профкома или в комиссии по трудовым спорам. В условиях безработицы для сохранения своего рабочего места работник иногда вынужден пожертвовать своими законными правами.
Глава 58 Трудового кодекса РФ посвящена защите трудовых прав работников профессиональными союзами. Статья 2 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" определяет, что профсоюз создается для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов его членов.
Основной функцией профсоюзов является функция защиты, которая реализуется в четырех организационно-правовых формах: участия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в организации; участия в разрешении трудовых споров; осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.
Участие профсоюзов в отношениях социального партнерства, установлении условий труда в организации через институт коллективного договора и другие соглашения о труде должно стать основной, главной формой реализации защитной функции профсоюзов.
Из рассмотренного определения профессионального союза следует, что он вправе защищать социально-трудовые права и интересы своих членов. Для осуществления такой защиты процедура прохождения уведомительной регистрации с целью получения статуса юридического лица правового значения не имеет.
В соответствии со ст. 7 Конвенции о свободе ассоциации и защите права на организацию приобретение права юридического лица профессиональным союзом не может быть обязательным условием для осуществления им деятельности по защите прав своих членов. Параметры данной деятельности определяются законодательством и уставом профессионального союза. Направления уставной деятельности профессионального союза не должны вступать в противоречие с законодательством. Если при применении устава выявляются подобные противоречия, у полномочных государственных органов возникает право потребовать от профессионального союза устранения из него положений, не соответствующих законодательству.
Однако отсутствие у профсоюза регистрации в качестве юридического лица не может служить законным основанием для отказа от принятия поступающих от него заявлений, например в судебные органы. В связи с изложенным и при отсутствии регистрации в качестве юридического лица профсоюз действующим законодательством признается субъектом, полномочным осуществлять защиту социально-трудовых прав и интересов своих членов в формах, предусмотренных его уставом.
Деятельность профсоюза по защите социально-трудовых прав и интересов граждан проводится по нескольким направлениям. В частности, профсоюз может осуществлять деятельность по защите трудовых прав конкретных работников. При защите прав и интересов конкретных работников профсоюз связан действием принципа диспозитивности, закрепленного в ст. 39 ГПК РФ. Принцип диспозитивности означает, что права и свободы гражданина не могут быть реализованы без его волеизъявления. Поэтому обращение в органы, имеющие полномочия по защите прав и свобод граждан, может состояться только при наличии волеизъявления каждого представляемого профсоюзом работника. Следовательно, при защите прав конкретных граждан профсоюз в силу требований ст. 39, п. 4 ст. 131, 132 ГПК РФ обладает лишь общими полномочиями. Включение в устав профсоюза положения о том, что в силу факта членства в профсоюзе у него возникают специальные полномочия при представительстве работников, вступает в противоречие с перечисленными нормами. Поэтому такое положение не может применяться.
К числу специальных полномочий ст. 54 ГПК РФ относит права представителя на подписание заявления от имени представляемого, предъявление его в суд и иные полномочные государственные органы, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречных требований от имени работника, к которому предъявлены претензии о привлечении к ответственности, полный или частичный отказ от заявленных требований, уменьшение их размера, признание предъявленных гражданину требований, заключение от его имени соглашения, изменение предмета или основания заявленных работником требований, на передачу полномочий другому лицу (передоверие), на предъявление исполнительного документа к взысканию, получение взысканного в пользу гражданина имущества или денег. Перечисленные специальные полномочия могут быть переданы гражданином профессиональному союзу только путем составления доверенности или подачи письменного заявления в суде. В соответствии с п. 6 ст. 53 ГПК РФ перечисленные полномочия могут быть переданы гражданином профсоюзу на основании письменного заявления, адресованного суду. Данное заявление может быть непосредственно передано гражданином судье в ходе гражданского процесса. В этом случае подпись гражданина на заявлении заверять не требуется, так как подлинность заявления проверяет непосредственно судья, проверив личность подавшего заявление гражданина. Гражданин может направить соответствующее заявление с перечислением в нем специальных полномочий, передаваемых профсоюзу, непосредственно в суд. Подпись гражданина на таком заявлении может быть удостоверена жилищными органами или органами местного самоуправления по месту его жительства либо по месту работы. Аналогичным образом может быть удостоверена и доверенность, выдаваемая гражданином профсоюзу, наделяемому перечисленными специальными полномочиями. Таким образом, при осуществлении защиты конкретных членов профсоюз может получить права на специальные полномочия путем оформления доверенности гражданином либо подачи им соответствующего заявления непосредственно в суд.
Полномочия профессиональных союзов в урегулировании коллективных трудовых споров закреплены ТК РФ и Законом РФ от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров". Здесь проявляется тесная взаимосвязь защитной и представительной функции профсоюзов.
В литературе высказывается мнение о том, что после образования государственной инспекции труда легализация инспекций профсоюзов (правовых и технических) не оправдана, т.к. они не имеют властных полномочий. Следует заметить, что интересы инспекций совпадают, а в случае массовых проверок государственной инспекции труда необходима помощь инспекций труда профсоюзов. Действующее законодательство указывает на необходимость их совместных действий.
Трудовой кодекс РФ значительно ограничил работодателя и в принятии незаконного решения об увольнении работника, а профкому предоставил право в более короткий срок защитить и восстановить через государственную инспекцию труда незаконно уволенного работника. В соответствии со ст. 82 ТК РФ увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по п. 2, подп. "б" п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации.
Порядок учета мнения профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлен ст. 373 ТК РФ. Работодатель направляет в профсоюзный орган проект приказа, а также копии документов, служащих основанием для принятия указанного решения. В течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок или немотивированное (например, указано только "не согласен"), работодателем не учитывается. Если профсоюзный орган выразил несогласие, то он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем дополнительные консультации. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
Основные права профсоюзов, их классификация. Гарантии прав профсоюзов. С точки зрения процессуальных особенностей реализации прав профсоюзов можно выделить три группы полномочий, направленных на обеспечение защиты профсоюзами прав и интересов граждан.
В первую группу следует включить права, призванные обеспечить организационную самостоятельность профсоюзов при осуществлении своей деятельности.
Независимость профсоюзов от органов государственной власти и местного самоуправления, работодателей и их объединений, свободное осуществление ими своей деятельности по защите прав и интересов человека и гражданина провозглашены в ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, ст. 5, 11 Конвенции МОТ N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию, ст. 2 Конвенции МОТ N 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров, ст. 5 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Права профсоюзов на организационную самостоятельность на первый взгляд непосредственно не связаны с защитой прав и свобод граждан. Однако зависимость профсоюза от органов государственной власти, местного самоуправления, работодателей может не позволить им защитить права и свободы граждан, если они нарушены указанными органами и организациями. Поэтому права, призванные обеспечить организационную самостоятельность профсоюзов, являются фундаментом их деятельности по защите прав и свобод граждан. Нельзя не заметить, что реализация прав на организационную самостоятельность профсоюзами имеет свои процессуальные особенности. Далеко не все профсоюзы имеют возможность использовать существующие способы защиты от незаконного вмешательства в их деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и работодателей. К примеру, работодатели зачастую устанавливают для работников, отказавшихся от членства в профсоюзе, дополнительные льготы, отказываются предоставлять профсоюзам помещения, средства связи для ведения уставной деятельности. В этом случае у профсоюза могут возникнуть убытки, связанные с необходимостью аренды помещений, средств связи, неполучением профсоюзных взносов. Взыскать такие убытки с работодателя профсоюзу не всегда удается. Как уже отмечалось, не каждый профсоюз имеет статус юридического лица, а лишь профсоюз, прошедший уведомительную регистрацию. В свою очередь по правилам гражданского или арбитражного процесса взыскать убытки вправе лишь профсоюз, имеющий права юридического лица. Профсоюзы, не прошедшие уведомительную регистрацию, не имеют возможности оформить заявление в арбитражный суд или суд общей юрисдикции, а также полномочия представителя профсоюза, они не могут и получить взыскиваемые в их пользу средства. В связи с изложенным профсоюз, не имеющий статуса юридического лица, должен реализовывать права на организационную самостоятельность по особым процессуальным правилам. Прежде всего, от имени такого профсоюза должны выступать его руководитель и иные лица, наделенные такими полномочиями общим собранием (конференцией) профсоюза. Полномочия этих физических лиц подтверждаются протоколом общего собрания (конференции). Предоставление такого протокола влечет возникновение у названных лиц как общих, так и специальных полномочий при участии в конфликтах с органами государственной власти, местного самоуправления, работодателями. Указанные органы и организации в судебном порядке вправе оспорить наличие у представителей, указанных в протоколе общего собрания (конференции), всех или отдельных полномочий на выступление в процессе разрешения конфликта от имени профсоюза. При рассмотрении таких заявлений представители органов государственной власти, местного самоуправления или работодателей должны доказать несоответствие изложенных в протоколе общего собрания (конференции) профсоюза сведений действительности. Наличие процессуальных нарушений, повлекших вынесение профсоюзом незаконного решения о наделении полномочиями своих представителей, служит основанием для признания представителей профсоюза, не обладающими полномочиями, выступать от его имени. После чего профсоюз не может быть лишен возможности провести собрание (конференцию) с целью устранения установленных судом нарушений. Очевидно, что профсоюз не может быть признан организацией до тех пор, пока не будут определены представители, обладающие полномочиями, выступать от его имени, обеспечивая организационную самостоятельность профсоюза.
Организационная самостоятельность профсоюза немыслима при отсутствии специальных оснований возникновения у него права на представительство своих членов. Возникновение у профсоюза права на представительство своих членов, которое призвано обеспечить организационную самостоятельность профсоюза при осуществлении их защиты, также имеет свои процессуальные особенности. В ст. 49 ГПК РФ дан примерный перечень лиц, которые могут выступать в качестве представителей граждан. В этой норме профсоюзы в качестве возможного представителя интересов своих членов не указаны. В ст. 51 ГПК РФ ограничен круг лиц, которые выступают в качестве представителя. В ней также профсоюзы не фигурируют.
Следовательно, представительство профсоюзом своих членов не запрещено, что на правовом языке означает - разрешено. Поэтому профсоюз на основании доверенности может представлять гражданина с объемом перечисленных в ней полномочий. В силу факта членства профсоюз может обладать по отношению к работнику лишь общими полномочиями. Однако, осуществляя представительство конкретного гражданина, профсоюз не перестает оставаться самостоятельной общественной организацией, созданной для защиты прав и интересов своих членов, а не только конкретного работника. Поэтому и при представительстве конкретного работника профсоюз может иметь самостоятельную правовую позицию, направленную как на защиту представляемого гражданина, так и других членов. К примеру, профсоюз может без согласия работника ссылаться на обстоятельства, которые тот отказался придавать огласке во избежание конфликта с работодателем. В связи с изложенным профсоюз на основании факта членства вправе обосновать самостоятельную правовую позицию, которая должна быть исследована в качестве самостоятельного доказательства. Тогда как в соответствии со ст. 68 ГПК РФ объяснения других представителей не признаются самостоятельным доказательством. Таким образом, специальное основание возникновения права на представительство - факт членства, порождает возможность изложения профсоюзом собственной позиции, которая является самостоятельным доказательством. Другие представители такими правами не обладают.
Организационная самостоятельность профсоюза обеспечивается и наличием у него права выступать в качестве представителя неопределенного круга лиц. Заявление профсоюзом требований в защиту неопределенного круга лиц влечет возникновение у него общих и специальных полномочий. Но при этом конкретные граждане не лишены возможности вступить в начатый профсоюзом процесс в защиту собственных прав, если они нарушены применением оспариваемого профсоюзом нормативного правового акта. Однако и в этом случае объяснение профсоюза будет выступать в качестве самостоятельного доказательства.
Таким образом, организационная самостоятельность профсоюза состоит из прав, позволяющих профсоюзу осуществлять независимое представительство собственных интересов, а также прав и свобод граждан и неопределенного круга лиц. Независимость профсоюза при реализации указанных видов представительства является основанием для рассмотрения мнения профсоюза в качестве самостоятельного доказательства.
Во вторую группу следует включить права, связанные с правотворческой деятельностью профсоюзов. Такие права реализуются профсоюзом при разработке и принятии нормативных правовых актов в сфере труда. Профсоюзы и их объединения участвуют в правотворческой деятельности на различных уровнях: федеральном, региональном и локальном. Совокупность имеющихся у профсоюзов прав при участии в правотворческой деятельности на перечисленных уровнях различны. Имеются процессуальные особенности реализации этих прав.
Отдельные нормативные правовые акты принимаются на федеральном уровне с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В ч. 2 ст. 147 ТК РФ предусмотрено определение перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с ч. 2 ст. 153 ТК РФ перечни профессий творческих работников с особыми условиями оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Ограничения при применении труда женщин и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в соответствии с ч. 3 ст. 253 ТК РФ в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень профессий творческих работников в возрасте до 18 лет, которые могут привлекаться к сверхурочным работам и направляться в служебные командировки, на основании ст. 268 ТК РФ устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. При разработке перечисленных нормативных правовых актов профсоюзы вправе высказать свое мнение на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Естественно, таким правом обладают лишь объединения профсоюзов, представленные в данной комиссии. Однако комиссия состоит не только из представителей профсоюза, но и представителей Правительства РФ и объединений работодателей. В связи, с чем мнение стороны профсоюзов может быть, и не поддержано составом Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Процессуальной особенностью подобных ситуаций является отсутствие у профсоюза права доказывать независимому арбитру необоснованность мнения комиссии. По всей видимости, к компетенции Верховного Суда РФ следует отнести заявления членов Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о необоснованности высказанного этой комиссией мнения, послужившего основанием для принятия нормативного правового акта. Подобные заявления могут рассматриваться и в процессе обжалования указанных актов. В том случае, когда Правительство РФ принимает перечисленные акты без учета мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, члены комиссии, как представители организаций, обладающих полномочиями по защите прав и свобод неопределенного круга лиц, могут обжаловать их содержание в Верховный Суд РФ.
Отдельные акты принимаются на федеральном уровне с учетом мнения общероссийских объединений профсоюзов. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 350 ТК РФ продолжительность рабочего времени по совместительству медицинских работников в сельской местности может увеличиваться по решению Правительства РФ с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза (медицинских работников) и объединения работодателей. В ч. 3 ст. 412 ТК РФ предусмотрено определение минимума необходимых работ (услуг) федеральным органом исполнительной власти и соответствующим общероссийским профсоюзом. Отказ от учета мнения профсоюза, а также в первом случае и объединения работодателей позволяет им обжаловать принятый вопреки их волеизъявлению акт в Верховный Суд РФ. При этом орган, принявший акт, должен доказать его законность и обоснованность, а также соблюдение процедуры при его утверждении.
Профессиональные союзы выступают стороной, принимаемых на федеральном уровне соглашений, в частности, Генерального соглашения, отраслевых и профессиональных соглашений, принимаемых на данном уровне. При разработке этих актов профсоюзы вправе требовать включения в их содержание предлагаемых ими условий. Однако другие участники соглашений могут отклонить требования профсоюза. Процедура проверки обоснованности отказа от включения требований профсоюза в соглашение в настоящее время отсутствует. Хотя в ст. 5.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность работодателя за необоснованный отказ от заключения соглашения. Очевидно, что должна существовать и процедура оценки обоснованности или необоснованности заявленных профсоюзом требований независимым арбитром. Отказ работодателя от заключения соглашения на федеральном уровне должен обжаловаться профсоюзом в Верховный Суд РФ. Признание данного отказа необоснованным служит основанием для обязания работодателей заключить соглашение на предлагаемых профсоюзом условиях, а также для привлечения работодателя к ответственности за необоснованный отказ от заключения соглашения.
На уровне субъектов РФ могут создаваться региональные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также заключаться региональные и территориальные соглашения. При совершении представителями работодателей незаконных или необоснованных действий, несоблюдении процедуры согласования решений с профсоюзами, они могут обжаловать такие действия и решения соответственно в суде субъекта РФ или в районном (городском) суде. На этих уровнях судебные органы также имеют право давать оценку обоснованности или необоснованности действий работодателей по отказу от учета требований профсоюзов. Признание решений работодателей необоснованными влечет вынесение судебного постановления об обязании работодателя заключить соглашение на предлагаемых профсоюзом условиях. Вступившее в законную силу решение суда о необоснованном отказе от заключения соглашения является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.
На локальном уровне профсоюзы вправе требовать от работодателя заключения коллективного договора. В свою очередь представители работодателя могут отказаться от заключения данного договора на предлагаемых профсоюзом условиях. И в подобных ситуациях процедура проверки обоснованности отказа работодателя независимым арбитром отсутствует. Хотя профсоюз может обратиться в соответствующий районный (городской) суд с заявлением о признании решения работодателя от заключения колдоговора необоснованным. Удовлетворение требований профсоюза обязывает работодателя заключить колдоговор на предлагаемых профсоюзом условиях, а также может служить основанием для привлечения работодателя к ответственности на основании ст. 5.30 КоАП РФ за необоснованный отказ от заключения колдоговора. Нами рассмотрены основные правотворческие полномочия профсоюзов и особенности процесса их реализации.
В третью группу следует включить правоприменительные полномочия профсоюзов. Осуществление этих прав предполагает деятельность профсоюзов в двух рассмотренных направлениях: по защите прав, свобод и интересов неопределенного круга граждан и по защите прав, свобод конкретных лиц.
Осуществление профсоюзами полномочий в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга граждан происходит при обжаловании нормативных правовых актов. Профсоюз может требовать признания нормативного правового акта недействующим или недействительным по материальным или процессуальным основаниям.
В качестве материальных оснований профсоюз может указать на умаление принятым актом прав и свобод, гарантированных вышестоящим по юридической силе законодательством.
Процессуальным основанием для обжалования акта может стать несоблюдение процедуры его принятия, например превышение полномочий лицами, издавшими акт, нарушение процедуры учета мнения профсоюза при его издании. В соответствии со ст. 372 ТК РФ работодатель обязан направлять проекты нормативных правовых актов, принимаемых с учетом мнения профсоюза, в соответствующий профсоюзный орган, который в течение пяти дней направляет работодателю письменное мотивированное мнение по поводу проекта. Однако работодатель вправе принять акт вопреки мнению профсоюза. В этом случае профсоюз может обжаловать данный акт в суд, государственную инспекцию труда и (или) начать процедуру коллективного трудового спора. При рассмотрении требований профсоюза судом, государственной инспекцией труда его письменное мотивированное мнение по поводу оспариваемого акта рассматривается в качестве самостоятельного доказательства. В дело об обжаловании акта могут вступить и работники, по отношению к которым применен оспариваемый акт. Таким образом, по действующему законодательству отказ от учета мнения профсоюза не является безусловным основанием для признания акта недействующим или недействительным. В связи, с чем под сомнением находится и обязательность процедуры согласования нормативного правового акта. Действительно, правовая оценка мнению профсоюза может быть дана судом, государственной инспекцией труда и при рассмотрении жалобы на нормативный правовой акт, принятый без прохождения процедуры учета мнения профсоюза. В настоящее время в ч. 4 ст. 8 ТК РФ вносятся изменения, согласно которым нормативные правовые акты, принятые с нарушение установленной ст. 372 ТК РФ процедуры учета мнения профсоюза, не могут применяться. После внесения указанных изменений несоблюдение данной процедуры будет являться безусловным основанием для признания нормативного правового акта недействительным, а его применение должно рассматриваться как нарушение трудового законодательства. В этом случае процедура учета мнения профсоюза при принятии нормативных правовых актов становится обязательной.
Принятие работодателем правоприменительных решений связано с осуществлением профсоюзом деятельности, как правило, в защиту конкретных работников. В соответствии с ч. 2 ст. 82 ТК РФ увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по пп. 2 (сокращение численности или штата работников организации), 3 (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе), 5 (неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) ст. 81 ТК РФ производится с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Процедура учета мнения профсоюза прописана в ст. 373 ТК РФ. Данная статья также позволяет работодателю провести увольнение работника вопреки мотивированному мнению профсоюза. После чего работник, профсоюз с согласия работника могут обжаловать действия работодателя в государственной инспекции труда и (или) в суде. Мнение профсоюза в этом случае рассматривается в качестве самостоятельного доказательства.
Профсоюз может принимать участие и в применении других норм законодательства. В частности, он может вести учет рабочего времени своих членов, проверять соблюдение представителями работодателя требований действующего законодательства о труде при принятии правоприменительных решений в отношении членов профсоюза, осуществлять иные общие полномочия. Однако защитить конкретного работника от неправомерных действий представителей работодателя профсоюз вправе лишь с согласия работника. Поэтому полученные профсоюзом документы при осуществлении им общих полномочий могут быть использованы в защиту прав конкретного работника в качестве самостоятельного доказательства лишь в том случае, если непосредственно работник или профсоюз с его согласия обратился в государственную инспекцию труда и (или) суд.
Таким образом, подавляющее большинство прав профсоюзов в области принятия работодателями правоприменительных решений реализуется при наличии волеизъявления работника на устранение нарушений трудового законодательства. В подобной ситуации работник должен жаловаться на своего работодателя. В свою очередь после подачи такой жалобы работодатель принимает меры по увольнению строптивого работника. В связи с чем защита профсоюзом прав конкретного работника заканчивается потерей им рабочего места. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что деятельность профсоюзов по защите прав конкретных работников не эффективна, по всей видимости, профсоюз должен иметь право на представительство конкретного работника в силу факта членства без письменного оформления полномочий, в том числе и без подачи жалобы от имени работника на работодателя. Средства, взыскиваемые в пользу конкретного работника, могут поступать на счет профсоюза с указанием на то, что они могут быть получены им в любое время. Данный подход к защите прав конкретного работника позволяет ему избежать конфликта с работодателем и потери рабочего места. В свою очередь и профсоюз получает возможность требовать устранения любого нарушения прав и свобод своих членов.
Под гарантиями осуществления профсоюзами своих прав следует понимать предусмотренные законодательством дополнительные меры, которые призваны создавать благоприятные условия для реализации профсоюзами субъективных прав.
Можно выделить несколько видов таких гарантий.
Во-первых, следует выделить гарантии обеспечения имущественных прав профсоюзов.В соответствии со ст. 24 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзам гарантируется неприкосновенность принадлежащего им имущества, финансовый контроль за денежными средствами от профсоюзной деятельности, например, за использованием членских взносов, сумм, взыскиваемых в пользу работников, со стороны органов государственной власти не допускается. Исключение составляют случаи контроля со стороны государственных органов власти за средствами, получаемыми профсоюзами от предпринимательской деятельности.
Одной из гарантий имущественных прав профсоюзов является возмещение им судебных расходов, понесенных в связи с участием в гражданском процессе по защите прав и свобод граждан. К числу таких расходов относятся как материальные затраты профсоюзов, в частности, связанные с составлением копий документов, получением дополнительных доказательств, так и расходы по представительству неопределенного круга лиц или конкретных работников.
Профсоюз призван осуществлять представительство граждан бесплатно, но это не является основанием для лишения его права на получение расходов на представительство. Ведь участие профсоюзного работника в суде влечет выплату ему заработной платы за это время. Как минимум данная оплата и является понесенными профсоюзом расходами на представительство. В качестве установленного законодательством минимума должен применяться размер оплаты труда адвокатов. В п. 1 Постановления Правительства РФ от 4 июля 2003 года N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда" предусмотрена оплата труда адвоката за один день участия в деле в размере не менее одной четверти минимального размера оплаты труда и не более одного размера оплаты труда. В п. 4 ст. 1 ГПК закреплен принцип процессуальной аналогии, который позволяет данную норму применить и к гражданскому судопроизводству.
Как известно, профсоюз осуществляет представительство граждан в гражданском судопроизводстве в силу требований закона и факта членства в профсоюзе. Поэтому в рассматриваемом случае вполне применима процессуальная аналогия, позволяющая взыскать с проигравшего профсоюзу гражданский процесс участника не только очевидные материальные затраты, но и расходы на представительство в суде, осуществляемое профсоюзом. Следовательно, профсоюз имеет право требовать с работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления, противостоявших ему в процессе и проигравших гражданское дело в суде, расходы на представительство в размере не ниже установленных названным Постановлением Правительства РФ.
Имущественные гарантии прав профсоюзов призваны прежде всего обеспечивать организационную самостоятельность профсоюзов, что в свою очередь оказывает непосредственное влияние на реализацию ими правотворческих и правоприменительных полномочий.
Во-вторых, следует выделить гарантии, предоставляемые работникам, избранным в профсоюзные органыи не освобожденным от исполнения трудовых обязанностей.
Предоставление таких гарантий предусмотрено в ст. 171 ТК РФ. К числу этих гарантий ч. 3 ст. 374 ТК РФ относит освобождение указанных работников от выполнения трудовых обязанностей для осуществления профсоюзной деятельности на условиях, определенных коллективным договором, соглашением. Очевидно, что осуществление профсоюзной деятельности является уважительной причиной неисполнения названными работниками своих трудовых обязанностей.
В ч. 1 ст. 374 ТК РФ установлено, что увольнение по инициативе работодателя руководителей и заместителей выборных профсоюзных органов организации, ее структурных подразделений на основании пункта 2 (сокращение численности или штата работников организации), подпункта б пункта 3 (недостаточная квалификация, подтвержденная результатами аттестации), пункта 5 (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) ст. 81 ТК РФ допускается с соблюдением общего порядка увольнения и только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа. Отсутствие данного согласия позволяет признать незаконным увольнение работников, являющихся руководителями или заместителями руководителя выборных профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы, по перечисленным основаниям. При применении п. 1 ст. 374 ТК РФ следует учитывать Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 3 статьи 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", которым признаны неконституционными положения о недопустимости увольнения без предварительного согласия работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случае совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя. Таким основанием является п. 5 ст. 81 ТК РФ. Поэтому при применении данного пункта представители работодателя на основании ч. 2 ст. 374 ТК РФ должны пройти процедуру учета мнения профсоюзного органа, предусмотренную ст. 373 ТК РФ. Мнение профсоюза не препятствует проведению увольнения, но является самостоятельным доказательством при рассмотрении спора о восстановлении на работе указанных работников.
В-третьих, следует выделить гарантии работникам, освобожденным от работы в связи с избранием на выборную профсоюзную должность в данной организации. Указанным работникам по окончании срока выборных полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника другая равноценная работа в той же организации. При невозможности предоставления такой работы или отказе работника от предлагаемой работы за ним за счет средств объединения профсоюзов сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года. В коллективном договоре, соглашении могут быть предусмотрены более льготные условия сохранения среднего заработка за профсоюзным работником на период трудоустройства или обучения. В этом случае средний заработок за ним сохраняет работодатель. Перечисленные гарантии предусмотрены в ст. 26 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", а также в принятых к ст. 375 ТК РФ изменениях.
В-четвертых, следует выделить гарантии права на свободу труда работникам, являющимся членами выборного профсоюзного органа.
В соответствии со ст. 376 ТК РФ увольнение руководителя выборного профсоюзного органа, его заместителей в течение двух лет по окончании выборных профсоюзных полномочий по п. 2, пп. б п. З и п. 5 ст. 81 ТК РФ допускается с соблюдением общего порядка и требований ст. 374 ТК РФ, предусматривающей получение согласия на увольнение вышестоящего профсоюзного органа либо прохождение процедуры учета мнения профсоюза организации. При применении п. 2, пп. б п. 3 ст. 81 ТК РФ к названным работникам работодатель должен получать согласие вышестоящего профсоюзного органа, при увольнении по п. 5 ст. 81 ТК РФ должна быть соблюдена процедура учета мнения профсоюза организации, которое не является препятствием для проведения увольнения, но рассматривается в качестве самостоятельного доказательства при проверке законности увольнения.
В-пятых, следует выделить гарантии по созданию работодателем условий для осуществления деятельности выборным профсоюзным органом. В соответствии с ч. 1 ст. 377 ТК РФ работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам организации помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для работников организации месте. В организациях с численностью работающих свыше 100 человек работодатель обязан безвозмездно предоставить действующим в ней профсоюзным органам, как минимум, одного оборудованного, отапливаемого, электрифицированного помещения, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные документы. Более льготные условия могут быть установлены в коллективном договоре организации.
Работодатель на основании письменных заявлений работников обязан осуществлять бесплатно перечисление взносов из заработной платы. В коллективных договорах, соглашениях могут быть предусмотрены и иные гарантии для осуществления профсоюзами деятельности по защите прав и свобод граждан. В частности, работодатель может передавать профсоюзам помещения для осуществления профсоюзами культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы, а также перечислять профсоюзам средства для проведения данной работы.
Перечисленные гарантии призваны обеспечить организационную самостоятельность профсоюзов, а также реализацию ими правотворческих и правоприменительных полномочий по защите прав, свобод и интересов граждан.
В шестую группу могут быть выделены гарантии осуществления профсоюзами контроля за соблюдением трудового законодательства, которые предусмотрены в ст. 370 ТК РФ. С этой целью профсоюзы могут создавать свои инспекции труда, которые имеют возможность контролировать соблюдение законодательства в правотворческой и правоприменительной деятельности, а также направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении допущенных нарушений.
Таковы основные гарантии осуществления профсоюзами субъективных прав.