Формирование графических навыков у детей предшкольного возраста
Содержания занятий (сентябрь)
1. Обследование (Таблицы 1- 2. Приложение 1)
2. Обучение гигиеническим правилам:
а) посадка при письме;
б) положение рук при письме;
в) положение кисти пишущей руки;
г) положение карандаша;
д) положение тетради.
3. Коррекция общей и тонкой моторики. Работу желательно проводить систематически со всеми детьми, ежедневно уделяя ей по 3-5 минут на музыкально-ритмических и физкультурных занятиях, на занятиях логопеда, воспитателя, во время прогулок, игр. С детьми, затрудняющимися выполнять движения, следует заниматься индивидуально.
Для развития тонкой моторики необходимо использовать игры с мозаикой, пирамидки, шнуровку, застегивание и расстегивание пуговиц, складывание из палочек (спичек, семян) фигурок, нанизывание бус на цветную проволочку, плетение косичек, захватывание тряпичного мяча, закрепленного на запястье резинкой, перебирание "четок", упражнения с эспандером (лучше резиновым), разглаживание мятой фольги ногтем, подушечками пальцев, особенно указательным, средним и большим и т.д.
Данные упражнения стимулируют и развитие речи, так как центры, отвечающие за моторную регуляцию речевой деятельности и тонкую моторику, расположены рядом и влияют друг на друга в своем развитии. Систематическая тренировка пальцев - мощное средство повышения работоспособности головного мозга.
Игры и упражнения для совершенствования тонких
движений пальцев
Игра "Пальчик - мальчик"
Пальчик-мальчик, где ты был?
(Воспитатель показывает большой палец, далее поочередно к подушечке большого пальца он прижимает другие пальцы).
С этим братцем в лес ходил,
с этим братцем щи варил,
с этим братцем кашу ел,
с этим братцем песни пел.
Дети повторяют движения и проговаривают слова текста.
Игра «Сорока»
Сорока, сорока, сорока - белобока
(Дети указательным пальцем правой руки делают круговые движения по ладони левой руки).
Кашу варила, деток кормила.
(Далее дети загибают поочередно пальцы, начиная с большого, кроме мизинца).
Этому дала,
этому дала,
этому дала,
этому дала,
а этому не дала.
Ты мал, не дорос
и водички не принес.
Тебе ничего не будет.
Игра "Этот пальчик"
Этот пальчик - дедушка.
(Детям предлагают согнуть пальцы левой руки в кулачек. Затем, при прослушивании потешки по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. То же и с правой рукой.)
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик - папочка.
Этот пальчик - мамочка.
Этот пальчик - наш малыш.
Материал для тренировки моторики и пальцев рук представлен в разделе «Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи».
Образец конспекта занятия на подготовительном этапе обучения
Цель: привитие гигиенических правил обучения письма; развитие моторики рук.
Ход занятия
1. Воспитатель сообщает детям, что они будут учиться писать палочки, обращает внимание на посадку при письме, напоминает как правильно сидеть при письме: спина прямая, грудь не касается стола. На расстоянии детского кулачка. Далее воспитатель знакомит детей с тетрадью: показывает обложку, лист, страницу, клеточку, образец в тетради. Говорит о необходимости бережного и аккуратного обращения с тетрадью, чтобы она всегда была чистой, опрятной. Воспитатель ещё раз напоминает детям как нужно держать карандаш: положить его на средний палец и придерживать большим и указательным пальцами, не сжимая сильно, чтобы карандаш можно было легко вынуть. Указательный палец можно поднять, а два других держат карандаш. Два свободных пальца только приближаются к ладони, не прижимаясь к ней. Конец карандаша смотрит в правое плечо. Держать его надо чуть выше заточенного места (Можно свободно поводить по воздуху карандашом). Этот навык часто вырабатывается заблаговременно на занятиях рисованием, т.к. дети часто неправильно держат карандаш: сильно зажимают его к руке, держат близко к грифелю, конец отклоняют далеко вправо. Все это затрудняет правильное письмо.
Затем воспитатель показывает детям, как правильно класть тетрадь при письме:
- Средняя линия – сгиб тетради должен смотреть в правое плечо, левая рука придерживает обложку или левый лист тетради так, чтобы угол не загибался за стол.
2. Физминутка
3. Письмо палочек.
Воспитатель показывает образец на доске:
- Сегодня мы будем писать палочки. Посмотрите, как нужно писать палочки.
Воспитатель показывает на доске, как нужно проводить палочку сверху вниз. Напоминает, чтобы палочки получились тонкие и ровные, на карандаш нажимать сильно не нужно. Дважды одни палочки не обводить.
После объяснения воспитатель предлагает детям взять карандаши и провести эти палочки в воздухе под счет: раз – одна палочка, 2 – вторая, 3 – третья. Затем дети пишут в тетрадях, еще раз посмотрев на образец. Пишут под счет воспитателя первые палочки. Считать нужно, следя за детьми, чтобы все успевали (это приучает детей одновременно начинать и заканчивать работу). Письмо под счет на подготовительных занятиях выполнять обязательно.
4. Самостоятельное письмо. Воспитатель предлагает детям поставить под тремя верхними красными точками маленькие точки карандашом, чтобы не ошибиться, и еще написать 3 палочки (дети работают в тетрадях в клетку).
Далее дети уже без точек пишут палочки через клеточку до конца строчки.
5. Оценка, самоанализ. После выполнения работы воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть свои работы и поставить сверху маленькие точки над теми палочками, которые, по их мнению, написаны хорошо.
6. Итог. Воспитатель просматривает работы детей, поощряет их.
Далее на занятиях используются диктанты (зрительные или слуховые).
На подготовительном этапе особое внимание также необходимо уделить:
1. Развитию зрительного восприятия, внимания и памяти:
· Дети учатся собирать целое изображение по его частям (разрезная картинка из 2-3 частей), узнавать и называть собранный предмет.
· Учатся соотнесению геометрических форм с предметами.
Игры: «Подбери, что круглое»? (подсолнух, колесо); «Что овальное»? (ежик, рыба);
· Выкладывают по линейке цветные геометрические фигуры (по образцу и речевой инструкции). Игра: «Кто запомнит?».
Дидактическая задача: учить детей запоминать и точно воспроизводить образец; выкладывать фигуры из палочек разной длины; воспитывать внимание, умение сопоставлять выполненную работу с образцом.
Оборудование: коробка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на карточках.
Содержание: детям показывается образец 40-50 секунд. Дети должны внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Убираем карточки, и дети самостоятельно выкладывают из палочек рисунок, который они только что видели. По окончании работы дети сверяют рисунок с образцом.
· Сравнивают и выкладывают на строке ряд из элементов (овал, круг, палочка, крючок).
2. Развитию пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации
· Дети учатся передавать пространственные отношения предметов и их частей в конструкциях и изображениях, знакомятся со стрелкой как указателем направления:
· Учатся ориентировке на различных плоскостях и на листе бумаги. Данные задания предлагаются детям по речевой инструкции.
- «Поставь елочку в середине»;
- «Расставь зайчиков слева, а морковки - справа».
· Учатся обводить по контуру различные предметы (яблоко, домик, лист, кувшин и т.д.):
· Учатся проводить различные линии по образцу: непрерывную линию (сначала пальцем, а затем карандашом); волнистые линии, повторяя изгибы; непрерывные линии с множественными изгибами; не отрывая карандаш от листа бумаги:
· Изображают предметы, дорисовывая недостающие части к предложенному образцу:
· Штрихуют в направлениях сверху вниз и слева направо, ориентируясь на стрелку, контуры простых предметов (яблоко, груша, гриб и т.д.).
· Копируют и обводят.
· Раскрашивают по контуру сюжетные рисунки цветными карандашами, учитывая индивидуальные предпочтения при выборе цвета.
В работе с детьми широко используются дидактические пособия и сюжетные игрушки. В качестве физминуток - дидактические игры на развитие тонкой моторики, подобранные с учетом лексических тем (см. раздел 2.3.)