Обучение слепоглухонемых детей (1894-1917)
Расширение сети учреждений для детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями, включение в школьное обучение все большего числа детей-инвалидов естественным образом привели к выявлению новой категории нуждающихся в психолого-педагогической помощи — слепоглухонемых. Напомним, именно таким ребенком была семилетняя Шура — одна из первых воспитанниц приюта для слабоумных на Белозерской улице (1894). «Что за несчастное существо! — записала в дневнике Е. К. Грачева. — Руки переломаны, ножки сведены, слепая, глухая, немая». Как помочь воспитаннице, не знала ни начинающий педагог, ни ее консультанты-медики, не смог помочь и сурдопедагог А. Ф. Остроградский. Россия не имела опыта помощи подобным детям. «Конечно, Шуру ничему не выучишь, потому что она слепая, глухая, немая», — с горечью напишет Е. К. Грачева по прошествии трех лет пребывания ребенка в приюте. А потому понятны изумление и оптимизм, испытанные Екатериной Константиновной при знакомстве с историей слепоглухонемой девушки, сумевшей окончить университет. Получив же возможность на практике познакомиться с постановкой дела за рубежом, Е. К. Грачева торопится рассказать об увиденном соотечественникам.
Вдохновленный трудами Е. К. Грачевой, влиятельный член ВУИМ М. В. Богданов-Березовский через газету «Новое время» (24 декабря 1908 г.) обращается к россиянам с призывом проявить посильную заботу о слепоглухонемых. Страстная статья «Душа в темнице» известного врача и общественного деятеля нашла отзвук и в империи, и за ее пределами. Пошли сочувственные письма и денежные пожертвования, а в столице сложился круг лиц, готовых принять на себя исполнение желания Е. К. Грачевой создать особую благотворительную организацию. Не осталось в стороне и Попечительство о глухонемых ВУИМ. Объединение усилий привело к стремительному рождению Общества попечения о слепоглухонемых. По российским меркам сроки его создания уникальны, едва инициативная группа написала устав, как столичный градоначальник уже утвердил его (май 1909 г.). С момента газетной публикации прошло менее полу года!
«...[Частная благотворительная] деятельность, согласно требованиям христианской любви и сострадания всем без исключения ближним, должна находить приложение там, куда государственная и общественная помощь не могут или не успели еще проникнуть. Есть бедствия и страдания менее заметные, менее кричащие, менее бросающиеся всем в глаза, но тем более заслуживающие внимания и помощи со стороны благотворителей; в ряду таковых страданий и бедствий на первом месте, без сомнения, стоит слепоглухонемота, жертвы которой до самого последнего времени не только в России, но и в Западной Европе не останавливали на себе внимания благотворительности и не пользовались надлежащим о них попечением. Даже и теперь существует довольно распространенное мнение, что ввиду сравнительно небольшого числа слепоглухонемых, трудности и дороговизны их призрения и обучения, а также ввиду наличности более настоятельных потребностей в государственной и общественной помощи усилия и средства, которые употребляются на это дело, могли бы получить более полезное назначение. <...> Государственная благотворительность в России на слепоглухонемых до сих пор не распространяется, и положение их особенно тяжело по той причине, что их не принимают ни в приюты для слепых и глухонемых, ни в приюты для калек и детей с расстроенными умственными способностями; особых же учреждений, ни казенных, ни частных для призрения слепоглухонемых, до открытия школы-приюта общества также не существовало».
По российской традиции возглавили общество титулованные особы (председатель графиня О. А. Голенищева-Кутузова), но наряду с филантропами-аристократами в правление вошли известные специалисты — медики М. В. Богданов-Березовский (вице-председатель совета), Е. С. Боришпольский, Н. П. Симановский, а также директор столичного училища слепых Г. П. Недлер и педагоги М. А. Захарова, О. А. Хейкинен, Ю. А. Якимова. Одно перечисление имен ведущих членов общества опровергает устоявшееся в советской историографии мнение о том, что «царское правительство всячески препятствовало инициативам по оказанию педагогической помощи» слепоглухонемым детям, что «попечительство по составу своему было далеко не демократичным». Напротив, филантропы-аристократы содействовали рождению модельного учреждения, о котором в ту пору ни родители, ни общество не помышляли. К 1 января 1911 г. число членов общества возросло до 273 человек, правда, сумма на его банковском счете едва превысила 20 ООО р.
Из-за финансовых затруднений открыть самостоятельный приют-школу для слепоглухонемых детей не удалось, а потому организаторы воспользовались предложением руководителя детского сада для глухонемых М. А. Захаровой и определили первых троих питомцев в это учреждение. Летний отдых (1910) детям обеспечили графини М. В. и А. В. Голенищевы-Кутузовы, приняв их в своем имении Александровка близ Любани. Тем временем совету удается нанять отдельное помещение, благодаря чему число воспитанников достигает семи человек. Цифра на первый взгляд более чем скромная. Собранная по 37 губерниям статистика сообщала о 761 слепоглухонемом, возраст 226 из них колебался от года до 20 лет. Однако вспомним: всего пятью годами раньше о слепоглухонемых в России никто не заботился!
Итак, от прецедента приема слепоглухонемого ребенка в столичное богоугодное заведение до осознания петербуржцами необходимости организации особого административного органа, способного обеспечить заботу о подобных детях, прошло всего пятнадцать лет. Тем временем попечители наметили амбициозный план. Попечительство предполагало:
· открывать школы, приюты, убежища;
· выдавать пособия нуждающимся семьям, воспитывающим слепоглухонемых детей;
· оказывать всяческого рода помощь и призревать глухих, потерявших полностью или частично зрение, и слепых, теряющих слух;
· устроить курсы подготовки учителей в школы для слепоглухонемых;
· разработать указания для устройства таких школ и приютов, методы обучения и воспитания слепоглухонемых и т.д.;
· в целях профилактических устраивать лечебницы и амбулатории для лечения болезней ушей у слепых и болезней глаз у глухонемых.
Не станем смущаться тем обстоятельством, что инициатива исходила от частных лиц (благотворителей). В стране, осваивающей третий период эволюции отношения государства и общества к детям-инвалидам, иначе просто не могло быть. Филантропическое начало организации помощи новой категории нуждающихся детей, в данном случае слепоглухонемым — объективная закономерность этапа становления любой национальной системы специального образования.
Обществу попечения о слепоглухонемых выпала краткая жизнь. Организованное в 1909 г., оно вскоре вместе со страной войдет в полосу экономического кризиса и политической нестабильности, а через восемь лет будет упразднено советской властью.
Сравним историю сходных модельных заведений России и Пруссии. Вплоть до последней четверти XIX в., несмотря на наличие закона об обучении глухих, слепых и умственно отсталых, слепоглухонемые дети Германии помощи не получали. Единственным местом, где занимались их обучением и воспитанием, являлся приют в Новавесе. По собственной инициативе пастор Риман собрал в городском приюте группу слепоглухонемых детей и начал с ними заниматься. Земляки-протестанты из благотворительного союза «Оберлинг» поддержали почин, заведение становится частно-общественным (1886). Наконец, на правительственном уровне принимается решение об открытии на базе приюта единого для всей Пруссии учреждения для слепоглухонемых детей (1906). На момент знакомства Е. К. Грачевой с уникальным заведением его персонал обладал двадцатилетним опытом попечения, надзора и ухода за слепоглухонемыми.
Что касается России, то по причине отсутствия закона о всеобуче слепоглухонемые дети Министерство народного просвещения не интересовали, тем более о них не могло без причины «вспомнить» население аграрной страны. О потенциальных возможностях этих детей образованные россияне узнали из книги Е. К. Грачевой «Он слеп, он глух, он нем» (1909), и тотчас нашлись энтузиасты, объединившиеся в Попечительство слепоглухонемых (1909). Знатные филантропы обладали и финансовыми средствами, и достаточными связями, чтобы воплотить свой замысел. В столице появляется приют (набережная Фонтанки, 133), выделются средства на содержание двух взрослых слепоглухонемых в больнице на станции Удельная.
Обучение слепоглухонемых явилось для России делом новым, но подобрать приюту штат сотрудников оказалось несложно, ибо столица к тому времени располагала столетним опытом специального обучения и всеми необходимыми кадрами — врачами, сурдопедагогами, тифлопедагогами. Младший персонал успешно готовили курсы, организованные Е. К. Грачевой. Руководила приютом и вела в нем занятия дочь статского советника Мария Анастасьев- на Захарова, работавшая до того в петербургском детском саду для глухих1. В 1912 г. в приюте обитало 13 питомцев (8 в школьном отделении и 5 в отделении для умственно отсталых).
Столичное учреждение приютило детей и подростков из 11 губерний, под одной крышей оказались девочки и мальчики, чьи родители принадлежали к разным сословиям и вероисповеданиям. Как сказано в отчете, «характер школьных занятий с питомцами приюта всецело обусловливался их индивидуальными особенностями». Летом детей вывозили на дачу в имение Голенищевых-Кутузовых, на Рождество организовывали елку. «Обстановка приюта и одежда призреваемых поддерживались в должном порядке и чистоте, но, как и пища, они чужды всякой роскоши и согласованны с условиями жизни той среды, к которой по своему рождению принадлежат призреваемые».
Анализируя ситуацию в России и Пруссии, мы не увидим значительных различий по принципиальным вопросам. Да, немецкое государство раньше осознало проблему и приступило к ее решению, да, Пруссия ввела закон о специальном обучении, а Россия только-только задумалась о всеобуче для нормально развивающихся детей. Тем не менее педагогическая помощь слепоглухим начинает оказываться в Пруссии (1906) и России (1909) почти одновременно, и там и здесь обучение осуществлялось силами высококвалифицированных педагогов императорских училищ. Сопоставимы и годичные расходы на содержание одного ребенка: в Пруссии оно составляло 730 марок, в России — 643 р.
Итак, накануне Первой мировой войны в Российской империи сложилась модельная практика специального обучения и воспитания слепоглухонемых детей. Стремительно ширящаяся сеть специальных учреждений включала заведения для детей с сенсорными, интеллектуальными и комплексными нарушениями развития.