Готовность студентов педагогического вуза к изучению жанров любовного общения: организация и характеристика результатов констатирующего эксперимента
Для достижения цели дипломного исследования, наряду с выявлением жанровых особенностей текстов, используемых в любовном общении, нам потребовалось определить исходный уровень знаний студентов о любовном общении как коммуникативном явлении. Эта информация позволяла конкретизировать задачи формирующего эксперимента, отобрать сведения, необходимые для повторения и изучения на последующих этапах деятельности, определить последовательность обучения, выявить комплекс умений, которые необходимо будет сформировать на экспериментальных занятиях. Для решения этой задачи мы организовали и провели констатирующий срез.
В эксперименте приняли участие 20 студентов 1 курса факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии. Выбор именно этих участников продиктован тем, что именно в этом возрасте (18-20 лет) девушки и юноши, находясь на этапе становления любовных отношений, часто испытывают коммуникативные проблемы в общении с любимым человеком.
Чтобы получить объективные данные и решить поставленные задачи, из всего многообразия диагностических методов мы отобрали те, которые позволяют получить не только количественные, но и качественные характеристики изучаемых вопросов:
- анкетирование студентов, которое демонстрировало исходный уровень теоретических знаний студентов о специфике любовного общения, «репертуаре» жанров, в которых влюбленные оформляют свои высказывания и пр.
- экспериментальное выполнение задания аналитического характера (без предварительной теоретической и практической подготовки), в котором предлагалось определить, какой из представленных видеофрагментов в наибольшей степени отражает специфику любовного общения.
- анализ и статистическая обработка результатов констатирующего эксперимента.
Констатирующий эксперимент мы проводили в два этапа:
1) ответы на вопросы анкеты;
2) выполнение задания аналитического характера.
Анкетирование как способ выявления исходных знаний студентов о любовном общении позволило нам сэкономить время и с небольшими затратами опросить достаточное количество респондентов. В анкетировании принимали участие 20 студентов 1 курса факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии.
Предлагаем вариант анкеты.
1. Есть ли у вас опыт любовного общения?
Да.
Нет.
2. Назовите особенности этого вида общения.
3. Продолжите определение «любовное общение - это»____
4. Возникали (возникают) ли вы у вас трудности в общении с любимым человеком?
Да.
Нет.
5. Каковы наиболее частые причины подобных затруднений?
- Мне не всегда удается понять намерения собеседника;
- Не хватает опыта любовного общения;
Свой вариант.___________________________________________________________
6. Какие жанры, на ваш взгляд, используются в общении любящих?
Свой ответ обоснуйте.____________________________________________________
7. Хотели бы вы научиться успешному коммуникативному взаимодействию с любимым человеком?
Да.
Нет.
Свой вариант.___________________________________________________________
8. Сравните два видеофрагмента. Какой из них, на ваш взгляд, лучше всего отражает особенности любовного общения? Почему вы так считаете?
Первый вопрос анкеты был направлен на выяснение наличия у респондентов опыта любовного общения. 100% студентов ответили положительно. Это свидетельствует о том, что каждый из опрошенных первокурсников не просто знаком с данным коммуникативным явлением на теоретическом уровне, но и имеет собственный практический опыт.
Во втором вопросе студентам предлагалось назвать особенности любовного общения. Данный пункт позволил выяснить уровень теоретических знаний студентов о специфике данного вида коммуникации. Полученные сведения достаточно разнородны (см. таблицу 2)*.
Таблица 2 – Ответы студентов на вопрос №2
Ответы студентов | Результаты (%) |
Доверие | 45% |
Забота | 25% |
Притяжение/Симпатия | 20% |
Близость | 15% |
Любовь/ Проявление любви | 10% |
Чувственность | 10% |
Искренность | 10% |
Уважение | 10% |
Взаимопонимание/Понимание | 10% |
Эмоциональная окрашенность | 10% |
Непринужденность/Свобода | 5% |
Страсть | 5% |
Прикосновения | 5% |
Поддержка | 5% |
Ревность | 5% |
Умение прощать | 5% |
Конфликты | 5% |
Желание любить весь мир | 5% |
Ощущение защищенности/беззащитности | 5% |
Самый сложный опыт общения | 5% |
Отсутствие ответа | 5% |
Как видно из таблицы, по мнению студентов, любовное общение в первую очередь основывается на доверии. Однако, такую особенность коммуникации влюбленных, как взаимопонимание/понимание, без которого построить доверительные отношения часто бывает затруднительно, респонденты отметили немногочисленно. Таким образом, мы видим, что опрашиваемые вполне верно выделили особенности любовного общения, но весьма противоречиво расставили приоритеты.
В ходе третьего вопросапредполагалось выяснить, насколько респонденты знакомы с понятием «любовное общение», какой смысл они в него вкладывают. 99%опрошенных подтвердили, что знакомы с таким понятием и дали схожие ответы относительно его содержания: 50% опрошенных под любовным общением понимают «общение с любимыми»; 30% отметили, что любовным общением можно назвать общение, основанное на «взаимопонимании, уважении, чувствах, доверии, духовной близости». 20% приводят собственные объяснения («Искусство», «То, что заставляет дышать и убивает изнутри», «Яркий момент жизни, который никогда не забудется», «Пустая, бесполезная речь»).
Как видим, большинство студентов соотносят любовное общение с речевым взаимодействием двух любящих людей, основанное на взаимопонимании, доверии и уважении. Это говорит о том, что для современной молодежи бережное и уважительное отношение друг к другу не перестает играть главенствующую роль.
Четвертый вопрос анкетыпомог определить, испытывают ли респонденты трудности в ситуациях любовного общения. 99% опрошенных ответили утвердительно. Следовательно, большинство опрошенных сталкиваются с коммуникативными проблемами в общении с любимыми. Эти ответы позволили еще раз убедиться в актуальности проблемы дипломного исследования.
Пятый вопрос нацелен на выяснение причин возникновения подобных затруднений. Самыми распространенными причинами являются следующие:
- непонимание намерений собеседника (25%);
- столкновение характеров (20%);
- «недоверие и непонимание» (15%);
- нехватка опыта любовного общения (10%).
Несколько респондентов предложили свои варианты причин: «плохое настроение» (5%), «бытовые проблемы» (5%), «отсутствие терпения» (5%), «расстояние и сомнения» (5%),«разное» (5%). Один респондент не указал причин, так как считает, что не испытывает трудности в общении с любимым человеком.
Мы видим, что наиболее частотные причины возникновения в общении с любимым человеком связаны с непониманием собеседника и нехваткой опыта любовного общения, а также индивидуальными особенностями характера. Это подтверждает необходимость изучения жанровых особенностей любовного общения с преобладанием заданий практического характера, что в дальнейшем сможет помочь студентам избежать коммуникативных неудач в данном виде коммуникации.
Шестой вопрос позволил выяснить уровень теоретических знаний студентов о жанровом наполнении любовного общения. Анализ ответов имел значение для отбора содержания и определения последовательности этапов формирующего эксперимента. 25% опрошенных не дали ответа. 50% назвали жанры, но не смогли обосновать ответ. Лидирующим жанром, отнесенным респондентами в круг любовных, стал комплимент (75%). Студенты объясняют это тем, что комплимент – «это проявление эмоций» (10%) и «несет в себе приятные ощущения» (5%), «нравится постоянно говорить любимому человеку о том, как он прекрасен» (5%).Следующим по популярности оказался жанр просьбы (25%). 15% опрошенных отнесли к жанрам любовного общения признание и оправдание/объяснение, 10% - совет, 5% - извинение. Также встречались ответы, относящиеся, на наш взгляд, к ошибочным, так как являются наименованиями не жанров, а других явлений: «диалог» (15%), «лирика» (5%), «поддержка» (5%),«жесты» (5%),«посвящение» (5%), «шутки» (5%).
Таким образом, анализ результатов показал, что есть объективная необходимость изучения жанрового репертуара любовного общения, что позволит респондентам пополнить свои знания о специфике данного вида коммуникации и сможет помочь качественно организовывать речевое взаимодействие с любимым человеком.
Седьмой вопрос свидетельствует о потребности студентов-педагогов в аспектных сведениях, так как 65% респондентов подтвердили, что хотели бы научиться успешному коммуникативному взаимодействию с любимым человеком. 20% выразили свои сомнения по этому поводу, считая это невозможным или необязательным, и лишь 15% опрошенных ответили на данный вопрос отрицательно.
Восьмой вопрос нашей анкетыбыл представлен заданием аналитического характера. Студентам необходимо было определить, какой из предложенных видеофрагментов в наибольшей степени отражает специфику любовного общения.
При отборе видеофрагментов для данного задания мы руководствовались такими критериями, как их соответствие специфике любовного общения, целесообразная сложность для студентов.
Для сравнения был представлены рекламные видеоролики: №1 – кофе Carte Noire, №2 – кофе Moccona. Выбор данного материала для анализа обусловлен тем, что данные рекламные сюжеты обеспечивают максимальную наглядность, а также содержат в себе необходимый комплекс признаков, по которым можно определить особенности поведения влюбленных.
Студенты должны были заметить отличие в особенностях пантомимического поведения героев, а также явную симпатию по отношению друг к другу.
Результаты выполнения задания показали, что 55% студентов считают наиболее отражающим специфику любовного общения видеофрагмент №2, так как «ощущается взаимосвязь между людьми на неосязаемом уровне», «все понятно без слов, по их взгляду друг на друга» и «он более психологически глубок». 15% респондентов отдали предпочтение видеофрагменту №1, так как любовное общение, основанное на страсти, оказалось им ближе. 10% опрошенных отметили, что оба видеофрагмента отражают особенности общения любящих на разных уровнях (флирт, страсть и т.п.). 20% студентов не смогли дать определенного ответа, так как, по их мнению, «ни в одном из видеофрагментов нет ничего о любви». Даная точка зрения связана с тем, что респонденты оказались неспособны вычленить из рекламного ролика человеческие взаимоотношения, сделав акцент лишь на воздействующей функции рекламного сюжета.
На основании этих данных мы сделали вывод о том, что у студентов в целом есть необходимые умения для анализа ситуаций любовного общения, т.е. практическая основа для проведения обучающего эксперимента.
Обобщая выводы констатирующего эксперимента, отметим, что коммуникативные проблемы в ситуациях любовного общения являются закономерным результатом речевого опыта современной молодежи. Кроме того, низкий уровень знаний о жанровом разнообразии данного вида отношений подтверждает тот факт, что современное вузовское коммуникативное образование будущих учителей русского языка и литературы нуждается в особой системе риторических знаний о специфике любовных взаимоотношений как особой форме межличностных отношений, о конструктивных моделях поведения влюбленных и об особенностях тех жанров, которые укрепляют такие взаимоотношения.
2.2. Характеристика опытного обучения студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров любовного общения (исходные положения, этапы и содержание)
Обработав и проанализировав результаты констатирующего среза, мы смогли приступить к отборе основного содержания обучения студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров в ситуациях любовного общения.
Для этого нам потребовалось:
- сформулировать ключевые положения, лежащие в основе обучающего (формирующего) эксперимента;
- разработать программу опытного обучения (структуру, содержание, типологию заданий и пр.) и проверить ее эффективность на практике с помощью сформулированных критериев.
Цель опытного обучения была конкретизирована следующими задачами:
- определить основные понятия, о которых пойдет речь на экспериментальных занятиях (любовь, любовное общение, любовный конфликт и др.); уточнить и конкретизировать их значение;
- отобрать минимум теоретических сведений, необходимых студентам-филологам для того, чтобы научиться правильно вести себя в ситуации любовного общения, эффективно применять конструктивные жанры для успешного речевого взаимодействия со своими любимыми;
- обозначить комплекс опорных и формируемых коммуникативных умений;
- выбрать методы и приемы введения и закрепления новых сведений о жанровых признаках любовного общения;
- установить последовательность изложения информации и формирования специальных умений;
- разработать систему занятий, направленных на формирование коммуникативных умений, которые необходимы для реализации бесконфликтного любовного общения;
- отобрать наиболее эффективные средства обучения (тексты-образцы, видеоматериалы и др.).
- проверить в условиях творческой работы студентов результативность предлагаемой системы обучения и выявить ее недостатки.
В основу разработанной методики опытного обучения были положены достижения лингвистики, психологии, риторики, педагогики, теории и методики обучения русскому языку и риторике, а также учитывали результаты констатирующего среза.
Представляем исходные положения экспериментальной модели обучения студентов-филологовсозданию и использованию жанров любовного общения.
Психологической и психолингвистической основой создания методики опытного обучения стали:
- понятие о любви как психологическом и коммуникативном феномене;
- понятие о любовном общении и его особенностях (психологических и коммуникативных);
- понятие о речевой деятельности, которую используют любящие (говорении, слушании и пр.)
- учет того, что студенты имеют элементарное представление о тактиках поведения в ситуациях любовного общения.
Психологическую базу обучения составили сведения о специфике восприятия студентов, творческой активности учащихся, а также информация о гендерных особенностях мужчин и женщин как участников любовных отношений.
Методическую основу экспериментальной модели обучения составляет теория и методика преподавания гуманитарных дисциплин (русского языка, риторики), а также элективных курсов.
При создании программы опытного обучения мы учитывали общепедагогические принципы обучения:
- научности (через сообщение об устоявшихся в науке и творческой практике особенностях жанров любовного общения и др.);
- систематичности и последовательности обучения (экспериментальные занятия включены в курс факультативной дисциплины «Риторика», опирающейся на законы возрастной и общей психологии);
- преемственности (через обращение к терминам и понятиям риторики, истории русской литературы, современного русского литературного языка);
- доступности (через учёт общей коммуникативной культуры, особенностей подготовки студентов-филологов 1 курса);
- наглядности (через использование слайд-презентации, текстов-образцов, видеосюжетов);
- связи теории с практикой (через закрепление новых теоретических знаний посредством анализа текстов-образцов, видеофрагментов);
- прочности знаний (через яркое и образное объяснение нового материала; использование в качестве средств обучения слайд-презентации, видеосюжетов; сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы; выполнение итоговых заданий).
На основе данных констатирующего эксперимента была разработана система коммуникативных заданий, включающая:
1) задания аналитического характера, направленные на определение особенностей любовного общения. жанровых признаков текстов-образцов, видеофрагмента («Какие из данных текстов можно отнести к любовным? Почему?», «Можем ли мы рассматривать данную ситуацию в рамках докоммуникативного этапа взаимоотношений? Ответ обоснуйте», «Проанализируйте речевую ситуацию. Можно ли назвать героев любящими? Подумайте, какую тактику поведения они избирают?»);
2) задания аналитико-конструктивного характера («Что необходимо изменить в поведении героев, чтобы избежать конфликтных ситуаций?» и др.);
Отбор дидактического материала* осуществлялся по следующим критериям:
1. Методический (уместность и соответствие отобранных образов теме и задачам обучения).
2. Психологический (доступность и понятность содержания текстов и видеофрагментов обучающимся).
3. Эстетические (материалы должны оказывать эмоциональное и эстетическое воздействие на студентов, быть образцовыми с точки зрения языкового оформления).
4. Этические (тексты и фрагменты видеосюжетов должны соответствовать требованиям этики, в частности не содержать элементы эротики и насилия, ненормативную лексику и т.п.).
Выбранные с учетом вышеуказанных критериев средства обучения использовались для того, чтобы помочь студентам определить особенности любовного общения, выявить круг жанров данного вида отношений. Мы намеренно брали образцы как современные, так и более ранние, чтобы выяснить, как со временем трансформировалось любовное общение (или, наоборот, не изменилось) – на уровне особенностей, тактик поведения, жанров и т.д.
Следующим этапом разработки обучающего эксперимента стал отбор методов и приемов обучения, которые будут способствовать наиболее эффективному усвоению новых знаний о жанрах любовного общения, их закреплению, а также формированию необходимых коммуникативно-жанровых умений.
Для реализации программы экспериментального обучения использовались различные методы и приемы обучения: жанровые разновидности педагогического монолога (вводное слово, сообщающее, инструктирующее, сопровождающее, обобщающее) о задачах занятий, итогах и результатах в ходе выполнения заданий и др.; репродуктивная и эвристическая формы беседы, проблемный полилог, риторический анализ видеофрагментов и графических текстов-образцов.
Для улучшения восприятия учебного материала студентами использовалось мультимедийное сопровождение. На слайды были вынесены основные теоретические сведения в виде тезисов, некоторые вопросы беседы, формулировки заданий, план риторического анализа текстов.
Формирующий (обучающий) эксперимент проводился со студентами очной формы обучения 1 курса факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии на занятиях по вузовскому курсу в рамках факультативной дисциплины «Риторика». В нём приняли участие 32 человека, с 20-ю из которых ранее был проведен констатирующий срез (см. стр. 58).
Выбор именно этих участников был сделан по следующим причинам:
- во-первых, они обладают базовыми школьными знаниями по развитию речи, риторике, психологии и опорными коммуникативными умениями (прогнозировать возможное развитие речевой ситуации; учитывать адреса высказывания, определять свой коммуникативный статус и статус собеседника; строить высказывание в заданных коммуникативных условиях; распознавать интенцию собеседника и добиваться достижения собственного коммуникативного намерения и т.д.), важными для введения и использования конструктивных речевых жанров;
- во-вторых, как показал анализ результатов констатирующего среза, многие из респондентов уже сталкивались с трудностями в общении с любимым человеком, а потому проблема любовных взаимоотношений является для них актуальной, а знания по разрешению таких ситуаций – востребованными;
- в-третьих, мы учитывали то, что система знаний и умений, заложенных в разработанную нами методику обучения, поможет студентам в реальной речевой практике не только в ситуациях любовного общения, но и вообще в ситуациях общения между полами.
Для изучения данной темы мы выделили 6 академических часа в рамках факультативной дисциплины «Риторика»: на наш взгляд, это именно то время, которое позволит выявить знания студентов о жанровом разнообразии любовного общения и заложить основы практических умений создавать и использоватьконструктивные речевые жанры в ситуациях любовного общения.
Общая цель занятий – научить студентов основным приемам успешного коммуникативного взаимодействия с любимыми: умению использовать конструктивные тактики поведения, вводить эффективные в каждом отдельном случае конструктивные речевые жанры, умениям не провоцировать конфликты и психологически грамотно вести себя во взаимоотношениях с любимым человеком. Поэтому в систему опытного обучения студентов были включены прежде всего такие методы, способы организации и приемы обучения, как ассоциативный эксперимент, риторический анализ, коммуникативные (речевые, риторические) задачи и игры, которые, с одной стороны, должны были помочь обучаемым проявить свои творческие способности, а с другой, - корректировать их.