Готовность студентов педагогического вуза к изучению жанров любовного общения: организация и характеристика результатов констатирующего эксперимента

Для достижения цели дипломного исследования, наряду с выявлением жанровых особенностей текстов, используемых в любовном общении, нам потребовалось определить исходный уровень знаний студентов о любовном общении как коммуникативном явлении. Эта информация позволяла конкретизировать задачи формирующего эксперимента, отобрать сведения, необходимые для повто­рения и изучения на последующих этапах деятельности, определить по­следовательность обучения, выявить комплекс умений, которые необходимо будет сформировать на экспериментальных занятиях. Для решения этой задачи мы организовали и провели констатирующий срез.

В эксперименте приняли участие 20 студентов 1 курса факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии. Выбор именно этих участников продиктован тем, что именно в этом возрасте (18-20 лет) девушки и юноши, находясь на этапе становления любовных отношений, часто испытывают коммуникативные проблемы в общении с любимым человеком.

Чтобы получить объективные данные и решить поставленные задачи, из всего многообразия диагностических методов мы отобрали те, которые позволяют получить не только количественные, но и качественные характе­ристики изучаемых вопросов:

- анкетирование студентов, которое демонстрировало исходный уро­вень теоретических знаний студентов о специфике любовного общения, «репертуаре» жанров, в которых влюбленные оформляют свои высказывания и пр.

- экспериментальное выполнение задания аналитического харак­тера (без предварительной теоретической и практической подготовки), в кото­ром предлагалось определить, какой из представленных видеофрагментов в наибольшей степени отражает специфику любовного общения.

- анализ и статистическая обработка результатов констатирующего эксперимента.

Констатирующий эксперимент мы проводили в два этапа:

1) ответы на вопросы анкеты;

2) выполнение задания аналитического характера.

Анкетирование как способ выявления исходных знаний студентов о любовном общении позволило нам сэкономить время и с небольшими затратами опросить достаточное количество респондентов. В анкетировании принимали участие 20 студентов 1 курса факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии.

Предлагаем вариант анкеты.

1. Есть ли у вас опыт любовного общения?

Да.

Нет.

2. Назовите особенности этого вида общения.

3. Продолжите определение «любовное общение - это»____

4. Возникали (возникают) ли вы у вас трудности в общении с любимым человеком?

Да.

Нет.

5. Каковы наиболее частые причины подобных затруднений?

- Мне не всегда удается понять намерения собеседника;

- Не хватает опыта любовного общения;

Свой вариант.___________________________________________________________

6. Какие жанры, на ваш взгляд, используются в общении любящих?

Свой ответ обоснуйте.____________________________________________________

7. Хотели бы вы научиться успешному коммуникативному взаимодействию с любимым человеком?

Да.

Нет.

Свой вариант.___________________________________________________________

8. Сравните два видеофрагмента. Какой из них, на ваш взгляд, лучше всего отражает особенности любовного общения? Почему вы так считаете?

Первый вопрос анкеты был направлен на выяснение наличия у респондентов опыта любовного общения. 100% студентов ответили положительно. Это свидетельствует о том, что каждый из опрошенных первокурсников не просто знаком с данным коммуникативным явлением на теоретическом уровне, но и имеет собственный практический опыт.

Во втором вопросе студентам предлагалось назвать особенности любовного общения. Данный пункт позволил выяснить уровень теоретических знаний студентов о специфике данного вида коммуникации. Полученные сведения достаточно разнородны (см. таблицу 2)*.

Таблица 2 – Ответы студентов на вопрос №2

Ответы студентов Результаты (%)
Доверие 45%
Забота 25%
Притяжение/Симпатия 20%
Близость 15%
Любовь/ Проявление любви 10%
Чувственность 10%
Искренность 10%
Уважение 10%
Взаимопонимание/Понимание 10%
Эмоциональная окрашенность 10%
Непринужденность/Свобода 5%
Страсть 5%
Прикосновения 5%
Поддержка 5%
Ревность 5%
Умение прощать 5%
Конфликты 5%
Желание любить весь мир 5%
Ощущение защищенности/беззащитности 5%
Самый сложный опыт общения 5%
Отсутствие ответа 5%

Как видно из таблицы, по мнению студентов, любовное общение в первую очередь основывается на доверии. Однако, такую особенность коммуникации влюбленных, как взаимопонимание/понимание, без которого построить доверительные отношения часто бывает затруднительно, респонденты отметили немногочисленно. Таким образом, мы видим, что опрашиваемые вполне верно выделили особенности любовного общения, но весьма противоречиво расставили приоритеты.

В ходе третьего вопросапредполагалось выяснить, насколько респонденты знакомы с понятием «любовное общение», какой смысл они в него вкладывают. 99%опрошенных подтвердили, что знакомы с таким понятием и дали схожие ответы относительно его содержания: 50% опрошенных под любовным общением понимают «общение с любимыми»; 30% отметили, что любовным общением можно назвать общение, основанное на «взаимопонимании, уважении, чувствах, доверии, духовной близости». 20% приводят собственные объяснения («Искусство», «То, что заставляет дышать и убивает изнутри», «Яркий момент жизни, который никогда не забудется», «Пустая, бесполезная речь»).

Как видим, большинство студентов соотносят любовное общение с речевым взаимодействием двух любящих людей, основанное на взаимопонимании, доверии и уважении. Это говорит о том, что для современной молодежи бережное и уважительное отношение друг к другу не перестает играть главенствующую роль.

Четвертый вопрос анкетыпомог определить, испытывают ли респонденты трудности в ситуациях любовного общения. 99% опрошенных ответили утвердительно. Следовательно, большинство опрошенных сталкиваются с коммуникативными проблемами в общении с любимыми. Эти ответы позволили еще раз убедиться в актуальности проблемы дипломного исследования.

Пятый вопрос нацелен на выяснение причин возникновения подобных затруднений. Самыми распространенными причинами являются следующие:

- непонимание намерений собеседника (25%);

- столкновение характеров (20%);

- «недоверие и непонимание» (15%);

- нехватка опыта любовного общения (10%).

Несколько респондентов предложили свои варианты причин: «плохое настроение» (5%), «бытовые проблемы» (5%), «отсутствие терпения» (5%), «расстояние и сомнения» (5%),«разное» (5%). Один респондент не указал причин, так как считает, что не испытывает трудности в общении с любимым человеком.

Мы видим, что наиболее частотные причины возникновения в общении с любимым человеком связаны с непониманием собеседника и нехваткой опыта любовного общения, а также индивидуальными особенностями характера. Это подтверждает необходимость изучения жанровых особенностей любовного общения с преобладанием заданий практического характера, что в дальнейшем сможет помочь студентам избежать коммуникативных неудач в данном виде коммуникации.

Шестой вопрос позволил выяснить уровень теоретических знаний студентов о жанровом наполнении любовного общения. Анализ ответов имел значение для отбора содержания и определения последовательности этапов формирующего эксперимента. 25% опрошенных не дали ответа. 50% назвали жанры, но не смогли обосновать ответ. Лидирующим жанром, отнесенным респондентами в круг любовных, стал комплимент (75%). Студенты объясняют это тем, что комплимент – «это проявление эмоций» (10%) и «несет в себе приятные ощущения» (5%), «нравится постоянно говорить любимому человеку о том, как он прекрасен» (5%).Следующим по популярности оказался жанр просьбы (25%). 15% опрошенных отнесли к жанрам любовного общения признание и оправдание/объяснение, 10% - совет, 5% - извинение. Также встречались ответы, относящиеся, на наш взгляд, к ошибочным, так как являются наименованиями не жанров, а других явлений: «диалог» (15%), «лирика» (5%), «поддержка» (5%),«жесты» (5%),«посвящение» (5%), «шутки» (5%).

Таким образом, анализ результатов показал, что есть объективная необ­ходимость изучения жанрового репертуара любовного общения, что позволит респондентам пополнить свои знания о специфике данного вида коммуникации и сможет помочь качественно организовывать речевое взаимодействие с любимым человеком.

Седьмой вопрос свидетельствует о потребности студентов-педагогов в аспектных сведениях, так как 65% респондентов подтвердили, что хотели бы научиться успешному коммуникативному взаимодействию с любимым человеком. 20% выразили свои сомнения по этому поводу, считая это невозможным или необязательным, и лишь 15% опрошенных ответили на данный вопрос отрицательно.

Восьмой вопрос нашей анкетыбыл представлен заданием аналитического характера. Студентам необходимо было определить, какой из предложенных видеофрагментов в наибольшей степени отражает специфику любовного общения.

При отборе видеофрагментов для данного задания мы руководствова­лись такими критериями, как их соответствие специфике любовного общения, целесообразная сложность для студентов.

Для сравнения был представлены рекламные видеоролики: №1 – кофе Carte Noire, №2 – кофе Moccona. Выбор данного материала для анализа обусловлен тем, что данные рекламные сюжеты обеспечивают максимальную наглядность, а также содержат в себе необходимый комплекс признаков, по которым можно определить особенности поведения влюбленных.

Студенты должны были заметить отличие в особенностях пантомимического поведения героев, а также явную симпатию по отношению друг к другу.

Результаты выполнения задания показали, что 55% студентов считают наиболее отражающим специфику любовного общения видеофрагмент №2, так как «ощущается взаимосвязь между людьми на неосязаемом уровне», «все понятно без слов, по их взгляду друг на друга» и «он более психологически глубок». 15% респондентов отдали предпочтение видеофрагменту №1, так как любовное общение, основанное на страсти, оказалось им ближе. 10% опрошенных отметили, что оба видеофрагмента отражают особенности общения любящих на разных уровнях (флирт, страсть и т.п.). 20% студентов не смогли дать определенного ответа, так как, по их мнению, «ни в одном из видеофрагментов нет ничего о любви». Даная точка зрения связана с тем, что респонденты оказались неспособны вычленить из рекламного ролика человеческие взаимоотношения, сделав акцент лишь на воздействующей функции рекламного сюжета.

На основании этих данных мы сделали вывод о том, что у студентов в целом есть необходимые умения для анализа ситуаций любовного общения, т.е. практическая ос­нова для проведения обучающего эксперимента.

Обобщая выводы констатирующего эксперимента, отметим, что коммуникативные проблемы в ситуациях любовного общения являются закономерным результатом речевого опыта современной молодежи. Кроме того, низкий уровень знаний о жанровом разнообразии данного вида отношений подтверждает тот факт, что современное вузовское коммуникативное образование будущих учителей русского языка и литературы нуждается в особой системе риторических знаний о специфике любовных взаимоотношений как особой форме межличностных отношений, о конструктивных моделях поведения влюбленных и об особенностях тех жанров, которые укрепляют такие взаимоотношения.

2.2. Характеристика опытного обучения студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров любовного общения (исходные положения, этапы и содержание)

Обработав и проанализировав результаты констатирующего среза, мы смогли приступить к отборе основного содержания обучения студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров в ситуациях любовного общения.

Для этого нам потребовалось:

- сформулировать ключевые положения, лежащие в основе обучающего (формирующего) эксперимента;

- разработать программу опытного обучения (структуру, содержание, типологию заданий и пр.) и проверить ее эффективность на практике с помощью сформулированных критериев.

Цель опытного обучения была конкретизирована следующими задачами:

- определить основные понятия, о которых пойдет речь на эксперимен­тальных занятиях (любовь, любовное общение, любовный конфликт и др.); уточнить и конкретизировать их значе­ние;

- отобрать минимум теоретических сведений, необходимых студентам-филологам для того, чтобы научиться правильно вести себя в ситуации любовного общения, эффективно применять конструктивные жанры для успешного речевого взаимодействия со своими любимыми;

- обозначить комплекс опорных и формируемых коммуникативных умений;

- выбрать методы и приемы введения и закрепления новых сведений о жанровых признаках любовного общения;

- установить последовательность изложения информации и формирова­ния специальных умений;

- разработать систему занятий, направленных на формирование коммуникативных умений, которые необходимы для реализации бесконфликтного любовного общения;

- отобрать наиболее эффективные средства обучения (тексты-образцы, видеоматериалы и др.).

- проверить в условиях творческой работы студентов результатив­ность предлагаемой системы обучения и выявить ее недостатки.

В основу разработанной методики опытного обучения были положены достижения лингвистики, психологии, риторики, педагогики, теории и методики обучения русскому языку и риторике, а также учитывали результаты констатирующего среза.

Представляем исходные положения экспериментальной модели обучения студентов-филологовсозданию и использованию жанров любовного общения.

Психологической и психолингвистической основой создания методики опытного обучения стали:

- понятие о любви как психологическом и коммуникативном феномене;

- понятие о любовном общении и его особенностях (психологических и коммуникативных);

- понятие о речевой деятельности, которую используют любящие (говорении, слушании и пр.)

- учет того, что студенты имеют элементарное представление о тактиках поведения в ситуациях любовного общения.

Психологическую базу обучения составили сведения о специфике восприятия студентов, творческой активности учащихся, а также информация о гендерных особенностях мужчин и женщин как участников любовных отношений.

Методическую основу экспериментальной модели обучения составляет теория и методика преподавания гуманитарных дисциплин (русского языка, ри­торики), а также элективных курсов.

При создании программы опытного обучения мы учитывали общепеда­гогические принципы обучения:

- научности (через сообщение об устоявшихся в науке и творческой практике особенностях жанров любовного общения и др.);

- систематичности и последовательности обучения (экспериментальные занятия включены в курс факультативной дисциплины «Риторика», опирающейся на законы возрастной и общей психологии);

- преемственности (через обращение к терминам и понятиям риторики, истории русской литературы, современного русского лите­ратурного языка);

- доступности (через учёт общей коммуникативной культуры, особен­ностей подготовки студентов-филологов 1 курса);

- наглядности (через использование слайд-презентации, текстов-образ­цов, видеосюжетов);

- связи теории с практикой (через закрепление новых теоретических знаний посредством анализа текстов-образцов, видеофрагментов);

- прочности знаний (через яркое и образное объяснение нового мате­риала; использование в качестве средств обучения слайд-презентации, видео­сюжетов; сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы; вы­полнение итоговых заданий).

На основе данных констатирующего эксперимента была разработана система коммуникативных заданий, включающая:

1) задания аналитического характера, направленные на определение особенностей любовного общения. жанровых признаков текстов-образцов, видеофрагмента («Какие из дан­ных текстов можно отнести к любовным? Почему?», «Мо­жем ли мы рассматривать данную ситуацию в рамках докоммуникативного этапа взаимоотношений? Ответ обос­нуйте», «Проанализируйте речевую ситуацию. Можно ли назвать героев любящими? Подумайте, какую тактику поведения они избирают?»);

2) задания аналитико-конструктивного характера («Что необходимо изменить в поведении героев, чтобы избежать конфликтных ситуаций?» и др.);

Отбор дидактического материала* осуществлялся по следующим критериям:

1. Методический (уместность и соответствие отобранных образов теме и задачам обучения).

2. Психологический (доступность и понятность содержания текстов и видеофрагментов обучающимся).

3. Эстетические (материалы должны оказывать эмоциональное и эсте­тическое воздействие на студентов, быть образцовыми с точки зрения язы­кового оформления).

4. Этические (тексты и фрагменты видеосюжетов должны соответство­вать требованиям этики, в частности не содержать элементы эротики и насилия, ненормативную лексику и т.п.).

Выбранные с учетом вышеуказанных критериев средства обучения ис­пользовались для того, чтобы помочь студентам определить особенности любовного общения, выявить круг жанров данного вида отношений. Мы намеренно брали образцы как современные, так и более ранние, чтобы выяснить, как со временем трансформировалось любовное общение (или, наоборот, не изменилось) – на уровне особенностей, тактик поведения, жанров и т.д.

Следующим этапом разработки обучающего эксперимента стал отбор методов и приемов обучения, которые будут способствовать наиболее эффек­тивному усвоению новых знаний о жанрах любовного общения, их за­креплению, а также формированию необходимых коммуникативно-жанровых умений.

Для реализации программы экспериментального обучения использовались различные методы и приемы обучения: жанровые разновидности педагогического монолога (вводное слово, сообщающее, инструктирующее, сопровождающее, обобщающее) о задачах занятий, итогах и результатах в ходе выполнения заданий и др.; репродуктивная и эвристическая формы беседы, проблемный полилог, риторический анализ видеофрагментов и графических текстов-образцов.

Для улучшения восприятия учебного материала студентами использова­лось мультимедийное сопровождение. На слайды были вынесены основные теоретические сведения в виде тезисов, некоторые вопросы беседы, формули­ровки заданий, план риторического анализа текстов.

Формирующий (обучающий) эксперимент проводился со сту­дентами очной формы обучения 1 курса факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии на занятиях по вузовскому курсу в рамках факультативной дисциплины «Риторика». В нём приняли участие 32 человека, с 20-ю из которых ранее был проведен констатирующий срез (см. стр. 58).

Выбор именно этих участников был сделан по следующим причинам:

- во-первых, они обладают базовыми школьными знаниями по развитию речи, риторике, психологии и опорными коммуникативными умениями (прогнозировать возможное развитие речевой ситуации; учитывать адреса высказывания, определять свой коммуникативный статус и статус собеседника; строить высказывание в заданных коммуникативных условиях; распознавать интенцию собеседника и добиваться достижения собственного коммуникативного намерения и т.д.), важными для введения и использования конструктивных речевых жанров;

- во-вторых, как показал анализ результатов констатирующего среза, многие из респондентов уже сталкивались с трудностями в общении с любимым человеком, а потому проблема любовных взаимоотношений является для них актуальной, а знания по разрешению таких ситуаций – востребованными;

- в-третьих, мы учитывали то, что система знаний и умений, заложенных в разработанную нами методику обучения, поможет студентам в реальной речевой практике не только в ситуациях любовного общения, но и вообще в ситуациях общения между полами.

Для изучения данной темы мы выделили 6 академических часа в рамках факультативной дисциплины «Риторика»: на наш взгляд, это именно то время, которое позволит выявить знания студентов о жанровом разнообразии любовного общения и заложить основы практических умений создавать и использоватьконструктивные речевые жанры в ситуациях любовного общения.

Общая цель занятий – научить студентов основным приемам успешного коммуникативного взаимодействия с любимыми: умению использовать конструктивные тактики поведения, вводить эффективные в каждом отдельном случае конструктивные речевые жанры, умениям не провоцировать конфликты и психологически грамотно вести себя во взаимоотношениях с любимым человеком. Поэтому в систему опытного обучения студентов были включены прежде всего такие методы, способы организации и приемы обучения, как ассоциативный эксперимент, риторический анализ, коммуникативные (речевые, риторические) задачи и игры, которые, с одной стороны, должны были помочь обучаемым проявить свои творческие способности, а с другой, - корректировать их.

Наши рекомендации