Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога
Основные понятия: гуманизация, культура, педагогическая культура,педагогическая этика, педагогический такт, педагогическая техника, компетентность педагога.
Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию гуманистической природы деятельности педагога, понятия педагогической культуры как сущностной характеристики личности учителя. Следует дать характеристику профессионального поведения учителя, педагогической этики и такта, возможно использование современной публицистики и художественной литературы, материалов периодической печати, интернет-ресурсов; важно раскрыть требования профессионального стандарта педагогической деятельности к уровню подготовки выпускника.
При подготовке к занятию предполагается обширная работа с библиотечным фондом с целью ознакомления с современной публицистикой и художественной литературой, материалами периодической печати и чтением выборочных изданий с последующим отражением мнений и впечатлений в соответствующих практических заданиях.
Целесообразно подготовить мини-доклады, презентации о педагогах-гуманистах.
Вопросы для обсуждения:
1.Гуманистическая и творческая природа педагогической профессии. Педагоги-гуманисты.
2.Сущность понятия «культура».
3.Педагогическая культура как сущностная характеристика личности педагога.
4.Педагогическая этика. Педагогический такт как важнейший принцип профессиональной этики.
Практические задания и вопросы
1. Составьте аннотированный список художественных фильмов об учителе, школе. Просмотрите 1-2 фильма и опишите фрагменты, где учитель проявил должную педагогическую этику.
2. « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к детям, как отец, мать, он лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу, ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». (Л.Н.Толстой). Выразите свое мнение к этому высказыванию. Согласны ли вы с ним?
3. Каковы компоненты педагогической культуры и каковы условия их формирования? Представьте письменный ответ.
4. Перечислите действия учителя, отражающие сформированность у него культуры педагогического общения. Представьте письменный отчет.
5. «Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоту этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности….
В первую весну своей школьной жизни ребята посадили «Сад матери» - 31 яблоню и столько же кустов винограда… Через 3 года яблони и виноград принесут первые плоды. Первое яблоко, первые гроздья винограда – это будет наш подарок матери. Принесем им радость…»
(В.А.Сухомлинский. Сердце отдаю детям.- Киев, 1973, с.216). Выразите свое отношение к этому отрывку из книги. Согласны ли вы с ним? Отражается ли творческая и гуманистическая природа личности педагога в описанном фрагменте?
Литература
1.Декларация прав ребёнка. Конвенция о правах ребенка. – М.: Пед. общество России, 2007. - 48 с.
2.Лисейчикова Л.З. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие.- Уфа: БГПУ, 2007.- 36 с.
3. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская.- М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 224 с.
4. .Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под.ред. П. И. Пидкасистого. - 3-е изд.,испр. и доп. - М.: ИД Юрайт, 2011. - 502 с.
5. Профессиональная культура учителя / под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993.
6. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / под ред. Я. И. Кузьминова, В. Л. Матросова, В. Д. Шадрикова // Вестник образования, - 2007. - № 7. - С. 20-34.
7. Роботова А.С. Задания для самостоятельной работы по курсу «Введение в педагогическую деятельность»: развитие профессиональных компетенций: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов вузов /А. С. Роботова , И. А. Хоменко; под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 75 с.
8. . Сластенин В.А. Профессиональная культура учителя / В. А. Сластенин, Н. И. Филиппенко. - М.: Просвещение, 1993.
9. Фатыхова Р.М. Культура педагогического общения и ее формирование у будущего учителя / Р. М. Фатыхова. - Уфа: БГПУ, 2000. – 164 с.
10. Формирование профессиональной культуры учителя / под ред. В. А. Сластенина. - М., 2002.
Семинарское занятие №9
Современная система отечественного образования.
Основные понятия: образование, система образования, профессия, специальность, квалификация, модернизация образования, тенденции развития образования, педагогическое образование, профессиональное самовоспитание, самопознание, саморегуляция.
Методические рекомендации: при изучении данных вопросов важно раскрыть систему многоуровневого педагогического образования, основные компоненты процесса самовоспитания, основы самообразования педагога и перспективы развития педагогической профессии. Тема способствует раскрытию сущности понятия «педагогическое образование». Целесообразно рассмотреть состояние и тенденции развития системы образования в России на основе соответствующих документов и программ развития образования и раскрыть систему многоуровневого педагогического образования. Изучение данного вопроса предполагает работу не только с различными учебными пособиями, но и с основными документами, регламентирующими образовательную политику в России, что, в свою очередь, способствует развитию у студентов исследовательских компетенций, навыков аналитической обработки правовых документов, первоисточников.
С целью профессионального продвижения и построения студентами своего карьерного пути – необходимо разобрать конфигурацию карьеры педагога.
Вопросы для обсуждения:
1.Характеристика современной системы образования. Типы образовательных учреждений.
2.Структура педагогического образования. Многоуровневая система подготовки педагогических кадров. Спектр педагогических профессий.
3.Самовоспитание учителя и его основные компоненты. Самопознание учителя.
4.Педагогическое самообразование.
5.Образовательная политика в отношении педагогов.
Практические задания и вопросы
1.Каковы проблемы современного педагогического образования?
2.Раскройте систему многоуровневого педагогического образования. Какие изменения внес новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»(2012 г) в систему педагогического образования?
3.Опишите особенности современного самообразования учителя, ученика, студента.
4. Найдите и перечислите организации, учреждения для представителей педагогических профессий и работников системы образования (не менее 5) и оформите результаты в виде таблицы, включающей следующие разделы: организация и ее координаты; форма обучения и повышения квалификации (очная, заочная, дистанционная, очно-заочная); тема образовательной программы; количество часов; авторы; название документа об обучении.
5.«Заповеди учителю:
• Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее;
• Прямота в словах и поступках;
• Обдуманность действий;
• Решительность;
• Не говорить о себе без нужды ни единого слова;
• Не проводить время бессмысленно, делать то, что хочешь и надо, а не то, что случается;
• Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
К.Д.Ушинский
Выразите и обоснуйте свое мнение к представленным заповедям учителя. Нужны ли они современному педагогу?
Литература
1. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.
2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.
3. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская.- М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 224 с.
4. Об образовании в Российской Федерации: новый Федеральный закон. – М.: Проспект, 2013.—134 с.
4. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. - 3-е изд.,испр. и доп. - М.: ИД Юрайт, 2011. - 502 с.
5. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / под ред. Я. И. Кузьминова, В. Л. Матросова, В. Д. Шадрикова // Вестник образования, - 2007. - № 7. - С. 20-34.
6. Роботова А.С. Задания для самостоятельной работы по курсу «Введение в педагогическую деятельность»: развитие профессиональных компетенций: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов вузов /А. С. Роботова , И. А. Хоменко; под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 75 с.
7. Сластенин В.А., Педагогика: учебник для студ. пед. вузов / В. А. Сластенин , И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 11-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 608 с.
Семинарское занятие №10