Инновационные типы учебных заведений в системе образования Республики Беларусь

Гимназия, лицей, учебно-педагогический комплекс, специализированная школа. В своей деятельности гимназия и лицей опираются на традиции европейского школьного образования: академизм, профильность, селективность, высокое качество обучения. Пик создания новых школ в республике приходится на 1991—1993 гг. В середине 90-х гг. приоритетным становится не количественный рост, а качество их работы. В 2004 г. в РБдействовали 115 гимназий, 26 лицеев, 100 школ с углубленным изучением предметов. Значительная часть гимназий и лицеев, специализированных школ сконцентрирована в столице, что объясняется высоким общественным спросом, большим числом вузов и квалифицированного профессорско-преподавательского состава.

9: Методы изучения личности: беседа, наблюдение, анализ документации, анализ творческих работ, рейтинг, анкетирование, тестирование. Характеристика.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Этапы:определение задач цели, выбор объекта, предмета и ситуации; выбор способа наблюдения,); выбор способов регистрации, результат.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Главное правильно создать вопросы и получить необх. инф. Изучение школьной документации. Эксперимент- специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Этапы э:теоретический ,методический,собственно эксперимент. аналитический - количественный и качественный анализ. Э. естественный и лабораторный. Теоретические методы связаны с изучением литературы.Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных.Регистрация(например, количество активно работающих на занятии и пассивных). Ранжирование (или метод ранговой оценки).Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Статистические методы применяются при обработке массового

Основные требования к изучению личности.

Методы изучения личности

Наблюдение – основной метод изучения личности.1. Естественное наблюдение – это наблюдение и регистрация наблюдаемых проявлений в реальной жизни. + оведение в естественных ситуациях,-непредсказуемость событий, малая выборка.2.Полевое наблюдение. В этом исследовании сочетаются особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля. Метод опроса (интервью).Стандартизированные тесты (методы самоотчета (например, «да», «нет», «не знаю»).

Тесты дают более полную, определенную и систематизированную информацию о личности, чем, например, методы наблюдения и эксперимента; с тестами может легко работать человек.Метод экспериментаВ отличие от других подходов, экспериментальный метод позволяет исследователям не только контролировать и предсказывать определенные феномены, но и давать им объяснение. Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению. Устанавливает причинно-следственные связи: позволяет делать выводы о причинах.

11: Факторы развития личности: среда, наследственность, воспитание, деятельность.

Развитие — это прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей.
Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека.Роль наследственности в развитии человека.Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Роль среды в формировании личности Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную, т. е. определяемую экономическими и политическими условиями, свойственными данной общественно-экономической формации К социальным процессам, оказывающим наибольшее влияние на развитие человека, относятся в первую очередь изменения условий жизни в городе и на селе, миграционные процессы, демографические процессы Роль воспитания в формировании личности человекаВоспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. В развитии человека, его психических черт и качеств и в том числе в формировании его познавательных процессов, большую роль играют особенности его нервной системы.


12: Деятельность как доминирующая сфера жизни личности. Понятие о деятельности, классификация, функции, структура.

Личность формируется и проявляет себя в деятельности. Деятельность — это совокупность действий и поступков человека, направленных на достижение определенных целей. Субъектом деятельности всегда является человек, личность, даже при высокой автоматизации труда. Деятельность всегда осуществляется в конкретных условиях, влияю­щих на ее продуктивность. Условия бывают объективные и субъектив­ные

Виды деятельности:практическую и умственную. Структура деятельности: д. направлена на достижение определенных целей ,Д. человека всегда мотивированна.,В структуру деятельности входят также и способы ее выполнения,Д. состоит из отдельных действий, связанных между со­бой. В любой деятельности человек в той или иной степени осознает цель своих дей­ствий, воображает ожидаемый результат их, воспринимает и оценивает условия, в которых действует, обдумывает последовательность опера­ций, устанавливает и поддерживает свое внимание, применяет волевые усилия, наблюдает за ходом деятельности и ее промежуточными резуль­татами, переживает успехи и неудачи.

13: Игра – специфическая форма жизни человека. Понятие об игре, классификация игр, функция.

Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с религиозным культом, искусством, спортом, военным делом. Наиболее развернута игра в мире детства.Во взрослом мире игры как бы перерастают в спорт, искусство, деловую практику. Искусство особыми, художественными средствами интегрирует различные стороны человеческой жизни и деятельности, заставляя принимать или не принимать, а также переживать предлагаемое им понимание смысла жизни. Игры часто имеют характер развлечения, то есть преследуют цель получения отдыха, разрядки напряженности, создаваемой потребностями человека. Существует значительное многообразие типов игр, которые свойственны взрослым людям: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые, деловые и многие другие. В игре могут воссоздаваться различные типы человеческой практики в том числе трудовой деятельности, что используется для проведения так называемых деловых игр

Наши рекомендации