А.Н. Тубельский

РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ – ЦЕЛЬ ШКОЛЫ (2004 г.)[196]

Просматривая в Интернете материалы и информацию по теме "Развитие индивидуальности ребенка", поразился тому, что среди множества работ философов и психологов по этой проблеме почти нет педагогических – ни научных, ни практических.

Может быть, в большой массовой школе невозможно создать условия для роста уникальности, непохожести человека?

Уверен, дело – не в этом, а в том, что ни сама школа, ни общество не ставят такую цель. Мало того, негативные тенденции последнего десятилетия (попытки ввести единые стандарты, ЕГЭ, ранняя профилизация при сохранении единого базового компонента и т.п.) еще больше отодвигают проблематику школьного образования от идеи развития индивидуальности.

Чаще всего индивидуальность ребенка интересует педагогов только с точки зрения того, как ее использовать для реализации цели "научить всех всему", "транслировать" так называемые знания, умения и навыки, определенные школьной программой.

Одним важно сберечь индивидуальность ребенка, не сломать ее при попытках непременно "улучшить", "сформировать", "развить" "оснастить" и т.п.

Для других, наоборот – для ее же пользы важно "личность" сделать податливой для наших якобы культурных, научных, социальных и других влияний.

Поэтому большинство педагогов и учитывает не Индивидуальность ребенка, а "индивидуальные особенности". Ведь учесть их, значит, приспособить к взрослым целям – "приобщить" к знаниям взрослого поколения с возможной эффективностью и, возможно, быстрее. Суть же этих подходов – взрослые точно знают, какнадо жить новому поколению и чему для этого надо учиться.

В концепции школы самоопределения и при ее реализации на практике мы исходим из идеи, что каждый человек обладает особой индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Подобная предназначенность во многом определяет процесс самоопределения человека, его выбор того или иного рода деятельности и средств достижения цели.

Поэтому основная задача общего образования для нас состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать и развить те способы, которые позволили бы ему максимально реализовывать себя, руководствуясь гуманистическими ценностями. Узнавание себя, постепенное складывание образа своего "Я" вместе с приобретением опыта использования средств развития своей индивидуальности является для нас одним из основных блоков содержания образования.

Любая демократическая система в первую очередь базируется на абсолютной ценности индивидуальной человеческой жизни, ее личной и юридической суверенности.

Человек сам отвечает за свою жизнь, карьеру, материальное и духовное благополучие, осуществляя выбор их существующих возможностей на основе собственных приоритетов. Появление новых возможностей также может зависеть от кооперации с другими людьми, путем объединения в различные союзы, ассоциации, группы, которые могут влиять на позитивные изменения в обществе и государстве.

В основе такого подхода лежит идея Человека, сложившаяся в Европе со времен эпохи Просвещения и представляющая основу современной цивилизации и культуры. Ее смысл в том, что основное предназначение человека – максимально реализовать свою человеческую сущность, индивидуальность, быть самим собой или стать "тем, что я есть", т.е. исполнить свое всеобщее и индивидуальное предназначение.

Это предполагает, что человек:

уверен в себе, постоянно расширяет свои возможности и не боится их реализовывать;

умеет действовать в постоянно меняющихся и не предсказуемых ситуациях жизни;

способен к профессиональной мобильности;

способен к непрерывному самообразованию;

умеет адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения;

умеет принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью;

умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и свобод других;

умеет быть терпимым к другим людям, не похожим на него;

понимает необходимость главенства закона в обществе, а не мнения и амбиций людей, находящихся у власти;

умеет сам следовать и подчиняться законам, установленным демократическим путем.

Роль школы при этом состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления такого процесса самопознания, самовыражения, самоопределения по отношению к природе, культуре, обществу, самому себе.

Достижение этого идеала связано со значительной перестройкой целей общего образования, всей организации жизни школы, ее уклада, изменением содержания образования и средств педагогической деятельности.

Н.Б. Крылова

ВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2005 г.)[197]

Почему возникла проблема.Индивидуальное образованиесегодня становится все более распространенной инновационной моделью и уже реально существует в десятках школ. На уровне философии образования оно принимается многими педагогами, стремящимися реализовать инновационные идеи практически. В то же время индивидуальное образование нуждается в более детальном методологическом обосновании – системном, концептуальном изложении основных принципов и способов организации. Эта потребность связана с тем, что учителя массовой школы, подчас принимая идею индивидуализации в принципе, не рассматривают ее как альтернативу классно-урочно-предметной организации и на практике все сводят к так называемому индивидуальному подходу, который легко вписывается в традиционную систему обучения, по сути ничего не меняя в учебном процессе. Поэтому сразу разведем проблемные поля понятий:

"индивидуальный подход в обучении" – его можно характеризовать как "низший" уровень частичной индивидуализации: он ориентирован на "учет индивидуальных особенностей учеников" в учебном процессе (т.е. позволяет немного индивидуализировать классно-предметную систему); в этом проблемном поле могут применяться традиционные методы обучения;

"индивидуализация обучения" – это "средний" уровень частичной индивидуализации: выражает устойчивую установку учителя на индивидуальный подход к детям; создает более широкие возможности для систематического использования разнообразных инновационных и альтернативных методов,обеспечивающих индивидуальные программы учебы;

"индивидуализация ребенка в образовании" – как мета-цельисверхзадачасовременного образования она требует системного обеспечения на всех уровнях – от управления образованием до организации образовательных процессов в школе, которые должны соответствовать потребностям культурной самоидентификации, внутреннего роста, становления Я-концепции и обеспечивать "само-процессы" – саморазвития, самоопределения, самореализации, самовыражения, самоорганизации, самоконтроля, самооценка ребенка и подростка. Она служит ориентиром для преобразования стандартных учебных действий ребенка в самостоятельную образовательную деятельность на основе его собственного культурного опыта и личностного знания;

"индивидуализация образования" – часть общеобразовательной политики, гарантирующей условия для индивидуализации ребенка в образовании и индивидуализации обучения, которые в комплексе создают подлинную вариантность образования, удовлетворяя индивидуальные образовательные потребности ребенка и профессиональные запросы учителя.

Содержательное разделение этих понятий и соответствующих проблемных областей сферы образования позволяет преодолеть некоторую путаницу, которая возникает каждый раз, как только речь заходит о том, как же конкретно в образовании происходит становление и развитие индивидуальности ребенка и подростка. Учителям подчас кажется, что достаточно использовать две-три методики "индивидуального подхода" и проблемы будут решены.

На самом деле появление нового заказа – на компетентности и функциональную грамотность выпускников – выдвигает новые требования и к организации индивидуального образования во всем его объеме. Выстраивая вектор форм и направлений индивидуализации образования, целесообразно дать характеристику соответствующим идеям и понятиям. Это позволит ответить на многие вопросы: Почему возникла потребность в индивидуальном образовании (на уровне социума и личности)? Каковы цели и задачи? Чем отличается от традиционного классно-урочно-предметного обучения? Почему надо разводить понятия "социализации" и "индивидуализации" (что не всегда встречается в работах по педагогике и, соответственно, не различается на практике).

Чтобы охарактеризовать сферу индивидуального образования, надо обозначить основные идеи (и соответствующие понятия), на которых строятся новые направления теории и практики, адекватные новым социально-культурным требованиям развития образования в мире (имеются в виду компетентностный подход, новое понимание функциональной грамотности и проектной деятельности учащихся). Таких понятий более десяти. В данном тексте поневоле придется остановиться только на некоторых, но принципиально важных для понимания как проблематики сборника, так и сути индивидуального образования. Это связано с практическими задачами, которые сегодня ставят школы, стремящиеся уйти от стандартизации образования и построить индивидуальное образование, реально способное обеспечить саморазвитие каждого ребенка:

индивидуальность, индивидуализация (и актуальная проблема индивидуализации ребенка в образовании);

само-процессы (и их основа – самоопределение подростков: культурное, нравственное, социальное, профессиональное);

педагогическая поддержка (и система педагогического сопровождения в целом) как обеспечение индивидуализации ребенка в образовании;

культурные практики ребенка и обеспечение их в образовании (что необходимо для развития функциональной грамотности учащихся).

Проблема индивидуализации ребенка в образовании. Идея максимального внимания к индивидуальности ребенка стара, пожалуй, как сама педагогика, но эта идея оставалась и до сих пор остается инновационной, поскольку массовая школа не обеспечивает индивидуализацию, поэтому индивидуализация ребенка в образовании происходит часто вопреки "индивидуализации" обучения. Ведь критерии и показатели ее работы ориентированы только на социализацию учащихся (в содержании и формах и обучения, и воспитания).

Об индивидуализации в полной мере речь может идти только в системах свободного воспитания. Массовая же школа, провозглашая так называемый учет индивидуальных особенностей детей, использовала и продолжает использовать эти особенности только для того, чтобы повысить "эффективность" социализации в рамках классно-урочного обучения.

Так возникла проблема индивидуализации в образовании, массовые формы которого стали вызовом природной и культурной потребности ребенка в становлении его индивидуальности и самости. Особенно остро проблема стоит сегодня, когда значительная часть педагогов убедилась в том, что личностно ориентированное образование в большинстве школ скорее имитируется, чем реально осуществляется.

Тем не менее идеи индивидуального образования начали претворяться в практике тех школ, которые стремятся обеспечить индивидуальные образовательные потребности ребенка, не только развивая его личность, совокупность социальных свойств (что связано в основном с социализацией), но создавая условия для раскрытия его индивидуальности, уникальной наполненности социальных свойств (что связано собственно с индивидуализацией).

Литература

Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.

Индивидуально-ориентированная педагогика: Сборник научных трудов / Отв. ред. А.О. Зоткин, И.Д. Проскуровская. М.; Томск, 1998.

Каменский А.М., Смирнова З.Ю. Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях общеобразовательной школы // Школьные технологии. 2000. № 3.

Поляков С.Д., Резник А.И., Морозова Г.В., Егорова И.Г. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе. М., 2001.

Учитель, который работает так (опыт развития индивидуальности учеников и учителей) / Под ред. А.Н. Тубельского. М., 1996.

Наши рекомендации