Занятия 11. молодая семья как объект социальной работы
Семья – социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свою специфику; свои определение традиции и установки.
В социологии семьи семья анализируется с двух основных позиций: как социальный институт и малая социальная группа. При анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, специфичные для определенного типа культуры или тех или иных социальных групп, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.
Исходя из второй ее особенности, семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью.
Молодая семья – семья, в которой оба супруга не достигли 29 лет и проживающие в совместно не более трех лет.
Под браком понимается санкционируемая и регулируемая обществом исторически обусловленная форма отношений между взрослыми индивидами, которая порождает взаимные обязательства и ответственность по отношению к детям.
Исследуя молодую семью в качестве объекта социальной работы и представляя ее сложной социальной системой, при контакте с ней необходимо учитывать ее структуру, историю развития и функционирование, окружение.
В современном мире существует несколько типов семьи.
Наиболее распространенным типом является нуклеарная семья, состоящая из одной пары родителей с детьми или без них. Второе по численности занимают неполные семьи – один из родителей с детьми. Неполной семья может стать либо в результате развода, либо в результате овдовения, либо при рождении ребенка у одинокой женщины. Процесс урбанизации значительно модернизировал семью. Экономические и социальные изменения привели к формированию устойчивой психологической установки на обустройство жизни отдельно от родителей, хотя помощь родителей взрослые дети принимают без душевного протеста и весьма приветствуют.
Меняется само представление о семье, сегодня семья – это не только люди, живущие под одной крышей. Современная тенденция во внутрисемейной политике – создание многоядерной, а если придерживаться латинских терминов, то мультинуклеарной, или мультифамильной. Такая семья, создает собственную субкультуру, но, в отличие от прежних форм семьи, эта представляется более открытой для интегрирования разных культур.
Основные функции семьи
К основным функциям семьи относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей, генеративная функция семьи обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции; создание культурной непрерывности, передача новым поколениям общественного культурного наследия; стабилизирование социальной структуры с помощью своих детей определенным социальным положением.
Функция первичной социализации детей обусловлена тем, что родившееся человеческое дитя должен быть постепенно введен в общество, развиваться по определенной программе «человеческого развития».
Гедонистическая функция, которую принято также называть функцией здорового секса, связана с наличием у человека общебиологической потребности, удовлетворение которой также необходимо, как потребности в еде, жилище и т.д.
Рекреационная и псхотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненного успеха и т.д.
Все семейные функции сводятся к одной: обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного развития человечества.
В разные периоды жизни семьи изменяется иерархия семейных функций: то одна, то другая занимает приоритетное место.
Семьи, социальное функционирование которых по субъективным и объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.
Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны. Социальные: алкоголизм одного из членов семьи; наркомания, проституция и мн. другие; психологические: жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, неуравновешенность характеров. Экономические: прожиточный уровень ниже черты бедности; семьи в которой один из супругов не работает, в составе которых есть дети-инвалиды. Медицинские: хронические инфекционные заболевания, психические и венерические заболевания, сексуальные отклонения.
Громадным остается общее количество разводов в молодых семьях, в результате чего дети остаются без одного из родителей. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков.
Комиссиями по делам несовершеннолетних рассмотрено более 160 тысяч дел в отношении родителей, не обеспечивающих должного развития и воспитания детей.
Современный кризис молодой семьи отчетливо просматривается в снижении ее педагогического потенциала – ухудшения качества и содержания семейного воспитания. Семья является важнейшим агентом социализации. Поэтому «лечение» социальных болезней семьи, восстановление ее социально-педагогических функций есть насущная задача времени. Основная функция социальной работы – влияние на отношения людей, совершенствование и коррекция взаимодействия между ними и их окружением на основе изменения реальной заданности. Следовательно, цель и результат социальной работы с семьей и молодой семьей в частности, социализация личности применительно к социальным ожиданиям, социальному заказу.
Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь семьям, нуждающимся в ней на этапе ее кризиса, в момент назревания конфликта или распада, заниматься профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии. Социальный работник, исходя из принципа максимизации минимума (стремление максимально расширить минимальные ресурсы социальной помощи), должен не только помогать семье пережить трудности, привлекая средства благотворителей, но и научить семьи самопомощи и взаимопомощи, которые дают больший эффект.
Институт брачно-семейных отношений в молодежной среде в последнее время привлекают внимание специалистов в связи с появлением в их развитии новых тенденций. Рост числа студенческих браков и студентов, имеющих детей, создает комплекс проблем так называемой студенческой семьи. Изменения, которые происходят в этой сфере жизни молодого поколения, вносят новые элементы и в студенческий образ жизни, и в институт семьи. Поэтому предпринимаются попытки исследования брачно-семейных установок студенческой молодежи, их реализации, а также факторов, оказывающих на них влияние.
Одной из таких попыток, было исследование, проведенное в 1998-1999 гг., среди студентов трех институтов г.Алматы (КазАТиК, Юридический университет им. Д.А.Кунаева и ААСИ). Ориентация студенческой молодежи на создание семьи проявляется на уровне их брачно-семенйых установок, которые характеризуются следующими тенденциями.
В ходе первого этапа исследования была обнаружена низкая ориентация значительной части первокурсников на брак в студенческие годы, которая сохранялась в процессе всего обучения. Среди различных социально-демографических характеристик студентов наиболее сильно коррелируют с установками на брак – пол и профессиональная принадлежность.
Положительная установка на брак, свойственна меньшей части первокурсников (41, 3%), но среди девушек эта тенденция распространена сильнее (54,8%)| чем среди юношей (39,8%). Примерно, такие же данные получены и в результате опроса третьекурсников.
Если говорить о возможностях создания семьи, то ситуация у юношей и девушек в вузе неодинакова.
Связь между профессиональной принадлежностью и ориентациями на брак опосредованная, по-видимому, половозрастными особенностями контингента студентов различных факультетов. Различно на факультетах и соотношение юношей и девушек.
Однако характерные особенности отношения к браку, видимо, присущи студентам различных профессиональных групп. Во всяком случае, среди студентов-инженеров и студентов юристов, ориентированных на брак, значительно больше, чем среди студентов-архитекторов. Причем количество браков, заключенных в процессе обучения, соответствует тенденциям, проявившимся в установках. По данным опроса студентов, в начале 4 курса больше всего студентов вступило в брак среди юристов (31%), меньше всего – среди архитекторов (17%).
Специфика студенческой молодежи как социальной группы, характер ее жизнедеятельности, особенности материального положения и столь массовая ориентация студенческой молодежи на брак должны содержать определенную систему представлений о браке, мировоззренческих позициях.
Структура ценностных ориентаций студентов в сфере семьи, полученная на основании данных о значимости для них различных функций семьи, имеет следующий вид.
Доминирующее место в ней занимают психологическая и репродуктивная функции..
Психологическую функцию брака, то есть возможность установить психологические контакты, непосредственное общение, взаимопонимание, подавляющее большинство студентов (77%) считает очень важной. При этом отдельные ее компоненты имеют различное значение. Весьма важна для большинства студентов (72%), так называемая «терапевтическая функция – возможность оказать помощь и поддержку партнеру. В то же время функция развития и самовыражения личности в браке имеет меньшее значение; высоко ее 45% опрошенных студентов. Значение психологической функции брачно-семейных отношений для студентов меняется в процессе обучения незначительно, причем в основном за счет снижения значимости «терапевтической» функции.
Репродуктивная функция – перспектива иметь и воспитывать детей, – также важна для большей части студентов (76%). За время обучения в вузе ее значимость возрастает, но не намного.
Важность сферы сексуальной жизни супругов признает около половины студентов на 1 курсе и 64% - на 3-м курсе. При этом интимные отношения, допустимыми только в официальном браке, считает около треть студентов. Половина студентов решающим фактором в этом вопросе признает все-таки эмоциональные отношения, а факт заключения брака имеет второстепенное значение. Незначительная часть студентов (4%), рассматривает их изолированно от других отношений, 6% - не придает им значения и 14% - не имеет определенного мнения по этому вопросу. Указанное соотношение почти полностью сохраняется и на старших курсах.
Хозяйственно-экономическую функцию семьи, включающую создание определенных условий жизни, считает важной меньшее количество студентов, и отдельные ее компоненты оцениваются ими по-разному. Так, возможность и желание создать свой «дом» считают важным 62% студентов; организация быта имеет большое значение для 45%; решение экономических и материальных проблем для 33%. Значение хозяйственно-бытовых аспектов семейной жизни для студентов в процессе обучения не меняется.
И здесь обращает внимание на себя тот факт, что из числа студентов, ориентированных на брак в студенческие годы, материальные вопросы самостоятельно решают 32% студентов, еще 36% занимаются ими вместе с родителями и у 28% этим полностью занимаются родители. Таким образом, в ряде случаев ориентацию на брак не связывают со своей экономической самостоятельностью. Вместе с тем, после вступления в брак жить вместе с родителями считают возможным лишь 11%, а предпочитают жить отдельно 89% опрошенных студентов.
В представлении студентов об организации семейных отношений преобладает ориентация на демократическую, равноправную, сплоченную семью -–она характерна для 63% студентов. Авторитарная семья, имеющая главу, привлекает 10% студентов-юристов, 14% - студентов Архитектурно-строительного института и 8% студентов инженеров. На индивидуализированный тип семьи, допускающий некоторую степень автономии студентов, ориентируются 20% всех опрошенных студентов. И лишь незначительная часть (6%) высказалась за вариант брака, предполагающего полную свободу и независимость супругов друг от друга.
Надо отметить, что представления о ценностях семейной жизни у юношей и девушек в целом совпадает. Однако, отдельные аспекты оцениваются по-разному. Так, для девушек большое значение имеет моральная поддержка партнера, быт и экономические факторы; для юношей – семейный уют и интимные отношения.
На формирование брачно-семейных установок оказывает влияние ситуация в родительской семье, в частности характер взаимоотношений родителей; 65% опрошенных студентов отношения своих родителей считают нормальными или хорошими, 35% - оценивают их как плохие, сложные, включая тех студентов, у которых родители разведены. Это соотношение варьирует у различных групп студентов. У студентов из семей, имеющих неблагополучный психологический климат, установки в сфере брачно-семейных отношений имеют свою специфику: у них повышенная мотивация на межличностные отношения, терпимость к интимным отношениям вне брака.
Доминирование психологической ориентации в брачно-семейных установках студентов отражает общую тенденцию психологизации брака и повышения роли «терапевтической» функции, которая, по мнению многих социологов, является важнейшей функцией современной нулеарной семьи и теснее всего коррелирует с удовлетворенностью браком.
В ходе проведенного исследования выяснилось, что ориентация на одинокий образ жизни вызывает резкое отрицательное отношение у большей части студентов (58%); нейтральную позицию занимают 22%; с пониманием такому образу жизни относится менее 10% и в основном мужского пола.
Развод как средство прекращения не устраивающего брака находит поддержку у подавляющего большинства студентов (65%), причем у девушек большую, чем у юношей.
Одной из причин низкой рождаемости является ориентация современной семьи на малодетность, а подчас и на бездетность. В установках студентов такая ориентация пока не присутствует.
Свадьба – одна из наиболее старых семейных традиций. Однако способы ее организации вызывают в последнее время немало дискуссий. Среди молодежи наиболее популярной является небольшая свадьба, на которой присутствуют только близкие люди (63%). Почти пятая часть студентов (18%) предпочитают большую свадьбу, на которой присутствуют все родственники, друзья и знакомые обоих супругов; 5% привлекает вариант праздника с поочередным приемом гостей; 7% хотели бы отпраздновать это событие вдвоем, без гостей, и еще 7% считают свадьбу отживающей традицией.
Таким образом, можно подвести некоторые итоги. Студенческая молодежь в настоящее время не является исключением из общей совокупности молодых людей, для которых средний возраст вступления в брак, как известно, составляет 23-25 лет.
Вместе с тем, существует целый ряд факторов как объективного, так и субъективного характера, которые способствуют возникновению в сфере брачно-семейных отношений студенческой молодежи, ряда проблем, требующих своего разрешения.
Семейное положение студентов, которое ранее практически не учитывалось, начинает занимать более важное место в ряду социально-демографических характеристик студенческой молодежи.
В этом отношении многое зависит от того, насколько успешно будут решаться задачи по расширению государственной помощи молодым семьям.
Работа со словарем. Основные понятия
Семья, брак, молодая семья, студенческая молодежь, формы брака, типы властных структур в семье, «кризис» семьи.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое семья, в чем ее социальное значение?
2. Каковы основные функции современной семьи, их проблемы и перспективы?
3. Назовите основные типа современных семей?
4. Что собой представляет «кризис семьи»?
5. Проанализируйте основные социальные проблемы современных семей?
6. Каковы установки студенческой молодежи в сфере семьи и брака?
7. Каковы задачи социального работника – семейного терапевта?
Список использованной литературы
Говако Б.И. Студенческая семья. –М., 1988.
Социальная работа с семьей. –М., 1994.
Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. –М.: Изд-во ЦСП РАО, 1996.
Шуман С.Г., ШуманВ.П. Семейные конфликты: причины и пути устранения. –Брест: Лаборатория практической психологии и педагогики, 1992.