Участники уголовного судопроизводства на стороне обвинения

Прокурор— Генеральный прокурор Российской Федерации и под­чиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные ли­ца органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводст­ве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о про­куратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ)1.

Прокурор в уголовном процессе является должностным лицом, уполномоченным в пределах предоставленной компетенции осуще­ствлять от имени государства уголовное преследование в ходе уго­ловного судопроизводства, ограниченный надзор за соблюдением законов в уголовно-процессуальной деятельности органов предвари-

4. Участники (субъекты) уголовного процесса

1 На наш взгляд, отечественный законодатель без достаточных на то оснований не указал на то, что эти полномочия предусмотрены также уголовно-процессуальным законом.

тельного расследования и поддержание в суде обвинения, обеспечи­вая его законность и обоснованность.

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурорявляется должностным ли­цом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государ­ства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Обвинение в суде поддерживается прокурором — государствен­ным обвинителем.

Государственный обвинитель— поддерживающее от имени госу­дарства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК РФ).

Уголовное преследование (или обвинение) осуществляется в различных уголовно-процессуальных формах.

Обвинение— утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном процессуальным законом (п. 22 ст. 5 УПК РФ).

Однако обвинение — не только итоговый вывод о виновности, но и правоотношения и деятельность участников уголовного про­цесса по обоснованию данного вывода.

Законодатель выделяет частное, частно-публичное и публичное уголовное преследование (или обвинение).

Частное обвинение (уголовное преследование)— правоотношения и деятельность частного обвинителя, а иногда следователя и с со­гласияпрокурора дознавателя в сфере уголовного судопроизводства по возбуждению уголовного преследования конкретного лица и до­казыванию его виновности в совершении преступления частного обвинения.

Под согласиемзаконодатель понимает разрешениеруководителя следственного органа на производство следователем или прокурора на производство дознавателем соответствующих следственных и иных процессуальных действий и принятие ими процессуальных решений (п. 41.1 ст. 5 УПК РФ).

По делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115 и ч. 1 ст. 116 УК РФ и совершенных в условиях неочевидности (при неиз­вестности данных о личности виновного), частное обвинение (уго­ловное преследование) преобразуется в публичное обвинение (уго­ловное преследование).

Частно-публичное обвинение (уголовное преследование) —право­отношения и деятельность потерпевшего (жертвы), органа дозна­ния, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора по возбуждению и предварительному расследованию уго-

II

I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства

ловного дела о преступлениях, отнесенных законом к частно-публичному обвинению (уголовному преследованию).

Публичное обвинение (уголовное преследование)— правоотношения и деятельность органа дознания, дознавателя, следователя, руководи­теля следственного органа и прокурора и иных участников уголовного процесса по возбуждению производства по уголовному делу и предва­рительному расследованию преступлений в силу служебного долга, без учета волеизъявления участников уголовного судопроизводства.

В процессе уголовного преследования по уголовному делу про­курор вправе (ст. 37 УПК РФ):

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях1;

2) выносить мотивированное постановление о направлении со­ответствующих материалов в следственный орган или орган дозна­ния для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устра­нения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении рас­следования и производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом хо­датайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое до­пускается на основании судебного решения2;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также решения дознавателя в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями про­курора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе до­судебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных дейст­вий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;

1 К сожалению, такой закон до настоящего времени не принят.

2 Отметим лишь одну деталь, заключающуюся в том, что избрание меры пресечения в соответствии с теорией уголовного процесса является не действием, а решением.

4. Участники (субъекты) уголовного процесса

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его са­моотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства рассле­дования, если им допущено нарушение требований уголовно-процессуального закона;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания, дознавате­ля и передавать его следователю с обязательным указанием на осно­вания такой передачи;

12) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому органу в соответствии с правилами, установ­ленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнитель­ной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и пе­редавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием на основания такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении произ­водства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалифика­ции действий (более правильным было бы выражение «деяний») об­виняемых, или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные ему уго­ловно-процессуальным законом.

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установ­лены уголовно-процессуальным законом, отказаться от осуществле­ния уголовного преследования с обязательным указанием на моти­вы своего решения.

Перечисленные полномочия прокурора осуществляются проку­рором района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

В случае несогласия руководителя следственного органа или следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предваритель­ного следствия, прокурор вправеобратиться с требованием об уст­ранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.

I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства

В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора он вправеобратиться | к председателю Следственного комитета при прокуратуре Россий­ской Федерации или руководителю следственного органа федераль­ного органа исполнительной власти (при федеральном органе ис­полнительной власти).

В случае несогласия председателя Следственного комитета при ] прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственно­го органа федерального органа исполнительной власти (при феде­ральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допу­щенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправеобра­титься к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Следователь— должностное лицо, уполномоченное осуществ- ] лять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 41 ст. 5 УПК РФ).

Предварительное следствие производится следователями Следст­венного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том чис­ле военной, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасно­сти и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 38, 151 УПК РФ).

Следователи всех министерств и федеральных служб обладают едиными полномочиями и процессуальной самостоятельностью.

В соответствии со ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном уголов­но-процессуальным законом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или переда­вать его руководителю следственного органа для решения вопроса о направлении этого дела по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных дей­ствий, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным законом требуется получение судебного решения (или) согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных уголовно-процессуальным законом, обязательные для исполнения письменные поручения:

а) о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

б) о производстве отдельных следственных действий;

в) об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий;

4. Участники (субъекты) уголовного процесса

г) о содействии следователю при осуществлении указанных дей­ствий и исполнении принятых решений;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решение прокурора, вынесенное им в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязанпредставить свои письменные возражения руководителю следственного органа, кото­рый информирует об этом прокурора.

Руководитель следственного органа— должностное лицо государ­ственного органа, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК РФ).

Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следова­телю или нескольким следователям, а также изымать уголовное де­ло у следователя и передавать его другому следователю с обязатель­ным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу и изменять ее состав либо принимать уголовное дело к сво­ему производству;

2) проверять материалы уголовного дела и отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом хо­датайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении ме­ры пресечения либо о производстве иного процессуального дейст­вия, которое допускается на основании судебного решения;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его са­моотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследо­вания, если им допущено нарушение требований уголовно-процес­суального закона;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, уста­новленном уголовно-процессуальным законом;

8) продлевать срок предварительного расследования;

I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства

9) утверждать постановление следователя о прекращении произ­водства по уголовному делу;

10) давать согласие следователю, производившему предваритель­ное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, уста­новленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решения прокурора, вынесенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указания­ми о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

Руководитель следственного органа при принятии к своему про­изводству уголовного дела обладает всеми правами следователя (или руководителя следственной группы), предусмотренными уголовно-процессуальным законом.

Указания руководителя следственного органа по уголовному де­лу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следо­вателем.

Указания руководителя следственного органа, за исключением указаний, предусмотренных ч. 4 ст. 39 УПК РФ, могут быть обжа­лованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа.

Обжалование следователем указаний руководителя следственно­го органа не приостанавливает их исполнения, за исключением слу­чаев, когда указания касаются:

а) изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю;

б) привлечения лица в качестве обвиняемого;

в) квалификации преступления;

г) объема обвинения;

д) избрания меры пресечения;

е) производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению;

ж) направления уголовного дела в суд (по нашему мнению, невер­но совершать данное действие, минуя решение прокурора);

з) прекращения уголовного дела.

При этом следователь вправе представить руководителю выше­стоящего следственного органа материалы уголовного дела и пись­менные возражения на указания руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа рассматривает требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и дает следователю

4. Участники (субъекты) уголовного процесса

письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями.

Полномочия руководителя следственного органа, предусмотрен­ные ст. 39 УПК РФ, осуществляют:

1) председатель Следственного комитета при прокуратуре Рос­сийской Федерации;

2) руководитель Главного следственного управления Следствен­ного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

3) руководители следственных управлений Следственного коми­тета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Россий­ской Федерации;

4) руководители следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам, их заместители;

5) руководители следственных органов соответствующих феде­ральных органов исполнительной власти (при соответствующих фе­деральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их замес­тители, объем процессуальных полномочий которых устанавливает­ся председателем Следственного комитета при прокуратуре Россий­ской Федерации, руководителями следственных органов соответст­вующих федеральных органов исполнительной власти (при соответ­ствующих федеральных органах исполнительной власти).

Органы дознания— государственные органы и должностные ли­ца, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномо­чия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

Позволим себе дать более точное, на наш взгляд, определение понятия органов дознания.

Органы дознания— осуществляющие распорядительно-управленческую деятельность государственные органы и должностные лица, на ко­торые дополнительно к их основным функциям возложены обязан­ности по:

а) реагированию на совершение преступлений путем возбужде­ния уголовного дела;

6) производству неотложных следственных действий или пред­варительного расследования в форме дознания в полном объеме;

1 в) реализации других уголовно-процессуальных полномочий. ';' Интересы и полномочия органов дознания представляют их ру­ководители (начальники).

I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства

Начальник органа дознания— должностное лицо органа дозна­ния (руководитель), в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве до­знания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 17 ст. 5 УПК РФ).

Начальник органа дознания действует в уголовном судопроиз­водстве в качестве самостоятельного участника правоотношений, если речь идет о внутренних взаимоотношениях в органе дознания, и от имени органа дознания в целом, когда он представляет интере­сы руководимого им учреждения во взаимоотношениях с другими субъектами уголовно-процессуальной деятельности или иными го­сударственными органами.

Согласно ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации1, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оператив­но-розыскной деятельности.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» право осуществлять оперативно-розыскную деятельность помимо органов внутренних дел на территории России предоставляется опе­ративным подразделениям:

а) органов Федеральной службы безопасности;

б) федеральных органов государственной охраны;

в) таможенных органов Российской Федерации;

г) Службы внешней разведки Российской Федерации;

д) Министерства юстиции Российской Федерации;

е) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный су­дебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, стар­ший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конститу­ционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

1 Органы внутренних дел функционируют на основании положений, утвержден­ных приказом Министерства внутренних дел от 25 октября 2006 г.: Типовое по­ложение об отделе (управлении) внутренних дел по району (муниципальному рай­ону), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям; Типовое положение о Мини­стерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации // Российская газета. 2006. 30 ноября.

4. Участники (субъекты) уголовного процесса

В данном случае нужно иметь в виду, что органами дознания являются только перечисленные в законе должностные лица, а не их подчиненные;

3) командиры воинских частей, соединений и начальники воен­ных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы.

Данный перечень органов дознания не является, к сожалению, исчерпывающим. В связи с этим для полного уяснения данного во­проса следует обратиться к содержанию ст. 151 и 157 УПК РФ.

На органы дознания возлагаются:

а) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установ­ленном главой 32 УПК РФ;

б) выполнение неотложных следственных действий по уголов­ным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ1.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возла­гаются также:

1) на капитанов морских и речных судов, находящихся в даль­нем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершен­ных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, уда­ленных от мест расположения государственных органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, — по уголовным делам о престу­плениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зи­мовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреж­дений Российской Федерации — по уголовным делам о преступле­ниях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений, т.е. в пределах территорий, на которые распростра­няется суверенитет Российской Федерации.

' Редакционное изменение формулировки полномочий органа дознания позво­лило некоторым авторам утверждать, что в отечественном законодательстве ос­тался лишь один вид дознания в сравнении с двумя видами дознания, которые были предусмотрены в ранее действовавшем уголовно-процессуальном законо­дательстве. См.: Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Указ соч. С. 58. С этим мнением вряд ли можно согласиться, поскольку выводы необходимо Делать, исходя не только из формы, но и из содержания соответствующих ин­ститутов. Думается, что действующий уголовно-процессуальный закон в изме­ненной форме с точки зрения редакции по-прежнему предусматривает два вида Дознания.

I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства

Уголовно-процессуальный закон по существу, если следовать буквальному толкованию соответствующих норм (ст. 40, 151 и 157 УПК РФ), разделил органы дознания на три группы.

Первую группусоставляют органы дознания, имеющие право на производство как дознания в полном объеме, так и неотложных следственных действий; вторую— органы дознания, обладающие правом производства дознания лишь в полном объеме; третью— органы дознания, которым предоставлено право на производство только неотложных следственных действий.

Начальник подразделения дознания— должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследо­вание в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК РФ).

Начальник подразделения дознания по отношению к находя­щимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо произ­водство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его дру­гому дознавателю с обязательным указанием на основания такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о при­остановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбужде­нии уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дозна­ние в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении полномочий начальник подразделения доз­нания вправе:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в от­ношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации пре­ступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения доз-

4. Участники (субъекты) уголовного процесса

навателем, но могут быть обжалованы начальнику органа дознания или прокурору.

Обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнения.

При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ).

Дознаватель— должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

Полномочия органа дознания по уголовным делам, по кото­рым производство предварительного следствия не обязательно, возлагается на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

При этом не допускается возложение полномочий по производ­ству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по дан­ному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессу­альные действия и принимать процессуальные решения, за исклю­чением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным законом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с уголовно-процессуальным законом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания на­чальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вы­шестоящему прокурору.

Обжалование данных указаний не приостанавливает их испол­нения при любых обстоятельствах (ст. 41 УПК РФ).

При расследовании преступлений, направленных против прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в уголовном судопроизводстве появляется такой участник, как потер­певший от преступления.

Потерпевший— физическое лицо, которому непосредственно преступлением причинен физический, имущественный или мораль­ный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступ­лением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК РФ).

I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства

Решение о признании этих лиц потерпевшими оформляется по­становлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.

Материальным основанием признания лица потерпевшим явля­ется установление с помощью доказательств факта наличия у него вреда, а процессуальным основанием — наличие в уголовном деле соответствующего постановления или определения, составленных на основании имеющихся в уголовном деле доказательств.

Под физическим вредомв уголовно-процессуальной теории по­нимается нарушение телесной или психической целостности орга­низма личности; под моральным вредом— причинение нравствен­ных страданий, унижение чести и достоинства, умаление авторитета и репутации; под имущественным вредом— умаление (уменьшение) материальных благ.

По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть жертвы, права потерпевшего переходят к одному из ее близких родственников, понятия которых рассмотрены выше.

При этом данное положение не может рассматриваться как ис­ключающее возможность наделения правами потерпевшего более одного близкого родственника погибшего1.

По делам частного обвинения в уголовном процессе появляется частный обвинитель.

Частный обвинитель— потерпевший или его законный представи­тель, представитель по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК РФ).

Между тем ст. 20 и 318 УПК РФ в качестве частного обвинителя не упоминают представителя потерпевшего.

В то же время ст. 43 УПК РФ полагает, что частным обвинителемявляется лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу част­ного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УПК РФ, и под­держивающее обвинение в суде.

Частный обвинитель наделяется правами, предусмотренными ч. 4-6 ст. 246 УПК РФ.

Потерпевший имеет право:

1) знать о предъявленном обвиняемому обвинении;

2) давать показания;

3) отказаться свидетельствовать против самого себя и других близ­ких родственников. При согласии потерпевшего дать показания он

1 Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2005 г. по запросу Волгоградского гарнизонного военного суда о проверке кон­ституционности части 8 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Россий­ской Федерации // Российская газета. 2005. 15 июня.

4. Участники (субъекты) уголовного процесса

должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;

4) представлять доказательства;

5) заявлять ходатайства и отводы;

6) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;

7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

8) иметь представителя;

9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следст­венных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатай­ству его представителя;

10) знакомиться с протоколами следственных действий, произве­денных с его участием, и подавать на них замечания;

11) знакомиться с постановлением о назначении судебной экс­пертизы и заключением эксперта в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 198 УПК РФ;

12) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материа­лов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. Если в уголовном деле участвуют несколько потерпевших, то каж­дый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного де­ла, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему;

13) получать копии постановлений о возбуждении уголовного де­ла, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекраще­нии уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии решений судов первой, апелляционной и кас­сационной инстанций;

14) участвовать в судебном разбирательстве судов первой и апел­ляционной инстанций, судебном заседании судов кассационной и надзорной инстанций;

15) выступать в судебных прениях;

16) поддерживать обвинение;

17) знакомиться с протоколом судебного разбирательства и пода­вать на него замечания;

18) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения доз­навателя, следователя, прокурора и суда;

19) обжаловать приговор, определение, постановление суда;

20) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представ­лениях и подавать на них возражения;

21) ходатайствовать о применении мер безопасности в соответст­вии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ.

I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства

Настоящее положение нуждается в редакционном уточнении.

Дело в том, что в настоящее время потерпевший вправе хода­тайствовать о применении не только уголовно-процессуальных, но и иных мер в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

22) осуществлять иные права, предусмотренные уголовно-про­цессуальным законодательством.

Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, согласно требованиям ст. 131 УПК РФ.

По иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему преступлением морального вреда размер возме­щения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.

К сожалению, суды не всегда реагируют на допускаемые орга­нами дознания и предварительного следствия нарушения уголовно-процессуальных прав потерпевших. При этом они упускают из виду, что лишение или стеснение их прав может быть признано сущест­венным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим отмену или изменение приговора, если оно помешало суду всесто­ронне рассмотреть и разрешить уголовное дело и повлияло на по­становление законного, обоснованного и справедливого приговора.

В практике предварительного расследования не единичны фак­ты, когда физические лица признаются потерпевшими несвоевре­менно, как правило, перед окончанием предварительного расследо­вания, что ограничивает их возможность реально пользоваться своими процессуальными правами. Органы предварительного рас­следования нередко ущемляют права потерпевшего и его представи­теля знакомиться с материалами уголовного дела по окончании предварительного досудебного производства. В некоторых случаях по делам о преступлениях, по которым потерпевшим является несо­вершеннолетний, недееспособный или ограниченно дееспособный, не принимает участие его законный представитель.

Между тем строгое соблюдение законодательства, регламенти­рующего участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве, яв­ляется важным условием достижения целей и решения задач уго­ловного судопроизводства вообще и правосудия в частности1.

4. Участники (субъекты) уголовного процесса

1 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 1 ноября 1985 г. «О практи­ке применения судами законодательства, регламентирующего участие потерпев­шего в уголовном судопроизводстве» // Сборник... С. 336.

Потерпевший не вправе:

1) уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя и в суд;

2) давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний;

3) разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

При неявке потерпевшего по вызову без уважительных причин должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, могут подвергнуть его приводу.

За отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показа­ний потерпевший несет ответственность в соответствии со ст. 307 и 308 УК РФ.

За разглашение данных предварительного расследования потер­певший несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ.

Кроме того, потерпевший должен:

1) подвергаться в случаях, указанных в законе, освидетельство­ванию (ст. 179 УПК РФ);

2) представлять образцы для сравнительного исследования (ст. 202 УПК РФ);

3) подвергаться экспертному исследованию (ст. 195 и 196 УПК РФ) и выполнять некоторые другие обязанности1.

Участие в уголовном деле законного представителя и представите­ля потерпевшего не лишает его прав, предусмотренных ст. 42 УПК РФ.

Одним из важнейших участников уголовного процесса на сто­роне обвинения является гражданский истец.

Гражданский истец— гражданин, предприятие, учреждение или организация (т.е. физическое или юридическое лицо), понесшие материальный ущерб и предъявившие требованиео его возмещении при наличии оснований полагать, что данный вред причинен им непосредственно преступлением (ст. 44 УПК РФ).

Гражданский истец может предъявить иск и для имущественной (денежной) компенсации морального вреда.

Преступления нередко нарушают имущественные права физиче­ских и юридических лиц. Следовательно, уголовно-процессуальная

1 В связи с изложенным представляется по крайней мере странным желание некоторых депутатов легализовать в уголовном процессе участие потерпевшего или свидетеля, сделать их процессуальными фигурами.См.: Полетаев В. Частный обвинитель. Закон защитит права свидетелей и потерпевших // Российская газе­та. 2007. 30 мая. С. 20.

I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства

4. Участники (субъекты) уголовного процесса

деятельность государственных органов и должностных лиц должна быть направлена не только на установление фактических обстоя­тельств совершения преступления и лица, его совершившего, но и на устранение в рамках возможного преступных последствий.

Возмещение материального ущерба, причиненного преступлени­ем, имеет важное значение в борьбе с корыстными и должностными преступлениями; способствует воспитанию граждан в духе бережно­го отношения к сохранности любого имущества; обеспечивает за­щиту имущественных прав и законных интересов граждан, общест­венных объединений, предприятий, учреждений, организаций раз­личных форм собственности1.

О признании физического или юридического лица гражданским истцом дознаватель, следователь и судья выносят постановление, а суд — определение.

Для появления гражданского истца в уголовном процессе необ­ходимы условие, материальное и процессуальное основания.

Условием является наличие в материалах уголовного дела требо­вания лица о возмещении ему материального и (или) компенсации морального вреда.

К материальным основаниям необходимо отнести наличие в уголовном деле достаточных доказательств, указывающих на причи­нение лицу вреда непосредственно преступлением, а к процессуаль­ным — наличие в уголовном деле постановления или определения соответствующих должностных лиц.

Гражданский истец в уголовном судопроизводстве вправе:

1) поддерживать заявленный гражданский иск по уголовному делу;

2) представлять доказательства;

3) давать объяснения по предъявленному иску;

4) заявлять ходатайства и отводы;

5) давать объяснения и показания по предъявленному иску на родном языке или языке, которым он владеет;

6) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

7) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего суп­руга (своей супруги) и близких родственников. При согласии граж­данского истца дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказа-

1 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 23 марта 1979 г. «О прак­тике применения судами законодательства о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением» // Сборник... С. 360.

тельств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующе­го отказа от этих показаний;

8) иметь представителей;

9) знакомиться с протоколами следственных действий, в кото­рых он принимал участие;

10) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или по ходатайству его представителей;

11) отказаться от предъявленного им гражданского иска.

До принятия отказа от гражданского иска дознаватель, следова­тель или суд разъясняют гражданскому истцу последствия его от­каза;

12) знакомиться по окончании расследования с материалами уго­ловного дела, относящимися к предъявленному им гражданскому иску, и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме;

13) знать о принятых решениях, затрагивающих его интересы, и получать копии процессуальных документов, относящихся к предъ­явленному им гражданскому иску;

14) требовать от государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, принятия мер по обеспечению гражданского иска;

15) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в су­дах первой, второй и надзорной инстанций;

16) выступать в судебных прениях для обоснования гражданского иска;

17) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

18) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения доз­навателя, следователя, прокурора и суда;

19) обжаловать приговор, определение и постановление суда в части, касающейся гражданского иска;

20) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представ­лениях и подавать на них возражения;

21) участвовать в судебном рассмотрении принесенных жалоб и представлений в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом.

Отказ от гражданского иска может быть заявлен гражданским истцом в любой момент производства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления при­говора.

32 I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства

Отказ от гражданского иска влечет прекращение производства по нему.

Гражданский истец не вправе разглашать данные предваритель­ного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

За разглашение данных предварительного расследования граж­данский истец несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ1.

Наши рекомендации