Система образования в россии
ОБРАЗОВАНИЕ (закон «Об образовании») - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся)образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Образование (педагогика) – это процесс поиска и усвоения человеком определенной системы ЗУН, а так же результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных и духовных сил обучаемого как личности.
Система образования– один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.
Она охватывает учреждения дошкольного воспитания, общеобразовательные, профессиональные (начальные, средние и высшие) учебные заведения, различные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, внешкольные и культурно-образовательные учреждения.
Система образования –общая ее организация, совокупность и структура учебно-воспитательных и культурно-просветительских учреждений различных типов, обеспечивающих обучение, воспитание, культурно-просветительскую работу среди детей, молодежи и взрослых.
В законе «Об образовании» ст.8 принятом в 1992 году дано правовое определение понятия «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ» - это совокупность взаимодействующих компонентов:
· Преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
· Сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
· Органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций.
Понятие «система образования», с одной стороны, означает определенную целостность, упорядоченность и взаимную связь разных частей структуры такого явления, как образование.
С другой стороны, это понятие включает и социальный компонент, т.е. совокупность общественных отношений (политических, идеологических, правовых, социальных, экономических, педагогических, этических и др.), складывающихся в системе образования.
ВИДЫ И УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным программам относят программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных учреждениях, учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе специальных (учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназиями и лицеями.
Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени:
1 ступень – начальная школа (4 года)
2 ступень – основная школа (5 лет)
3 ступень – средняя школа (2 года)
Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития учащихся: детство, отрочество, юность.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой их коррекции в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (детский сад, ясли, прогимназия, развивающий центр и др).
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ осуществляется в начальной школе (1-4 классы), которая призвана обеспечить целостное развитие личности ребенка, формирование у школьника умения и желания учиться. Учебные предметы в начальной школе носят интегрированный характер и должны сформировать у младших школьников первоначальное представление о природе, обществе, человеке и его труде.
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ осуществляется в основной школе (5-9 классы), которая должна заложить прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования и полноценного включения в жизнь общества. Помимо обязательных вводятся предметы по выбору, факультативные курсы, система внеклассных занятий. Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам.
Основная школа является обязательной. Ее выпускники могут продолжать образование в средней школе или в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля, а также в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ осуществляется в старших классах (10-11 кассы) общеобразовательной школы или в начальных и средних профессиональных учебных заведениях. Оно дается на основе широкой и глубокой дифференциации. С этой целью в учебный план данной ступени наряду с обязательными включаются предметы по выбору самих учащихся, вводятся профили обучения (гуманитарный, естественно-научный, социально-экономический, технико-технологический и др.) Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.
Общеобразовательные учреждения совместно с предприятиями могут проводить профессиональную подготовку в качестве дополнительных образовательных услуг, при наличии соотвествующего разрешения на указанный вид деятельности (лицензия). Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей.
Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах учащиеся могут получить интересующее их профильно-дифференциальное среднее образование или дополнить одну профессиональную образовательную подготовку другой.
Для учащихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы коррекционного характера), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Дети и подростки направляются в такие образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (или заменяющих их лиц) по заключению психолого-методико-педагогической консультации.
Для подростков с общественно опасным, девиантным поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти учреждения осуществляется только по решению суда.
Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, создаются специальные образовательные учреждения для получения общего и начального профессионального образования.
Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными или принадлежащими общественным и религиозным организациям). Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утвержденными Правительством РФ, и разработанными на их основе уставами. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.
В соответствии с законом «Об образовании» вслед за получением основного общего образования каждому гражданину нашей страны предоставляется возможность получения профессионального (основного и дополнительного) образования разного уровня.
55. Непрерывное образование. Цели, содержание, структура, непрерывного образования
Цели, содержание и структура непрерывного образования Образование – процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, определенный уровень интеллектуального и эмоционального развития формирование мировоззрения и познавательных интересов. Образование является процессом, структура которого характеризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опыта накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитания социально-приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие. Структура образования: учебно-воспитательные учреждения, социальные общности (педагог и обучающийся); учебный процесс как вид деятельности (построение педагогического процесса). Содержание образования как средство развития личности и формирование ее базовой культуры Сущность содержания образования и его исторический характер: Традиционное (устаревшее) определение содержания образования – это «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы»; В более современном понимании содержание образования – это «целостный человек», способный ориентироваться и действовать в современном мире, опираясь на полученные знания, умения и т.п., т.е. человек, не оторванный от знаний, а вооруженный знаниями для решения жизненный проблем; При этом сами эти проблемы человек способен выделять самостоятельно, на основе сформированной способности ориентироваться в мире (ориентироваться в смыслах). Концепция непрерывного образования – современная альтернативная система взглядов на развитие образовательной практики; провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составную часть его образа жизни в любом возрасте. Непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Необходимость Н.о. обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4 - 6%. Это означает, что около 50% профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объем времени, необходимый для обновления (реновации) профессиональных знании для специалистов с высшим образованием — 28% от общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода. Н.о. становится важным фактором, конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Современность требует от системы образования, по крайней мере, двух вещей: во–первых, специалист должен иметь возможность постоянно находиться в образовательной системе, непрерывно совершенствуя свои знания и умения и одновременно обновляя их настолько, чтобы обеспечивалось, при необходимости, быстрое кардинальное изменение структуры деятельности; во–вторых, непрерывного личностного роста, обусловленного деятельностью, связанной с участием в образовательном процессе. Непрерывное образование должно было бы предполагать гладкий переход от одного уровня образования к другому, с сохранением технологий образования, структуры предметных областей осваиваемых знаний. Но этого не наблюдается даже при переходе из детского сада в школу. На каждом уровне обучающийся вынужден переучивать заново все ранее освоенное и, более того, заново учиться способам освоения знания. На эту бессмысленную деятельность общество и личность тратят неоправданно большое количество денег и времени. От образовательной системы в этом случае потребуется только одно: постоянное обеспечение субъекта деятельности необходимой информацией в удобной для него форме и в удобное для него время. В какой-то своей части, в прообразе или в эскизе, можно утверждать, что подобное уже начинает реализовываться. Во-первых, за какие-нибудь пару десятков лет человечеству открылся новый Мир - информационное пространство, связанное сетью телекоммуникаций, что и позволило актуализировать глобальные проблемы. Во-вторых, это пространство для многих его обитателей стало не столько гигантской библиотекой, сколько деятельной средой, жизненным миром. Не с помощью Интернет, а в Интернет осуществляется сегодня деятельность многих людей. Концептуальным нововведением было бы определение понятия виртуальной образовательной среды, выступающей в роли Учителя, репрезентирующей многообразие жизненных реальностей. В киберпространстве рождается Институт Учителя, и в это событие необходимо войти совокупным интеллектуальным и культурным силам общества. Будем надеяться, что и с появлением ИНТЕРНЕТ система образования будет работать на Образ Человека, а не ткать из нас Всемирную Белую Паутину. Уровни непрерывного образования 1) Дошкольное воспитание и обучение – детский сад. 2) Среднее общее образование – школа-лицей. 3) Среднее профессиональное образование – колледж. 4) Высшее образование: - бакалавриат. 5) Послевузовское образование – магистратура, докторантура. 6) Дополнительное образование – курсы повышения квалификации, переподготовка и другое. Своей главной целью непрерывное образование ставит формирование способности человека быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям в различных жизненных сферах. Цели непрерывного образования и юного поколения, и взрослых людей заключаются в том, чтобы способствовать формированию и укреплению навыков самостоятельности, развитию творческого подхода, расширению кругозора и способности адаптироваться к изменениям происходящих в экономике, культуре, обществе.
56. организация и управление педагогическим процессом
Педагогический процесс можно представить как систему, состоящую из ряда элементов: 1. цель обучения (для чего учить); 2. содержание учебной информации (чему учить); 3. методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить); 4. преподаватель; 5. учащийся.
Педагогический процесс – это способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом и создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:
Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы.
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик.
Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.
Содержание – это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.
Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание.
Средства, как материализованные предметные способы работы с содержанием, используются в единстве с методами.
Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур: педагогической, методической и психологической.
Педагогическая структура подробно рассмотрена в начале данного раздела.
Методическая структура возникает путем разделения цели на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, достижение объекта, наблюдение объекта, фиксацию увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структура педагогического процесса органично взаимосвязаны.
Психологическая структура включает в себя такие компоненты: 1. процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2. проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, эмоционального настроя; 3. подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамику активности, работоспособности и утомления.
57. методы приемы средства организации и управления педагогическим процессом