Формирование психологической готовности к школе. Роль педагога-психолога в подготовке дошкольников к школьному обучению.
Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Следует выделить и рассмотреть основные компоненты психологической готовности к школьному обучению.
Физическая готовность – это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человек определенной деятельности. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранять осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др.
Мотивационная готовность- предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.
Умственная готовность– достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).
Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. К ним первым делом относится умение выделить учебную, задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.
Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.
Готовность к общению. Коммуникативная готовность – наличие произвольно-контекстного общения с взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.
Роль психолога при подготовке детей к школе рассматривается с трех позиций:
1. Подготовка дошкольников:- Занятия с психологом - Экскурсия в школу - Организация выставок детских работ на темы:«Я иду в школу», «Я - первоклассник»
2. Подготовка родителей будущих первоклассников:
Актуальность такой подготовки состоит в том, что родителям сложно «перестроится» и принять тот факт, что их ребенок – уже не малыш, а почти «взрослый». Ребенок стал более самостоятельным!
Работа с родителями строится поэтапно:- Анкетирование родителей - Разработка информационных стендов и буклетов - Семинар-практикум для родителей (по теме:«Кризис 7-лет: от игры к учебе»)- Консультация: «Психологическая подготовка к школе»- Проведение открытых занятий
3. Работа с педагогами:- консультация на темы:«Портрет будущего первоклассника», «Психологические особенности детей 6-7 лет»
Такой режим работы будет способствовать:- развитию интеллектуальной сферы детей- формированию мотивации учения- расширению знаний педагогов о том, как готовить детей к школе- вовлечению родителей в процесс подготовки к школе.