Дифференциация предлогов и приставок
Первый уровень
1. На доске предметные картинки с чётким изображением направления движения (его можно обозначить стрелками) и состояния:
Бабочка (или стрекоза) на цветке.
Кто-то вышел из дома (школы).
Мальчик отходит от дерева (дома).
Кто-то стоит около театра.
Кто-то идёт к лесу
(плывёт к берегу).
Кок сидит под столом.
Собака за забором.
Лошадь прыгает через барьер.
Карандаш в пенале.
Девочка бежит по дорожке. Спортсмен прыгает с вышки. Стул стоит перед столом.
Кот вылезает из-под стола. Спортсмен добежал до финиша (финишная ленточка).
Машина без колес.
Абажур висит над столом.
а) Внимательно рассмотри рисунки:
Логопед объясняет отличие предлогов от приставок и их роль в предложении.
б) Вспомни из составленных тобой словосочетаний или предложений только такие, и которых есть предлог и слово с приставкой. Запиши их.
Обведи предлоги зелёным кружочком; приставки выдели значком Объясни, в чём значение предлога и слова с приставкой. Составь устно словосочетания или предложения с предлогами. Назови в каждом словосочетании или предложении «маленькое слово» (предлог). Поясни значение предлога.
Запиши предлоги.
2. Вспомни предлоги, которые имеют значение: направленности действия внутрь; направленности действия к чему-либо; нахождения предмета под чем-либо; нахождения предмета над чем-либо; нахождения предмета впереди другою.
Составь с этими предлогами словосочетания; запиши их. Обведи предлог зеленым кружочком.
Если в составленных тобой словосочетаниях есть слова с приставками, подчеркни и объясни их значение.
Докажи правильность выполнения задания.
3. Составь словосочетания, отвечая на вопросы:
думать (о чём?)... ; смотреть (куда?)... ; гордость (за кого?)... ; летел {над чем?)... ; гуляю (где?)... ; приехал (откуда?) вышел (с кем?)... ; прислушиваться (к чему?)... ; рассердиться (на кого?)... ; закатился (подо что?)....
Запиши составленные словосочетания. Составь с 2—3 словосочетаниями предложения. Найди предлоги и выдели их зелёным кружочком.
Найди слова с приставкой. Назови приставки и объясни их значение. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
4.
а) Прочитай предложения «про себя», вставляя нужные предлоги и изменяя в соответствии с ними слова в скобках.
б) Подумай и предложи в вежливой форме задание своему товарищу: составить словосочетания или предложения, употребляя разные предлоги.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
5. Чётко и внимательно прочитай словосочетания: |
стоять в палубе выехал в города спустились через ступенек прыгнул под лужу говорил про друзьями
принесли до сарая кружились по воздухе поставил на вазу вылезла над дивана показаться за тучи
Правильно ли составлены словосочетания? Исправь ошибки и докажи, что ты сделал это правильно. Выдели в словах приставки и объясни их значение.
6. Чётко прочитай слова 1-го столбика, затем — 2-го:
спрыгнуть | в вагон |
зайти | по лесу |
увидеть | от поезда |
входить | с крыльца |
походить | под диван |
отойти | за другом |
подлезть | у моря |
доехать | из дерева |
прочитать | до дачи |
изготовить | про полярников |
Составь словосочетания из слов обоих столбиков, подобрав правильно пары слов. Запиши их.
Обрати внимание на предлоги в словосочетаниях. Какой вывод ты можешь сделать? Выдели предлоги зелёным кружочком.
Найди в словосочетаниях слова с приставками. Выдели приставки значком
7. Составь и запиши 4 предложения так, чтобы в них были предлоги: на, от, про и слова с такими же приставками.
Выдели предлог и приставку.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
8. Запиши предложения под диктовку:
На ветер надеяться — без помолу быть. Всяк добр, да не до всякого.
В июле на дворе пусто, а в поле густо.
В поле не в дубраве: за сук не зацепишь.
Выдели приставки и предлоги.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Составь предложения со своими примерами употреблении предлогов и приставок.
Второй уровень
1.
а) Чётко прочитай предложения:
Подумай и скажи, одинаковы ли эти предложения по смыслу? Если нет, объясни, как они различаются по смыслу и написанию. Что меняет смысл предложения?
б) Прочитай предложения и проанализируй их.
Попробуй сам составить предложения, которые различаются по смыслу только одним словом. Запиши их. Обведи маленькое слово (предлог), которое изменяет смысл предложения, зелёным кружочком; слова с приставкой подчеркни.
2.Вспомни и запиши предлоги, которые ты знаешь. Составь с ними предложения и объясни значение предлогов. Запиши составленные предложения и обведи зелёным кружочком предлог. Если в составленных тобой предложениях будут слова с приставками, выдели их соответствующим значком и объясни значение слов
3.Ответь на вопросы:
— Где ты живёшь? (Укажи город и улицу.)
— Как надо переходить улицу? (Составь 3—4 предложения, отвечающих на этот вопрос.)
Запиши ответы. Выдели предлоги и слова с приставками. Объясни их значение. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
4. Задай вопросы товарищу так, чтобы в его ответах были использованы предлоги и слова с приставками. Проанализируй ответы товарища.
5. Чётко прочитай сначала слова-предметы, затем — слова-действия:
Подумай, что нужно сделать. Запиши составленные словосочетания. Выдели предлоги и приставки.
Объясни, почему в словосочетаниях разные предлоги.
6. Чётко прочитай пары слов:
Составь с каждой парой слов словосочетания, используя разные предлоги. Запиши только те из них, с которыми можно составить и другие словосочетания, используя разные предлоги. Выдели предлог. Проанализируй записанные словосочетания
Найди слова с приставками. Выдели приставки соответствующим значком. Объясни значение слов.
7. Прочитай «про себя»:
Подумай и объясни, в каких случаях маленькое слово, данное в скобках, надо писать слитно (приставка), а в каких — раздельно (предлог). Запиши предложения, выделяя приставку и предлог разными цветами.
8. Из данных слов составь предложения, используя предлог. Запиши их. Выдели предлог и приставку разными цветами:
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Третий уровень
1. Чётко прочитай предложения.
Что ты прочитал? Найди в пословицах и назови маленькие слова (предлоги). Выпиши их.
Вспомни и запиши другие предлоги, которые ты знаешь. Соедини с любыми 4—5 предлогами словосочетания. Запиши их. Обведи предлог зелёным кружочком.
Если в составленных тобой словосочетаниях встретятся слова с приставками, обведи их синим кружочком. Объясни значение этих слои
2. Внимательно прочитай предложения:
Обрати внимание на использование предлогов! Найди ошибки в их употреблении. Исправь ошибки и докажи, что ты это сделал правильно.
Выпиши из предложений слова с приставками со значением: завершённости действия; удаления; соединения. Выдели приставку.
Какое слово ты не выписал? Какое значение придает этому слову приставка?
3. Составь с данными словами словосочетания, правильно употребив предлоги, Запиши их. Выдели предлоги и приставки разными цветами:
Пойти(лес, поле, аллея);кататься (озеро, река); войти (коридор, балкон, крыльцо, квартира); быть(город, гора,река, деревня); ехать (трамвай,метро).
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.) Составь с выделенными словами предложения.
4. Прочитай «про себя»:
Какое задание надо выполнить? В вежливой форме предложи это задание своему товарищу.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
5. Подумай, какие предлоги можно использовать со словами: море, плакат, учитель, товарищ.
Запиши составленные словосочетания со словами море и товарищ. Обоснуй правильность выполнения задания.
6. Чётко прочитай словосочетания:
Выдели в каждом словосочетании предлог и приставку разными цветами.
Замени устно данные словосочетания противоположными по смыслу. Назови в них предлоги и приставки.
Прочитай ещё раз и вспомни те подобранные словосочетания, в которых предлоги приставки одинаково произносятся. Составь с ними предложения.
7. Чётко прочитай словосочетания:
Подумай, какие из этих сочетаний составлены правильно, а какие - нет. Почему ты так думаешь?
Правильные словосочетания выпиши. Выдели предлог и приставку разными цветами.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
8.
а) Внимательно прочитай эти предложения. Скажи, какое задание ты будешь выполнять?
Запиши предложения. Выдели предлоги и приставки разными цветами.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
(Задание можно дать на карточке.)
б) Составь и запиши 4 предложения, употребив в них предлоги и приставки: за— за; с с; в в; по по.
Докажи правильность выполнения задания.
Антонимы
Первый уровень
1. Чётко прочитай слова:
Сравни слова каждой пары по значению. Подумай: они близки или противоположны по значению? Докажи правильность своего ответа. Составь устно с каждой парой слов предложения.
Логопед: Запомни! Слова противоположного значения называются антонимами.Например, день — ночь; грязный — чистый; идёт — стоит... И т.д.
2.Чётко прочитай словосочетания:
Сравни словосочетания: есть ли в них слова противоположного значения (антонимы)? Докажи правильность своего ответа, составив 2 предложения с этими словами.
Выпиши из словосочетаний слова парами так, чтобы они выражали противоположный смысл.
3. Чётко прочитай предложения:
Запиши предложения, заменим выделенные слова противоположными по смыслу (антонимами).
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
4. Прочитай «про себя»:
Подумай, какое задание ты можешь предложить своему товарищу) (Проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
5.
а) Чётко прочитай слова парами:
Что можно сказать про данные пары слов?
Составь с каждым словом пары слов словосочетания.
б) Прочитай «про себя» предложения:
Пётр пьёт ... кофе. Огурец .... Девочка сшила … |
фартук. У зайца ... хвост. У лисы ... хвост. Девочка |
пьёт... компот. Слива .... На столе лежит... книга. |
Весной на улице ..., а зимой ... . Дедушка идёт ... |
а мальчик ... . На улице ..., а в пещере ... . |
Подумай, какое задание ты будешь выполнять. Подбери к этим предложениям парные со словами противоположного значения.
(Проверка и обсуждение правильности выполнения задания.)
6. С помощью антонимов-прилагательных охарактеризуй названных ниже животных:
стрекоза — муравей (по трудолюбию); муха — слон (по вот чине); ягнёнок — волк (по силе); лев — заяц (по храбрости); лисица — ворона (по уму); тигр — медведь (по ловкости).
Запиши составленные словосочетания. Подчеркни слова-антонимы.| Докажи правильность подбора прилагательных.
7. Четко прочитай словосочетания; а) |
* Сырой, жидкий, мокрый, свежий.
б)
* Молодой, новый; глубокий, крупный; старый, тёплый; слышащий, громкий; медный, глупый.
Измени словосочетания так, чтобы они приобрели противоположный смысл. Составь два предложения со словами противоположного значения.
(Упражнение можно выполнять парами, по цепочке. Каждый ребёнок должен пояснить, почему он подобрал то или иное слово.)
8. Прочитай «про себя». Подумай и добавь в каждое предложение недостающее слово.
Выбери из этих предложений и назови пары слов с противоположным значением. Обоснуй правильность своего выбора. Запиши пары слов, которые ты запомнил.
9. Чётко прочитай рассказ:
О какой ученице ты прочитал рассказ? Почему ты так думаешь? Назови слова, которые характеризуют старательность ученицы.
Составь устно рассказ о ленивом ученике. Запиши слова, которые характеризуют нерадивость ученика. Как можно назвать эти слова по отношению к словам из первого рассказа? Назови их парами.
Второй уровень
1. Чётко прочитай слова:
Подумай и скажи, как слова каждой пары отличаются по значению. Докажи правильность своего ответа. Составь с данными парами слов предложения.
За 5—7 минут подбери сам 3—4 пары слов противоположного значения. Докажи правильность выполнения задания, составив с подобранными парами слов предложения.
2. Чётко прочитай предложения:
Что ты прочитал? Объясни, как ты понимаешь эти пословицы В каждой пословице найди слова противоположного значения (антонимы). Запиши их парами. Докажи правильность своего выбора.
3. Чётко прочитай предложения:
В каждом предложении найди слово, которое можно .заменить другим, противоположным по значению (антонимом), Запиши предложения, изменив их смысл при помощи антонимов.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
4.
а) Прочитай «про себя»:
В течение 5 минут допиши подходящие по смыслу слова.
* Отгадка, чужбина, глупый, горесть, тьма, ложь, победа.
Докажи правильность выполнения задания. Как можно назвать эти предложения? Объясни значение каждой пословицы.
б) Прочитай «про себя»:
Подумай, какое задание по этому тексту ты можешь предложить
своему товарищу.
(Проверка и обсуждение правильности выполнения задания.)
* Заходит, сушит, светло, ответы, вспомнишь, тяжёлая, замерзнет, тушим, поднимет.
5. Чётко прочитай слова:
Подбери к каждому слову антоним. Запиши полученные пары слов. Докажи правильность выполнения задания.
Устно назови те пары слов, которые можно охарактеризовать как: а) действие: б) поведение; в) состояние человека.
6. Чётко прочитай слова парами:
Как называются такие слова. Почему? Составь вопросы, используя в них данные слова, и предложи их товарищу.
7. Чётко прочитай текст:
Замени выделенные слова словами-антонимами. Прочитай текст с вновь подобранными словами. Изменился ли смысл текста? Как ты теперь назовёшь текст? Запиши парами слова-антонимы.
Устно составь с каждой парой слов предложения.
Третий уровень
1. Чётко прочитай слова:
Как слова каждой пары отличаются по значению?
Запиши пары слов, противоположных по значению (антонимы), в следующем порядке: слова, обозначающие время; размер; цвет; место; вкус.
Устно составь с парой слов каждого значения предложения.
2. Чётко прочитай слова:
Найди и запиши парами слова, которые имеют противоположный смысл (антонимы). Какие слова оказались лишними? Почему? Обоснуй правильность выполнения задания.
4. Чётко прочитай словосочетания:
Подумай и назови в словосочетаниях те слова, которые можно заменить антонимами. Может быть, ты найдёшь словосочетании, в которых можно заменить оба слова? Выполни задание письменно
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задании,)
4. Прочитай «про себя»:
Подумай и скажи, какое задание ты будешь выполнять.
* Низкий и пологий; сумрачные и холодные; много и плохо; широкие и прямые.
Выполни задание письменно. Докажи правильность подбора антонимов.
5. Прочитай «про себя»:
Что ты прочитал? Объясни значение пословиц. Какое задание ты можешь предложить своему товарищу?
* Безделье, жёстко, голодный, потеха, поближе, злое, порет, старый
(Коллективная проверка с доказательством правильности выпои нения задания.)
6. Чётко и внимательно прочитай пословицы:
Найди и исправь ошибки. Докажи правильность своего ответа. Найди в каждом предложении слова-антонимы и выпиши их. Будь внимателен! В некоторых предложениях 2 пары слов-антонимов.
7. Подбери по 2—3 пары слов-антонимов, которые характеризуют: природу; величину предмета; действия людей; чувства.
Докажи правильность выполнения задания, составив словосочетания, а затем - предложения.
8. Чётко прочитай словосочетания:
В каждом словосочетании подбери к слову-признаку слово-антоним.
(Упражнение выполняется по цепочке, коллективно; каждый ученик подбирает слова-антонимы к одинаковым по написанию словам. Каждый учащийся должен пояснить, почему он подобрал то или иное слово)
9. К словам-признакам подбери подходящие по смыслу слова-предметы:
Запиши составленные словосочетания. Докажи правильность выполнения задания.
Устно замени в составленных словосочетаниях одно слово словом-антонимом. Докажи правильность выполнения задания.
10. Подбери 4 пары слов-антонимов.
Составь вопросы, используя подобранные слова-антонимы, и задай их товарищу.
(Упражнение выполняется парами. Второй ученик отвечает на заданные вопросы, также используя слова-антонимы.)
11. Чётко прочитай текст:
О чём этот рассказ? Как ты его назовёшь?
Подумай и составь (устно) рассказ, заменив определённые слова словами-антонимами так, чтобы менялся смысл предложений и всего рассказа. Как теперь ты назовёшь рассказ?
Запиши слова-антонимы парами.
Синонимы
Первый уровень
1. Чётко прочитай предложения:
Подумай и выбери из предложений слова, близкие по значению Запиши их. Докажи правильность выбора слов.
Логопед: Запомни! Слова, близкие по значению, называются синонимами. Например: ароматный — душистый; блестят — сияют; злится - сердится... И т.д.
2. Чётко прочитай предложение:
Какое слово в тексте повторяется? Что нужно сделать, чтобы избежать этих повторений? При исправлении предложения можешь использовать близкие по значению слова: трусливые, робкие, пугливые, боязливые.
Запиши предложение, которое у тебя получилось. Подчеркни волнистой линией близкие по значению слова.
3. Подбери к каждому слову близкое по смыслу так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось новое слово (по вертикали):
работа — з... обрыв — к... доля — ч...
родник — и... пасмурный — н... педагог — у...
холод — м... забава — и... мыслить — д...
деятельный — а... рубеж — г... пища — е...
самописка — а... хохотать — с...
актёр — а...
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
4. Чётко прочитай текст:
Что тебе не понравилось в тексте? Как можно его улучшить? Запиши рассказ с подобранными тобой словами. Подчеркни слова-синонимы одной чертой. Докажи правильность выполнения задания.
5. Чётко прочитай предложения:
Назови и запиши синонимы к выделенным словам. Составь с каждой парой синонимов словосочетания (Упражнение выполняется парами)
6. Выбери нужное слово из стоящих в скобках и вставь его в предложение:
а)
б)
Обоснуй правильность своего выбора.
7. Прочитай «про себя»:
Подумай, правильно ли выбрано слово в каждом предложении из ряда синонимов. При необходимости поставь другое и докажи правильность своего выбора.
8. Четко прочитай слова:
бояться, радоваться, изумиться, поразиться, |
трусить, ужасаться, смеяться, удивиться, |
озадачиться, пугаться, хохотать, улыбаться, |
робеть, веселиться, трепетать. |
Запиши слова-синонимы в таком порядке: сначала — выражающие чувство радости; затем — страха и, наконец, — удивления. Докажи правильность выполнения задания.
С любым словом каждой группы составь предложения.
9. Чётко прочитай слова:
Подумай, есть ли среди слов-синонимов в каждой строчке лишнее. Назови его. Докажи правильность своего ответа.
Со словами-синонимами составь и запиши предложения.
10. Чётко прочитай слова:
Скажи, как их можно назвать? Почему?
Запиши синонимы по силе действия: первые 4 строчки — от самого медленного, слабого действия до самого быстрого, сильного; последние 4 строчки - наоборот.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
С любым словом каждой строчки составь предложение.
11. Четко прочитай слова
Что можно сказать про слова верхней строчки?
К словам верхней строчки подбери подходящие по смыслу слова нижней строчки, составь словосочетания и запиши их. Докажи правильность выполнения задания.
Второй уровень 1. Чётко прочитай предложения: |
С любыми 4 составленными словосочетаниями составь и запиши предложения, использовав в них слова-действия, обозначающие движение.
Найди в предложениях слова, близкие по значению. Выпиши их. Докажи правильность выполнения задания. Составь с выписанными словами предложения.
Логопед: Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые выражают один и тот же смысл, но могут отличаться друг от друга оттенками значения и употреблением в речи. Например: учитель — педагог, длинный — долгий (путь); спешить — торопиться. И т.д.
2. Внимательно прослушай текст:
Сегодня на уроке русского языка учитель говорил о словах. Он много говорил о том, как появились слова. А затем стал говорить о том, как образуются новые слова.
Скажи, какие слова в тексте повторяются. Какие из них можно заменить? Запиши слова, которые ты подобрал. Докажи правильность их подбора. Подбери к записанным словам ещё 2—3 близких по значению слова.
Идти к цели. Идёт весна. Часы идут правильно |
Работа идёт хорошо. В театре идёт новая пьеса |
Тряпьё идёт на бумагу. Дети идут гулять. Лошадь |
идет шагом. |
3. Прочитай «про себя»:
Подумай и предложи задание товарищу.
* Достигать, приближаться, двигаться, направляться, показываться, употребляться, бежать, шагать, действовать.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
4. Чётко прочитай словосочетания:
Замени словосочетания одним словом, близким по значению (синонимом).
Докажи правильность своего выбора, составив предложения.
5. Прочитай «про себя»:
6.
7.
Подбери и впиши в предложения слова, наиболее точные по смыслу. Объясни свой выбор.
* Ледяной, студёный, морозный.
Как называются вписанные тобой слова? Подчеркни их волнистой чертой.
6. Прочитай «про себя»:
* Идти, ковылять, шагать, плестись, возвращаться, мчаться, ходить, скакать, двигаться, переступать.
Как называются слова, данные для справок? Почему они так называются? Выбери из ряда слов-синонимов подходящие по смыслу и впиши их в предложения.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)
7. Чётко прочитай слова (упражнение выполняется парами):
Подумай, есть ли среди данных слов синонимы? Запиши синонимы по группам. Сколько у тебя получилось групп? (Взаимопроверка: ученик доказывает правильность выполнен но задания товарищу в своей паре.)
Составь устно по одному предложению со словом каждой группы (Оценка выполнения задания учащимися.)
8. Чётко прочитай слова:
Подумай, можно ли все эти слова назвать синонимами? Если нет, то почему. Запиши только синонимы. Добавь к каждой группе синонимов ещё 1—2. Докажи правильность подбора синонимов.
9.Четко прочитай слова:
а)
Прочитай их: сначала по усилению степени признака, затем — по его ослаблению. Обоснуй правильность выполнения задания.
б) Подбери к словам плохо, грустить синонимы.
Расположи их по степени ослабления признака. Докажи правильность выполнения задания.
10. Внимательно рассмотри таблички:
платье | голубой |
глаза | лазурный |
небо | бирюзовый |
море | небесный |
цвет | |
незабудка | |
погода | мокрый |
песок | сырой |
воздух | влажный |
луг | |
берег | |
полотенце | |
дождь |
день | серый |
заяц | пасмурный |
костюм | |
воздух |
Сколько столбиков слов в каждой табличке?
На какой вопрос отвечают слова левого столбика? Правого столбика?
Есть ли в табличках столбики слов-синонимов? Прочитай их. На какой вопрос они отвечают? Докажи, что эти слова — синонимы.
Подбери к словам-предметам подходящие по смыслу слова-признаки. Запиши по 2составленных словосочетания из каждого столбика. Докажи, что ты правильно это сделал.
Третий уровень
1. Выразительно прочитай отрывки из сказки:
Как называется сказка? Кто её автор?
Подбери к выделенному в первом отрывке слову близкие по значению слова из последующих отрывков. Запиши их. Вспомни и допиши слова, близкие им по значению.
2. Чётко прочитай предложения:
Выпиши из предложений слова, сходные по значению (синонимы) со словом: тьма; тишина. Докажи правильность выполнения задания.
3. Чётко прочитай словосочетания:
сильная метель | большое несчастье |
плохая погода | сильный дождь |
полная тишина | буряна море |
бесстрашныйлётчик | соседняя школа |
пасмурнаяпогода | смышленыйученик |
правильныйответ | занимательныйрассказ |
Замени выделенные слова, близкими по значению (синонимами). Запиши словосочетания с подобранным тобой словам.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)
4. Чётко прочитай словосочетания:
Логопед поясняет смысл термина «фразеологические обороты». Замени фразеологический оборот одним словом-синонимом (устно). Составь и запиши предложения с фразеологическими оборотами.
5. Чётко прочитай слова парами:
развлекаться — забавляться | |
сторожить — охранять | |
подчиняться — покоряться | |
удивляться — изумляться | |
рассказывать — излагать | |
преподносить — вручать | |
слушать — внимать | |
заболеть — захворать | |
просить — клянчить |
Подумай, что можно сказать о словах в парах.
Сравни синонимы и объясни разницу в их употреблении (использовании).. Составь с каждым предложение.
6. Чётко прочитай слова:
Что можно сказать о данных парах слов? Сколько групп синонимов ты можешь выделить?
Прочитай слова-синонимы, выражающие движение; чувства.
Прочитай слова-синонимы, которые не только обозначают пред мет, действие или признак, но и выражают наше отношение к ним Составь с ними предложения и запиши их.
7. В течение 10 минут подбери синонимы, обозначающие:
— движение: иду,...,...
— речь: говорю,..., ...
Расположи слова по степени скорости движения, громкости звучания голоса (по мере ее увеличения). Объясни оттенки значений слов.
Составь с любыми словами из каждой группы 2—3 предложения.
8. Прочитай «про себя»:
Подумай и предложи товарищу задание.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выбора синонима.)
9. Прочитай «про себя»:
Подумай, правильно ли подобраны слова в предложениях. При необходимости исправь ошибки и докажи правильность своего решении.
10.Прочитай «про себя»:
Подумай и подбери в каждое предложение подходящее по смыслу слово (из стоящих в скобках).
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
11. Составь упражнение так, чтобы среди 3—4 синонимов было одно слово, которое не подходит по смыслу, т.е. не является синонимом.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности составления упражнения.)
12. В течение 3—4 минут определи цифрами в первых трёх строчках слова-синонимы по степени уменьшения качества признаков; в двух последних строчках – по степени увеличения действия:
хороший, великолепный, прекрасный, отличный, превосходный;
румяный, красный, пунцовый;
неустрашимый, храбрый, бесстрашный, отважный, смелый;
печалиться, тосковать, грустить, скорбеть;
бояться, ужасаться, паниковать, трепетать.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
13.
а) Составь словосочетания и предложения со словами прочный, крепкий и нижеприведёнными словами:
материал, чай, удар, дружба, связь, знания, ткань, металл, мир.
Объясни свой выбор.
б) Посмотри внимательно на таблички: ,.
человек лицо взгляд | смелый храбрый мужественный |
человек | грустный |
вид | печальный |
глаза | унылый |
Подумай и предложи задание товарищу.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Дифференциация антонимов и синонимов
Первый уровень
Подумай и скажи: по какому принципу слова объединены в пары?
Выпиши сначала слова-антонимы, затем — слова-синонимы.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания)
Составь (устно) по 2 предложения со словами-антонимами и словами-синонимами.
2. Чётко прочитай столбики слов:
ночь — д... |
раздеться — о... |
старый — м... |
длинный — к... молодость — с... |
хвалить — р... неряшливость — а.. |
огорчить — о... любовь — н... |
находить — т... мелкий — к... безразличие — и... |
Напиши к данным словам слова-антонимы так, чтобы из первых буки подобранных слов в каждом столбике получилось слово по вертикали. (Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.) К подобранным словам устно подбери слова-синонимы (где это возможно). (Упражнение выполняется парами.)
3. Прочитай «про себя» пары слов:
Скажи, что нужно сделать, чтобы в каждой паре слов были синонимы или антонимы? Образуй такие пары. (Слова в парах могут повторяться)
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения зада ним.)
4. Чётко прочитай предложения:
Замени выделенные слова в предложениях словами-синонимами, затем - антонимами, Докажи правильность подбора слов, составляй с ними предложения,
Второй уровень
1. Сравни слова:
весело — скучно; охранять — сторожить.
Какие два слова близки, а какие — противоположны по смыслу? Как они называются?
Подбери 2 пары слов: близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Составь за 2 минуты с каждой парой слов предложения.
2. Игра «Лото».
Оборудование: таблица со словами, индивидуальными карточками с антонимами и синонимами к словам таблицы. Чётко прочитай слова, данные в таблице:
сырой | армия | знаменитый | ветхий | родина | неуклюжий |
вершина | беспокойство | аккуратный | сытость | мудрый | известие |
больной | работа | родимый | смирный | молодость | добрый |
беда | грязный | враг | миниатюрный | детвора | стыд |
Объясни значение слов.
В течение 5 минут подбери и закрой карточкой со словами-синонимами соответствующие им слова. Докажи правильность выполнения задания.
В течение 5 минут закрой карточкой со словами-антонимами соответствующие им слова. Докажи правильность выполнения задания.
3. Чётко прочитай слова:
быстрый, ... — ... | грустить, ... — ... |
интересный, ... — ... | темнота,... — ... |
купить, ... — ... | скорость, ... — ... |
беседовать, ... — ... | работа,... — ... |
К данным словам в течение 10 минут подбери сначала синонимы, затем — антонимы.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.) Составь 3 предложения с любыми словами-антонимами и запиши их.
4. Чётко прочитай слова;
Подумай, по каким признакам можно объединить данные слова. Какие группы слов могут получиться?
Запиши слова парами. Прочитай сначала слова-антонимы, затем - слова-синонимы.
Третий уровень
I Игра «Лото». (Игра может быть проведена с 3 учащимися: 2 ученика работают с табли0цами, 1 ученик — ведущий).
Оборудование: таблица со словами и карточки с антонимами и синонимами к словам таблицы. Прочитай «про себя» слова в таблице:
храбро | шагать | светло | сверкать | прелестно | осуществить |
покупать | скверно | уснуть | кричать | броситься | быстро |
интересно | срочно | гореть | прочно | объявить | звонко |
»1 (МОДНО | победить | хрупко | лгать | верно | преподавать |
1-й вариант: ведущий предлагает подобрать к данным в таблице словам слова-синонимы.
(Карточкой с синонимом ученик закрывает соответствующее слово в таблице)
2-й вариант: ведущий предлагает подобрать к данным словам антонимы.
3-й вариант: ведущий предлагает одному ученику к данным словам подобрать антонимы; второму — синонимы.
4-ый вариант: ведущий предлагает к определённым словам подобрать либо антонимы, либо синонимы.
(Проверка может быть взаимной и коллективной с обсуждением результатов игры)
2. Чётко прочитай слова:
В течение 5—7 минут подбери к каждому слову 2 слова-синонима и 2 слова-антонима.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Предложи такое же задание своему товарищу.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнении задними
3. Составь словосочетания из слов строчек а) и б). Объясни свой выбор. Как можно назвать слова строчек а)?
Запиши составленные словосочетания.
К каждому словосочетанию подбери и запиши слова противоположного значения (антонимы). Докажи правильность выполнения задания.
4. Прочитай «про себя»:
Скажи, правильно ли составлены эти словосочетания? Что нужно сделать, чтобы исправить ошибки?
Запиши исправленные словосочетания.
К каждому исправленному словосочетанию подбери и запиши словосочетания со словами противоположного значения (антонимами)
Докажи правильность выполнения задания.