Глава 1 Социальная педагогика, ее предмет и задачи

Развитие социального направления в педагогике способствовало выделению особой отрасли теории и практики — социальной педаго­гики. Определение ее сущности, целей, содержания, основных задач и функций позволит более четко представить ее место и роль в социаль­ной работе.

В главе предусматривается рассмотрение следующих тем:

сущность и содержание социальной педагогики как специфи­
ческого знания, теории и практики;

основные категории, функции и задачи социальной педагогики.

§ 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики

Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: ра1з, ра1-с!оз — дитя, ребенок, а§о — веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы спе­циально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и на­зывали ра!с1а§о§. Впоследствии педагогами стали называть людей, ко­торые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки — педагогика.

Слово «социальный» (от лат. зоааНз) означает — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смыс­ле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила обще­ства (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их заме­щающие, воспитатели изначально ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт среды жизнедеятельности, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.

' Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направлен­ной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замеща­ющего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению челове­ка начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества. Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где ему предстоит реализовывать себя как личность по мере социального развития.

В развитии социальной педагогики прослеживаются два направле­ния: социальное и личностное.

А. Социальное направление. В широком смысле оно определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающе­го поколения — это социопедагогика; в узком смысле — влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности чело­века — педагогика среды.

Социопедагогика. Деятельность государства и общества по воспи­танию своих граждан, отражающаяся в сложившейся законодательной базе, создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки,^ обеспечении их функционирования имеет официаль­ный социально-педагогический характер.

В государстве складываются так называемые «неписаные законы» в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в вопросах воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они также имеют социально-педагогический, но неофициальный ха­рактер.

Социопедагогика изучает официальную и неофициальную дея­тельность государства, общества по формированию стратегии воспи­тания подрастающего поколения, ее тенденции и закономерности, а также особенности и возможности института ее реализации.

Педагогика среды. На формирование человека существенное влия­ние оказывает среда его жизнедеятельности. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К ним относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; иг­рушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авто­ритетные личности; социально-педагогические особенности коллек­тивов, в которые попадает человек на разных этапах его жизнедея­тельности; улица и многое другое.

Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно и опосредованно влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных возрастных этапах его

жизни (П. Наторп, П. Бергеманн, И.Г. Песталоцци, К.Д- Ушинский, Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель, С.Т. Шац­кий, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, В.Д. Семенов и др.).

Б. Личностное направление определяет социальную педагогику личности. Оно берет начало от «индивидуальной» педагогики Дж. Локка (1632-1704), Ж.Ж. Руссо (1712-1778) и др. В ней суще­ствует несколько-направлений (условно-гуманистическое и консерва­тивное). Во второй половине XIX в. в «индивидуальной» педагогике возникла крайне правая, националистическая по своей сущности кон­цепция немецкого философа Ф. Ницше (1844—1900) — концепция формирования сверхчеловека. Это, направление поставило перед пе­дагогами проблему воспитания человека ради него самого, либо под­готовки его к жизни в определенной среде (государстве, обществе). Это в большой степени способствовало появлению как альтернативы индивидуальной педагогике социального направления. Оно обосно­вывало приоритет социального предназначения человека, необходи­мость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включало: педагогику социального становления личности, педагогику социаль­ных отклонений в формировании личности, социальное воспитание.

Педагогика социального становления личности. Человек как соци­альное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, ин­дивида (К. Магер, X. Мискес, М.А. Галагузова, А.В Мудрик, Б.Т. Ли­хачев и др.). Это значит, что человек, с одной стороны, социально формируется в соответствии с "его индивидуальностью, теми особен­ностями и возможностями, которые характерны именно для него {внутренняя личностная обусловленность); с другой — формируется в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и ре­ализует себя как личность (средовая обусловленность); с третьей — ориентирован в социальном становлении в соответствии с требова­ниями конкретного общества, его социокультуры, образа жизни (внешняя социальная обусловленность).

Социальное саморазвитие человека. Этот сложный закономерный процесс свидетельствует о том, что при определенных условиях имеет место и соответствующее социальное развитие человека. Меняются условия, направленность и интенсивность социального развития. Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, какая именно сформируется личность из этого человека. Зна­ние того, как происходит социальное саморазвитие индивида, позво­ляет воспитателю (родителю, лицу, его заменяющему, учителю и пр.) прогнозировать его динамику, изыскивать возможности направленно­го влияния на условия его протекания и через них на сам процесс.

В этом заключается прикладная часть социальной педагогики. Она исследует возможности социального развития и воспитания, исправ­ления и перевоспитания, коррекции воспитательной деятельности, педагогической реабилитации конкретного человека, с учетом его ин­дивидуальности, среды воспитания и возможной социальной перспек­тивы.

Педагогика социальных отклонений в формировании личности. Подраздел, изучающий причины социального отклонения в развитии и воспитании человека ,и определенных групп, возможности его пред­упреждения и преодоления (И.Г. Песталоцци, Е. Молленхауер, Ф.А. Дистервег, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Российский и др.). На социальные отклонения формируемой личности значительное влия­ние оказывают факторы индивидуальной предрасположенности, предшествующего этапа социального формирования, среды жизнеде­ятельности растущего человека и воспитание.

Социальное становление не является стихийным следствием вза­имодействия человека и среды. Значительное место в нем принадле­жит социальному воспитанию. По своей сути это — направленная де­ятельность воспитателя (родителя, лица, его заменяющего, учителя, руководителя, наставника и др.) по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагоги­ческих целей (Песталоцци, Дистервег, Галагузова, Лихачев, Мудрик и др.).

С древнейших времен философы и педагогики считали ранний детский возраст наиболее благоприятным для направленного воспи­тания человека, стимулирования его социального самосовершенство­вания. Это период наибольшей динамичности и гибкости в развитии ребенка, чем он и важен в воспитательном отношении. Всякие упуще­ния, недоработки, перегибы, ошибки в социальном воспитании чело­века на ранних этапах его возраста незамедлительно отражаются на его становлении как личности.

Издревле важнейшим считалось нравственное воспитание. Оно подчиняется тем нормам и правилам, которые сложились в этом об­ществе и признаны им. Усвоение их человеком с раннего возраста оп­ределяет его поведение и самопроявление в среде жизнедеятельности. Именно нравственное начало в человеке выступает наиболее важной социальной основой, которая необходима ему для жизни и самореа­лизации в конкретном обществе. На это обратил внимание П.А. Со­колов (российский педагог конца XIX — начала XX вв.), анализируя истоки социально-педагогического направления в педагогике. Он под­черкивал, что известный немецкий философ И. Кант (1724—1804)

идеалом социального формирования личности считал развитие ис­тинно человеческой природы, подготовки ее к нравственно волевой деятельности в условиях общества.

В нравственных принципах, нормах и правилах государство, об­щество определяют социально-педагогические ценности, идеалы, тре­бования к воспитанию человека. Нравственное воспитание включает социально-педагогический аспект, оно воздействует на содержание важнейшего направления социального воспитания — подготовку субъектов к жизни в обществе.

Сам по себе человек не может стать нравственной личностью. Он нуждается в помощи тех, кто в раннем возрасте способствовал его со­циальному становлению (родители, лица, их заменяющие, воспитате­ли, учителя и пр.). Нравственная позиция этих людей (воспитателей) во многом определяет содержание социального становления растуще­го человека. Собственное невежество в сфере воспитания они часто принимают за «мудрость». Далеко не всегда они готовы и способны прогнозировать социально-педагогические последствия своей воспи­тательной деятельности.

У человека самолюбие (себялюбие) проявляется с самого раннего возраста, когда все внимание направлено на него, на удовлетворение его потребностей и обеспечение его благополучия. Это, естественно, так как ребенок мал, слаб и беспомощен. Со временем, по мере роста, направленность и уровень себялюбия у него меняется под воздейст­вием воспитания в позитивном или в негативном плане.

Следует выделить в социальной педагогике и роль самого человека в его социальном становлении. Она различна в зависимости от его воз­раста. На начальном этапе она обусловлена преимущественно инди­видуальной предрасположенностью к активности, любознательности. С возрастом, как следствие образа жизни, формирования мировоззре­ния и воспитания нравственно-волевых качеств, все более и более воз­растает осознанный выбор, появляется нравственная ориентация, жизненная позиция человека. Они в значительной степени определя­ют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в че­ловеке на разных возрастных этапах его жизни.

Структура социальной педагогики представлена на схеме 1.

Социальную педагогику следует рассматривать с позиций: а) госу­дарства и среды жизнедеятельности человека; б) социального воспи­тания; в) человека как социальной единицы; г) личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании.

а) Социальная педагогика — это научная и практическая деятель­ность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания подрастающего

Глава 1. Социальная педагогика, ее предмет и задачи

               
Социопедагогика  
                   
Социальное воспитание  
  Педагогика социального становления личности   Педагогика социальных отклонений    
   
     
Индивидуальная активность во взаимодействии со средой жизнедеятельности и в работе по самосовершенствованию  
  Саморазвивающаяся личность    
       
           
Педагогика среды  
           

Схема 1. Структура социальной педагогики

поколения. Она направлена на социально-педагогическую оценку за­конодательного творчества государства, деятельности государствен­ных институтов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения. Данный раздел исследует также социаль­но-педагогические возможности и проблемы целесообразного ис­пользования различных институтов (семьи; образовательных, спе­циальных образовательных, исправительных, коррекционных, реа­билитационных, социальных, досуговых учреждений; общественных объединений, движений и организаций; средств массовой информа­ции и пр.) в воспитании.

б) Социальная педагогика — это теория и практика социального становления и дальнейшего совершенствования личности, обществен­ных групп в процессе социализации.

Социальная педагогика как теория — это система понятий, утверж­дений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социаль­ного становление личности, социального управления группой (мас­сой) с учетом влияния на них факторов среды, сформулированных в совокупности учений и концепций и подтвержденных общественной и педагогической практикой. Она позволяет понимать природу соци-

ального формирования личности, управления группой, проблемы со­циальных отклонений в них, возможности их предупреждения и пре­одоления.

Социальная педагогика как практика — это направленная деятель­ность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осу­ществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагнос­тике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы. Она также является направленной деятельностью по управлению массами, различными группами, мобилизации их на определенные действия, сдерживанию активности в интересах достижения определенных политических и иных целей.

Социальная педагогика как учебная дисциплина — Это компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника, специалиста по специальной психологии, коррекционной и реабилитационной педагогике. Она состоит из ос­новных разделов, подразделов, включающих содержание педагогики среды и социальной педагогики личности. Каждый из подразделов имеет свое содержание и рассматривается во взаимосвязи с другими (см. схему 2).

Социальная педагогика

Социальная педагогика личности

Срсдовая педагогика

Педагогика социального становления личности

Социопедагогика

Педагогика социальных отклонений

Педагогика среды

Социальное воспитание

Социальное самосовершенствование

Схема 2. Структура социальной педагогики как учебной дисциплины

§ 2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики

Методологические основы социальной педагогики. В широком смыс­ле к ним следует отнести теоретические, концептуальные положения, знания, которые выполняют по отношению к социальной педагогике методологическую функцию. Они вырабатываются такими науками, как философия, социальная философия, педагогика, психология, со­циальная психология, социальная работа, этнография, социология, медицина и др. В узком смысле это — цели, принципы построения, формы организации способов научного познания социально-педаго­гической действительности.

Основные категории социальной педагогики — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-пе­дагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспита­ние, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др. .Сущность категорий рассматривается в соответст­вующих главах пособия.

Назначение (цель) социальной педагогики — способствовать со­циальному формированию личности, группы с учетом ее своеобра­зия и социокультуры государства (общества), в котором ей предсто­ит жить. Под своеобразием понимается то, что отличает одного человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в возрастных различиях, волевых особенностях, индивидуальных воз­можностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).

Предмет социальной педагогики — социально-педагогический процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования практической деятельности и условия его реализации. Однако пере­численное недостаточно полно раскрывает содержание предмета со­циальной педагогики. Поэтому каждый раздел будет его дополнять.

Содержание социальной педагогики определяется ее функциями, каждая из которых представляет собой одно из ее направлений, отра­жающих ее содержание. Функции (от лат. пшсИо — отправление, дея­тельность) — обязанность, круг деятельности, назначение. Функции социальной педагогики помогают понять ее содержание. К ним отно­сятся:

• Познавательная — исследование практики педагогической дея­тельности ее полномочными представителями (социальными педаго­гами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятель-

ность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами).

Научная — изучение закономерностей социального развития,
социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка
теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические яв­
ления.

Диагностическая (оценочная) —диагностика социального в
личности, социального своеобразия группы, осуществление социаль­
но-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности
учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума,
протекающих в нем процессов.

Прогностическая — определение перспектив (ближайших и
длительных во времени) развития социально-педагогических про­
цессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а
также возможностей целесообразного влияния на них (среду и че­
ловека).

Объяснительная — описание социально-педагогических явле­
ний, условий их существования и возможностей преобразования.

Адаптационная — деятельность, направленная на стимулирова­
ние приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом
его индивидуальности (своеобразия).

Преобразующая — социальная педагогика призвана изменять
педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-вос­
питательный процесс, свое содержание.

Коррекционная — направленная деятельность специалистов по
коррекции процесса социального развития и воспитания детей и под­
ростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспита­
телей.

Реабилитационная — направленная деятельность специалистов
по восстановлению индивидуальных возможностей человека к разви­
тию, воспитанию, профессиональной деятельности.

Мобилизационная — направленная деятельность специалистов
по активизации усилий человека, группы на определенные действия
и поступки.

Профилактическая (защитно-профилактическая) — направлен­
ная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению
различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.

Образовательная — исследование содержания, методики и обес­
печение подготовки кадров для социальной сферы.

Управленческая — направленная деятельность специалистов по
управлению процессом социального формирования личности, соци­
ально-педагогических явлений в коллективе, группе.

• Задачи педагогики. Они подразделяются на общие — теорети­ческие, практические и частные — по отраслям практической деятель­ности. Таких задач достаточно много. Их следует рассматривать по основным блокам, составляющим социальную педагогику в целом, и по каждому из них по направлениям — теоретическому, практическо­му и образовательному.

Задачи социопедагогики:

осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы)
деятельности государства, общественных организаций, движений,
партий, а также учреждений и коллективов;

исследование влияний факторов среды на растущую личность,
группу;

использование факторов среды в социальном развитии и воспи­
тании человека, при решении определенных социально-педагогичес­
ких задач;

исследование влияния отдельных факторов (например, семьи,
средств масс'овых коммуникаций) на личность и др.

Задачи социального воспитания:

исследование проблем содержания и способов обеспечения наи­
более оптимального социального воспитания различных групп насе­
ления, отдельных категорий людей, отдельных личностей;

исследование проблем социального воспитания личности в ус­
ловиях семьи, образовательных и специальных учреждений;

изучение опыта социального воспитания в различных типах
семей, учреждениях;

изучение зарубежного опыта социального воспитания и адапта­
ция его к отечественным условиям и др.

Задачи изучения человека как социальной единицы:

исследование особенностей социального развития, социализа­
ции человека как личности;

исследование особенностей социального развития людей, отли­
чающихся своеобразием;

выявление причин социальных отклонений в процессе развития
и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоле­
ния и др. •

Задачи изучения личностной позиции и активности человека в со­циальном самосовершенствовании:

выявление роли человека в социальном самосовершенство­
вании;

исследование возможностей активизации социального самосо­
вершенствования человека на различных возрастных этапах и др.

В публикациях встречается смешение понятий «социальная педа­гогика» и «социальная работа». Основными причинами такого подхо­да являются:

Институт социальной педагогики не получил широкого разви­
тия в Европе и Америке. За рубежом ее рассматривают как часть со­
циальной работы. В России социальная работа развивалась в том же
русле.

В России институты социальной работы и социальной педаго­
гики формировались одновременно. Ее первые теоретики (В.Г. Боча­
рова) считали, что отечественная социальная работа отличается от
американской тем, что она делает значительный акцент на активиза­
цию самого человека в решении своих социальных проблем. В этом
заключается педагогика социальной работы — социальная педагогика.

Такой подход к социальной педагогике как педагогике социаль­
ной работы поддерживается зарубежными специалистами. Он им по­
нятен.

Однако следует подчеркнуть, что социальная работа и социальная педагогика имеют свои цели, объект и предмет (см. табл. 1).

Таблица 1

  Социальная работа Социальная педагогика
Цел», Социальная защита, социальная по­мощь, социальная поддержка, соци­альное обслуживание и-пр. Социально-педагогическая оценка (экспертиза), социальное развитие, социальное воспитание, их коррек­ция и реабилитация, исправление и перевоспитание
Объект Человек, имеющий социальную про­блему, которую он не может решить самостоятслы ю Человек, нуждающийся в социаль­но-] гедагоги ческой помощи . Социально-педагогические прогно­зирование, оценка (экспертиза)
Предмет Оказание материальной помощи, социальная защита человека, про­цесс консультирования, процесс со­циального обслуживания человека с особыми нуждами и пр. Социально- педагогический процесс развития, воспитания, коррекции или реабилитации и пр. Методы и методика проведения со­циально-педагогических прогнози­рования, оценки (экспертизы)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Назовите и раскройте основные направления, отражающие развитие социальной
педагогики.

Что представляет собой социопедагогика?

Дайте характеристику педагогики среды.

Что представляет собой педагогика социального становления личности?

Дайте характеристику педагогики социальных отклонений.

Каково место и роль самого человека в социальном становлении?

Что такое социальная педагогика?

Дайте характеристику социальной педагогики как теории.

Дайте характеристику социальной педагогики как практики.

Дайте характеристику социальной педагогики как учебной дисциплины.

Назовите и дайте характеристику основных категорий социальной педагогики.

Каково назначение социальной педагогики?

Что является предметом социальной педагогики?

Каковы основные функции социальной педагогики?

Каковы основные задачи социальной педагогики?

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Социальная педагогика как теория.

Социальная педагогика как практика.

ЛИТЕРАТУРА

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М, 1994. •

Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. М., 1996.

Мардахаев Л.В., Липский'ИА. Социальная педагогика: пути развития // Ученые
записки: Науч.-теор. сборник МГСУ. 1996. № 2.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.

В каких-то проявлениях социальная работа и социальная педаго­гика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то нет. Реализуют они свои цели соответствующими (своими) методами, средствами.

Наши рекомендации