Глава 1 Социальная педагогика, ее предмет и задачи
Развитие социального направления в педагогике способствовало выделению особой отрасли теории и практики — социальной педагогики. Определение ее сущности, целей, содержания, основных задач и функций позволит более четко представить ее место и роль в социальной работе.
В главе предусматривается рассмотрение следующих тем:
сущность и содержание социальной педагогики как специфи
ческого знания, теории и практики;
основные категории, функции и задачи социальной педагогики.
§ 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики
Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: ра1з, ра1-с!оз — дитя, ребенок, а§о — веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли ра!с1а§о§. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки — педагогика.
Слово «социальный» (от лат. зоааНз) означает — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели изначально ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт среды жизнедеятельности, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.
' Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замещающего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению человека начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества. Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где ему предстоит реализовывать себя как личность по мере социального развития.
В развитии социальной педагогики прослеживаются два направления: социальное и личностное.
А. Социальное направление. В широком смысле оно определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающего поколения — это социопедагогика; в узком смысле — влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности человека — педагогика среды.
Социопедагогика. Деятельность государства и общества по воспитанию своих граждан, отражающаяся в сложившейся законодательной базе, создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки,^ обеспечении их функционирования имеет официальный социально-педагогический характер.
В государстве складываются так называемые «неписаные законы» в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в вопросах воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они также имеют социально-педагогический, но неофициальный характер.
Социопедагогика изучает официальную и неофициальную деятельность государства, общества по формированию стратегии воспитания подрастающего поколения, ее тенденции и закономерности, а также особенности и возможности института ее реализации.
Педагогика среды. На формирование человека существенное влияние оказывает среда его жизнедеятельности. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К ним относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; игрушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые попадает человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.
Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно и опосредованно влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных возрастных этапах его
жизни (П. Наторп, П. Бергеманн, И.Г. Песталоцци, К.Д- Ушинский, Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, В.Д. Семенов и др.).
Б. Личностное направление определяет социальную педагогику личности. Оно берет начало от «индивидуальной» педагогики Дж. Локка (1632-1704), Ж.Ж. Руссо (1712-1778) и др. В ней существует несколько-направлений (условно-гуманистическое и консервативное). Во второй половине XIX в. в «индивидуальной» педагогике возникла крайне правая, националистическая по своей сущности концепция немецкого философа Ф. Ницше (1844—1900) — концепция формирования сверхчеловека. Это, направление поставило перед педагогами проблему воспитания человека ради него самого, либо подготовки его к жизни в определенной среде (государстве, обществе). Это в большой степени способствовало появлению как альтернативы индивидуальной педагогике социального направления. Оно обосновывало приоритет социального предназначения человека, необходимость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включало: педагогику социального становления личности, педагогику социальных отклонений в формировании личности, социальное воспитание.
Педагогика социального становления личности. Человек как социальное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (К. Магер, X. Мискес, М.А. Галагузова, А.В Мудрик, Б.Т. Лихачев и др.). Это значит, что человек, с одной стороны, социально формируется в соответствии с "его индивидуальностью, теми особенностями и возможностями, которые характерны именно для него {внутренняя личностная обусловленность); с другой — формируется в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и реализует себя как личность (средовая обусловленность); с третьей — ориентирован в социальном становлении в соответствии с требованиями конкретного общества, его социокультуры, образа жизни (внешняя социальная обусловленность).
Социальное саморазвитие человека. Этот сложный закономерный процесс свидетельствует о том, что при определенных условиях имеет место и соответствующее социальное развитие человека. Меняются условия, направленность и интенсивность социального развития. Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, какая именно сформируется личность из этого человека. Знание того, как происходит социальное саморазвитие индивида, позволяет воспитателю (родителю, лицу, его заменяющему, учителю и пр.) прогнозировать его динамику, изыскивать возможности направленного влияния на условия его протекания и через них на сам процесс.
В этом заключается прикладная часть социальной педагогики. Она исследует возможности социального развития и воспитания, исправления и перевоспитания, коррекции воспитательной деятельности, педагогической реабилитации конкретного человека, с учетом его индивидуальности, среды воспитания и возможной социальной перспективы.
Педагогика социальных отклонений в формировании личности. Подраздел, изучающий причины социального отклонения в развитии и воспитании человека ,и определенных групп, возможности его предупреждения и преодоления (И.Г. Песталоцци, Е. Молленхауер, Ф.А. Дистервег, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Российский и др.). На социальные отклонения формируемой личности значительное влияние оказывают факторы индивидуальной предрасположенности, предшествующего этапа социального формирования, среды жизнедеятельности растущего человека и воспитание.
Социальное становление не является стихийным следствием взаимодействия человека и среды. Значительное место в нем принадлежит социальному воспитанию. По своей сути это — направленная деятельность воспитателя (родителя, лица, его заменяющего, учителя, руководителя, наставника и др.) по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагогических целей (Песталоцци, Дистервег, Галагузова, Лихачев, Мудрик и др.).
С древнейших времен философы и педагогики считали ранний детский возраст наиболее благоприятным для направленного воспитания человека, стимулирования его социального самосовершенствования. Это период наибольшей динамичности и гибкости в развитии ребенка, чем он и важен в воспитательном отношении. Всякие упущения, недоработки, перегибы, ошибки в социальном воспитании человека на ранних этапах его возраста незамедлительно отражаются на его становлении как личности.
Издревле важнейшим считалось нравственное воспитание. Оно подчиняется тем нормам и правилам, которые сложились в этом обществе и признаны им. Усвоение их человеком с раннего возраста определяет его поведение и самопроявление в среде жизнедеятельности. Именно нравственное начало в человеке выступает наиболее важной социальной основой, которая необходима ему для жизни и самореализации в конкретном обществе. На это обратил внимание П.А. Соколов (российский педагог конца XIX — начала XX вв.), анализируя истоки социально-педагогического направления в педагогике. Он подчеркивал, что известный немецкий философ И. Кант (1724—1804)
идеалом социального формирования личности считал развитие истинно человеческой природы, подготовки ее к нравственно волевой деятельности в условиях общества.
В нравственных принципах, нормах и правилах государство, общество определяют социально-педагогические ценности, идеалы, требования к воспитанию человека. Нравственное воспитание включает социально-педагогический аспект, оно воздействует на содержание важнейшего направления социального воспитания — подготовку субъектов к жизни в обществе.
Сам по себе человек не может стать нравственной личностью. Он нуждается в помощи тех, кто в раннем возрасте способствовал его социальному становлению (родители, лица, их заменяющие, воспитатели, учителя и пр.). Нравственная позиция этих людей (воспитателей) во многом определяет содержание социального становления растущего человека. Собственное невежество в сфере воспитания они часто принимают за «мудрость». Далеко не всегда они готовы и способны прогнозировать социально-педагогические последствия своей воспитательной деятельности.
У человека самолюбие (себялюбие) проявляется с самого раннего возраста, когда все внимание направлено на него, на удовлетворение его потребностей и обеспечение его благополучия. Это, естественно, так как ребенок мал, слаб и беспомощен. Со временем, по мере роста, направленность и уровень себялюбия у него меняется под воздействием воспитания в позитивном или в негативном плане.
Следует выделить в социальной педагогике и роль самого человека в его социальном становлении. Она различна в зависимости от его возраста. На начальном этапе она обусловлена преимущественно индивидуальной предрасположенностью к активности, любознательности. С возрастом, как следствие образа жизни, формирования мировоззрения и воспитания нравственно-волевых качеств, все более и более возрастает осознанный выбор, появляется нравственная ориентация, жизненная позиция человека. Они в значительной степени определяют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в человеке на разных возрастных этапах его жизни.
Структура социальной педагогики представлена на схеме 1.
Социальную педагогику следует рассматривать с позиций: а) государства и среды жизнедеятельности человека; б) социального воспитания; в) человека как социальной единицы; г) личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании.
а) Социальная педагогика — это научная и практическая деятельность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания подрастающего
Глава 1. Социальная педагогика, ее предмет и задачи
Социопедагогика | |||||||||
Социальное воспитание | |||||||||
Педагогика социального становления личности | Педагогика социальных отклонений | ||||||||
Индивидуальная активность во взаимодействии со средой жизнедеятельности и в работе по самосовершенствованию | |||||||||
Саморазвивающаяся личность | |||||||||
Педагогика среды | |||||||||
Схема 1. Структура социальной педагогики
поколения. Она направлена на социально-педагогическую оценку законодательного творчества государства, деятельности государственных институтов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения. Данный раздел исследует также социально-педагогические возможности и проблемы целесообразного использования различных институтов (семьи; образовательных, специальных образовательных, исправительных, коррекционных, реабилитационных, социальных, досуговых учреждений; общественных объединений, движений и организаций; средств массовой информации и пр.) в воспитании.
б) Социальная педагогика — это теория и практика социального становления и дальнейшего совершенствования личности, общественных групп в процессе социализации.
Социальная педагогика как теория — это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социального становление личности, социального управления группой (массой) с учетом влияния на них факторов среды, сформулированных в совокупности учений и концепций и подтвержденных общественной и педагогической практикой. Она позволяет понимать природу соци-
ального формирования личности, управления группой, проблемы социальных отклонений в них, возможности их предупреждения и преодоления.
Социальная педагогика как практика — это направленная деятельность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осуществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы. Она также является направленной деятельностью по управлению массами, различными группами, мобилизации их на определенные действия, сдерживанию активности в интересах достижения определенных политических и иных целей.
Социальная педагогика как учебная дисциплина — Это компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника, специалиста по специальной психологии, коррекционной и реабилитационной педагогике. Она состоит из основных разделов, подразделов, включающих содержание педагогики среды и социальной педагогики личности. Каждый из подразделов имеет свое содержание и рассматривается во взаимосвязи с другими (см. схему 2).
Социальная педагогика
Социальная педагогика личности
Срсдовая педагогика
Педагогика социального становления личности
Социопедагогика
Педагогика социальных отклонений
Педагогика среды
Социальное воспитание
Социальное самосовершенствование
Схема 2. Структура социальной педагогики как учебной дисциплины
§ 2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики
Методологические основы социальной педагогики. В широком смысле к ним следует отнести теоретические, концептуальные положения, знания, которые выполняют по отношению к социальной педагогике методологическую функцию. Они вырабатываются такими науками, как философия, социальная философия, педагогика, психология, социальная психология, социальная работа, этнография, социология, медицина и др. В узком смысле это — цели, принципы построения, формы организации способов научного познания социально-педагогической действительности.
Основные категории социальной педагогики — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспитание, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др. .Сущность категорий рассматривается в соответствующих главах пособия.
Назначение (цель) социальной педагогики — способствовать социальному формированию личности, группы с учетом ее своеобразия и социокультуры государства (общества), в котором ей предстоит жить. Под своеобразием понимается то, что отличает одного человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в возрастных различиях, волевых особенностях, индивидуальных возможностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).
Предмет социальной педагогики — социально-педагогический процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования практической деятельности и условия его реализации. Однако перечисленное недостаточно полно раскрывает содержание предмета социальной педагогики. Поэтому каждый раздел будет его дополнять.
Содержание социальной педагогики определяется ее функциями, каждая из которых представляет собой одно из ее направлений, отражающих ее содержание. Функции (от лат. пшсИо — отправление, деятельность) — обязанность, круг деятельности, назначение. Функции социальной педагогики помогают понять ее содержание. К ним относятся:
• Познавательная — исследование практики педагогической деятельности ее полномочными представителями (социальными педагогами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятель-
ность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами).
Научная — изучение закономерностей социального развития,
социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка
теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические яв
ления.
Диагностическая (оценочная) —диагностика социального в
личности, социального своеобразия группы, осуществление социаль
но-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности
учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума,
протекающих в нем процессов.
Прогностическая — определение перспектив (ближайших и
длительных во времени) развития социально-педагогических про
цессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а
также возможностей целесообразного влияния на них (среду и че
ловека).
Объяснительная — описание социально-педагогических явле
ний, условий их существования и возможностей преобразования.
Адаптационная — деятельность, направленная на стимулирова
ние приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом
его индивидуальности (своеобразия).
Преобразующая — социальная педагогика призвана изменять
педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-вос
питательный процесс, свое содержание.
Коррекционная — направленная деятельность специалистов по
коррекции процесса социального развития и воспитания детей и под
ростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспита
телей.
Реабилитационная — направленная деятельность специалистов
по восстановлению индивидуальных возможностей человека к разви
тию, воспитанию, профессиональной деятельности.
Мобилизационная — направленная деятельность специалистов
по активизации усилий человека, группы на определенные действия
и поступки.
Профилактическая (защитно-профилактическая) — направлен
ная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению
различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.
Образовательная — исследование содержания, методики и обес
печение подготовки кадров для социальной сферы.
Управленческая — направленная деятельность специалистов по
управлению процессом социального формирования личности, соци
ально-педагогических явлений в коллективе, группе.
• Задачи педагогики. Они подразделяются на общие — теоретические, практические и частные — по отраслям практической деятельности. Таких задач достаточно много. Их следует рассматривать по основным блокам, составляющим социальную педагогику в целом, и по каждому из них по направлениям — теоретическому, практическому и образовательному.
Задачи социопедагогики:
осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы)
деятельности государства, общественных организаций, движений,
партий, а также учреждений и коллективов;
исследование влияний факторов среды на растущую личность,
группу;
использование факторов среды в социальном развитии и воспи
тании человека, при решении определенных социально-педагогичес
ких задач;
исследование влияния отдельных факторов (например, семьи,
средств масс'овых коммуникаций) на личность и др.
Задачи социального воспитания:
исследование проблем содержания и способов обеспечения наи
более оптимального социального воспитания различных групп насе
ления, отдельных категорий людей, отдельных личностей;
исследование проблем социального воспитания личности в ус
ловиях семьи, образовательных и специальных учреждений;
изучение опыта социального воспитания в различных типах
семей, учреждениях;
изучение зарубежного опыта социального воспитания и адапта
ция его к отечественным условиям и др.
Задачи изучения человека как социальной единицы:
исследование особенностей социального развития, социализа
ции человека как личности;
исследование особенностей социального развития людей, отли
чающихся своеобразием;
выявление причин социальных отклонений в процессе развития
и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоле
ния и др. •
Задачи изучения личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании:
выявление роли человека в социальном самосовершенство
вании;
исследование возможностей активизации социального самосо
вершенствования человека на различных возрастных этапах и др.
В публикациях встречается смешение понятий «социальная педагогика» и «социальная работа». Основными причинами такого подхода являются:
Институт социальной педагогики не получил широкого разви
тия в Европе и Америке. За рубежом ее рассматривают как часть со
циальной работы. В России социальная работа развивалась в том же
русле.
В России институты социальной работы и социальной педаго
гики формировались одновременно. Ее первые теоретики (В.Г. Боча
рова) считали, что отечественная социальная работа отличается от
американской тем, что она делает значительный акцент на активиза
цию самого человека в решении своих социальных проблем. В этом
заключается педагогика социальной работы — социальная педагогика.
Такой подход к социальной педагогике как педагогике социаль
ной работы поддерживается зарубежными специалистами. Он им по
нятен.
Однако следует подчеркнуть, что социальная работа и социальная педагогика имеют свои цели, объект и предмет (см. табл. 1).
Таблица 1
Социальная работа | Социальная педагогика | |
Цел», | Социальная защита, социальная помощь, социальная поддержка, социальное обслуживание и-пр. | Социально-педагогическая оценка (экспертиза), социальное развитие, социальное воспитание, их коррекция и реабилитация, исправление и перевоспитание |
Объект | Человек, имеющий социальную проблему, которую он не может решить самостоятслы ю | Человек, нуждающийся в социально-] гедагоги ческой помощи . Социально-педагогические прогнозирование, оценка (экспертиза) |
Предмет | Оказание материальной помощи, социальная защита человека, процесс консультирования, процесс социального обслуживания человека с особыми нуждами и пр. | Социально- педагогический процесс развития, воспитания, коррекции или реабилитации и пр. Методы и методика проведения социально-педагогических прогнозирования, оценки (экспертизы) |
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Назовите и раскройте основные направления, отражающие развитие социальной
педагогики.
Что представляет собой социопедагогика?
Дайте характеристику педагогики среды.
Что представляет собой педагогика социального становления личности?
Дайте характеристику педагогики социальных отклонений.
Каково место и роль самого человека в социальном становлении?
Что такое социальная педагогика?
Дайте характеристику социальной педагогики как теории.
Дайте характеристику социальной педагогики как практики.
Дайте характеристику социальной педагогики как учебной дисциплины.
Назовите и дайте характеристику основных категорий социальной педагогики.
Каково назначение социальной педагогики?
Что является предметом социальной педагогики?
Каковы основные функции социальной педагогики?
Каковы основные задачи социальной педагогики?
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Социальная педагогика как теория.
Социальная педагогика как практика.
ЛИТЕРАТУРА
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М, 1994. •
Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. М., 1996.
Мардахаев Л.В., Липский'ИА. Социальная педагогика: пути развития // Ученые
записки: Науч.-теор. сборник МГСУ. 1996. № 2.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.
В каких-то проявлениях социальная работа и социальная педагогика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то нет. Реализуют они свои цели соответствующими (своими) методами, средствами.