Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия
(подготовлена профессором Л.В. Байбородовой)
Цель: определить представления школьника о его взаимодействии с педагогом, выявить существующие проблемы в межличностном взаимодействии педагога с детьми.
Ход проведения. Школьникам предлагается ряд суждений о взаимоотношениях с педагогом. Свое согласие с данным суждением ученик фиксирует знаком «+», а несогласие — знаком «—».
1. Педагог умеет точно предсказать результаты моей работы | + |
2. Мне трудно ладить с педагогом | — |
3. Педагог — справедливый человек | + |
4. Педагог умело помогает мне преодолевать трудности | + |
5. Педагогу явно не хватает чуткости | — |
6. Мнение педагога для меня является важным | + |
7. Педагог тщательно планирует воспитательную работу с нами | + |
8. Я вполне доволен педагогом: | + |
9. Педагог недостаточно требователен ко мне | — |
10. Педагог всегда может дать разумный совет | + |
11. Я полностью доверяю педагогу | + |
12. Оценка педагога очень важна для меня | + |
13. Педагог в основном работает по шаблону | — |
14. Работать с педагогом — одно удовольствие | + |
15. Педагог уделяет мне мало внимания | — |
16. Педагог не учитывает моих индивидуальных особенностей | — |
17. Педагог плохо чувствует мое настроение | — |
18. Педагог всегда выслушивает мое мнение | + |
19. У меня нет сомнений в правильности методов и средств, которые применяет педагог | + |
20. Я не стану делиться своими мыслями с педагогом | — |
21. Педагог постоянно указывает мне на мои ошибки | — |
22. Педагог хорошо знает мои слабые и сильные стороны | + |
23. Я хотел бы стать похожим на педагога | + |
24. У нас с педагогом сложились деловые отношения | + |
Обработка результатов. В предложенном тексте проставлены знаки для идеального состояния взаимодействия педагога и ученика. Совпадение реального и идеального знаков фиксируется одним баллом, затем подсчитывается число совпадений по каждому компоненту. Когнитивный компонент включает фразы 1, 4, 7, 10—13, 16, 19, 22; эмоциональный - 2, 5, 8, 11, 14—17,20; поведенческо-волевой — 3, 6, 9, 12—15, 18—21, 24.
Подсчитывается среднее арифметическое по каждому из компонентов: число совпадений идеальных и реальных знаков делится на общее число фраз, относящихся к проявлению данного компонента. Чем ближе среднее арифметическое приближается к значению «I», тем выше уровень развития компонента. Предложенный опрос несколько сложен для обработки, но дает относительно целостную и всестороннюю информацию о взаимодействии педагога с каждым учеником.
2.2.12. МЕТОДИКА «ВЫБОР ПЕДАГОГА В РАЗНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ»
(подготовлена профессором Л.В. Байбородовой)
Целы определить устойчивость взаимоотношений педагогов и школьников, выявить наиболее авторитетных и близких к детям педагогов.
Ход проведения. Школьникам предлагается ответить на следующие вопросы:
1. С кем из учителей Вы хотели бы пойти в турпоход (поехать на экскурсию, выездной сбор и т.д.)? (Этот вопрос корректируется с учетом реальной ситуации в школе.)
2. Вы отмечаете знаменательную дату в своей жизни (день рождения, получение паспорта и т.д.). Могли бы Вы пригласить своих учителей? Если да, то кого?
3. У Вас возник конфликт с матерью, отцом/другом, подругой. Вам нужен совет, нужна помощь. К кому из учителей Вы обратились бы?
Обработка результатов. Примерная таблица для обработки результатов опроса:
Учитель | Вид деятельности и количество выборов | Общее кол-во выборов | Число выборов от одного учащегося | Занимаемое место | ||
Турпоход | Приглашение домой | Обращение за советом | ||||
1. Литературы Z... |
Важно зафиксировать не только общее количество выборов учителя, но и установить, во всех ли трех ситуациях называется данный педагог, т.е. насколько надежен выбор этого учителя. Наиболее популярным, близким учителем будет считаться тот, кто получит наибольшее общее количество выборов во всех трех жизненных ситуациях.
Достоверные и объективные результаты дает метод «выбор действием». Варианты могут быть различными:
1. Поздравление учителей с праздником — каждому ученику дают две-три открытки и предлагают написать поздравление и пожелания тем педагогам, которым он захочет. Можно попутно решить еще одну задачу — выяснить представление учителя об отношении к нему того или иного ученика и осознание педагогом своего реального положения в системе личных отношений. Поэтому предварительно организатор изучения (заместитель директора по воспитательной работе, психолог) может спросить учителя, сколько поздравлений и от кого он ожидает.
2. Учащимся предлагается по желанию разойтись по кабинетам, в которых их ожидают педагоги и где:
а) необходима помощь в оформлении кабинетов (или предлагается выполнить другую работу, оказать помощь);
б) возможно свободное общение по любой проблеме, любому вопросу;
в) можно принять участие в занимательной деятельности по предмету;
г) можно задать любой вопрос педагогу (час откровенной беседы);
д) можно подготовиться к ближайшему делу в творческой группе с этим учителем.
3. При проведении очередного общешкольного (классного) дела творческие группы формируются вокруг учителей, которых школьники выбирают сами. Естественно, что создается в наиболее подходящий момент одна из этих ситуаций, которая органично вписывается в жизнь школы. Серия подобных ситуаций позволяет определить уровень взаимодействия педагогов и учащихся, характер их личных и деловых взаимоотношений.