Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия

(подготовлена профессором Л.В. Байбородовой)

Цель: определить представления школьника о его взаи­модействии с педагогом, выявить существующие проблемы в межличностном взаимодействии педагога с детьми.

Ход проведения. Школьникам предлагается ряд сужде­ний о взаимоотношениях с педагогом. Свое согласие с дан­ным суждением ученик фиксирует знаком «+», а несогла­сие — знаком «—».

1. Педагог умеет точно предсказать результаты моей работы   +  
2. Мне трудно ладить с педагогом   —  
3. Педагог — справедливый человек   +  
4. Педагог умело помогает мне преодолевать трудности   +  
5. Педагогу явно не хватает чуткости   —  
6. Мнение педагога для меня является важным   +  
7. Педагог тщательно планирует воспитательную работу с нами   +  
8. Я вполне доволен педагогом:   +  
9. Педагог недостаточно требователен ко мне   —  
10. Педагог всегда может дать разумный совет   +  
11. Я полностью доверяю педагогу   +  
12. Оценка педагога очень важна для меня   +  
13. Педагог в основном работает по шаблону   —  
14. Работать с педагогом — одно удовольствие   +  
15. Педагог уделяет мне мало внимания   —  
16. Педагог не учитывает моих индивидуальных особенностей   —  
17. Педагог плохо чувствует мое настроение   —  
18. Педагог всегда выслушивает мое мнение   +  
19. У меня нет сомнений в правильности методов и средств, которые применяет педагог   +  
20. Я не стану делиться своими мыслями с педагогом   —  
21. Педагог постоянно указывает мне на мои ошибки   —  
22. Педагог хорошо знает мои слабые и сильные стороны   +  
23. Я хотел бы стать похожим на педагога   +  
24. У нас с педагогом сложились деловые отношения   +  

Обработка результатов. В предложенном тексте проставле­ны знаки для идеального состояния взаимодействия педагога и ученика. Совпадение реального и идеального знаков фиксиру­ется одним баллом, затем подсчитывается число совпадений по каждому компоненту. Когнитивный компонент включает фра­зы 1, 4, 7, 10—13, 16, 19, 22; эмоциональный - 2, 5, 8, 11, 14—17,20; поведенческо-волевой — 3, 6, 9, 12—15, 18—21, 24.

Подсчитывается среднее арифметическое по каждому из ком­понентов: число совпадений идеальных и реальных знаков де­лится на общее число фраз, относящихся к проявлению дан­ного компонента. Чем ближе среднее арифметическое прибли­жается к значению «I», тем выше уровень развития компонента. Предложенный опрос несколько сложен для обработки, но дает относительно целостную и всестороннюю информацию о взаимодействии педагога с каждым учеником.

2.2.12. МЕТОДИКА «ВЫБОР ПЕДАГОГА В РАЗНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ»

(подготовлена профессором Л.В. Байбородовой)

Целы определить устойчивость взаимоотношений педа­гогов и школьников, выявить наиболее авторитетных и близ­ких к детям педагогов.

Ход проведения. Школьникам предлагается ответить на следующие вопросы:

1. С кем из учителей Вы хотели бы пойти в турпоход (поехать на экскурсию, выездной сбор и т.д.)? (Этот воп­рос корректируется с учетом реальной ситуации в школе.)

2. Вы отмечаете знаменательную дату в своей жизни (день рождения, получение паспорта и т.д.). Могли бы Вы при­гласить своих учителей? Если да, то кого?

3. У Вас возник конфликт с матерью, отцом/другом, подругой. Вам нужен совет, нужна помощь. К кому из учи­телей Вы обратились бы?

Обработка результатов. Примерная таблица для обра­ботки результатов опроса:

Учитель   Вид деятельности и количество выборов   Общее кол-во выборов   Число выбо­ров от одного учаще­гося   Занима­емое место  
Турпо­ход   При­глаше­ние до­мой   Обра­щение за сове­том  
1. Литера­туры Z...                

Важно зафиксировать не только общее количество выбо­ров учителя, но и установить, во всех ли трех ситуациях называется данный педагог, т.е. насколько надежен выбор этого учителя. Наиболее популярным, близким учителем будет считаться тот, кто получит наибольшее общее коли­чество выборов во всех трех жизненных ситуациях.

Достоверные и объективные результаты дает метод «вы­бор действием». Варианты могут быть различными:

1. Поздравление учителей с праздником — каждому уче­нику дают две-три открытки и предлагают написать по­здравление и пожелания тем педагогам, которым он захочет. Можно попутно решить еще одну задачу — выяснить пред­ставление учителя об отношении к нему того или иного ученика и осознание педагогом своего реального положе­ния в системе личных отношений. Поэтому предварительно организатор изучения (заместитель директора по воспита­тельной работе, психолог) может спросить учителя, сколь­ко поздравлений и от кого он ожидает.

2. Учащимся предлагается по желанию разойтись по ка­бинетам, в которых их ожидают педагоги и где:

а) необходима помощь в оформлении кабинетов (или предлагается выполнить другую работу, оказать по­мощь);

б) возможно свободное общение по любой проблеме, любому вопросу;

в) можно принять участие в занимательной деятельно­сти по предмету;

г) можно задать любой вопрос педагогу (час откровен­ной беседы);

д) можно подготовиться к ближайшему делу в творче­ской группе с этим учителем.

3. При проведении очередного общешкольного (классно­го) дела творческие группы формируются вокруг учите­лей, которых школьники выбирают сами. Естественно, что создается в наиболее подходящий момент одна из этих си­туаций, которая органично вписывается в жизнь школы. Серия подобных ситуаций позволяет определить уровень взаимодействия педагогов и учащихся, характер их личных и деловых взаимоотношений.

Наши рекомендации