О проведениии психолого-педагогической диагностики в учреждениях дошкольного образования

С целью индивидуализации, дифференциации и гуманизации образовательного процесса, а также реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанникам в учреждении дошкольного образования может проводиться психологическая и педагогическая диагностика.

При оказании психологической помощи применяются методы и методики психологической диагностики, психологической коррекции, психологического консультирования, психологической профилактики, психологического просвещения, разрешенные к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь. Порядок и условия применения методов и методик оказания психологической помощи в учреждениях дошкольного образования определены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь от 30 июля 2012 г. № 115/89 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи».

При оказании психологической помощи педагог-психолог информирует законного представителя несовершеннолетнего о целях, формах и методах оказания психологической помощи, а также о наличии у него права отказаться от предлагаемых методов оказания психологической помощи, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 18 Закона Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1708). Так, при оказании психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет согласия законных представителей не требуется:

при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;

в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;

при оказании психологической помощи в виде психологического просвещения и психологической профилактики в учреждениях образования;

несовершеннолетним, оказавшимся в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

При организации педагогической диагностики необходимо руководствоваться письмом Министерства образования Республики Беларусь от 27 мая 2004 г. № 10-15/3 «О педагогической диагностике в системе дошкольного образования Республики Беларусь».

Педагогическая диагностика осуществляется воспитателем в тесном сотрудничестве с другими педагогическими работниками с учетом ожидаемых результатов развития воспитанника, которые определены показателями воспитания, обучения и развития ребенка от 5 до 7 лет в образовательных стандартах дошкольного образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 146.

На основе результатов диагностики воспитателем и педагогом-психологом учреждения дошкольного образования в случае необходимости (запрос законных представителей воспитанников, учреждения общего среднего образования, иных организаций в соответствии с законодательством) составляется характеристика на воспитанника. В ней указываются:

дата заполнения;

сведения о воспитаннике и его семье: фамилия, имя собственное ребенка, дата и год рождения, возраст на момент обследования, домашний адрес, фамилия и инициалы законных представителей воспитанника, их образование, род занятий, состав семьи, материальные условия жизни семьи (хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные);

данные о готовности воспитанника к обучению на первой ступени общего среднего образования: характеристика физического, социально-нравственного и личностного, познавательного, речевого, эстетического развития;

заключение.

Характеристика подписывается воспитателем, педагогом-психологом и утверждается руководителем учреждения дошкольного образования.

Наши рекомендации