Самодиктовка заученного наизусть текста
(учитель Литвинова А.Н., 6-7-й класс).
Практика показывает, что прямого пути от сообщения правил к грамотному письму нет и умение решать грамматические задачи зависит от того, формируется ли у школьников на основе правила умственный приём. Под умственным приёмом понимается система умственных операций, осуществление которых позволяет применить нужные знания к решению задач. Но есть ещё один приём грамотного письма – это запоминание “образа слова”. В этом запоминании ведущая роль может принадлежать разным видам памяти, участвующим в грамотном письме: зрительной, слуховой, рукодвигательной, речедвигательной или сочетанию этих видов. Списывание с образцов, проговаривание, заучивание по памяти – это совершенно необходимо в среднем звене. Если использовать этот метод систематически, у учащихся формируется орфографическая зоркость. Этот фрагмент урока мы назвали орфографической пятиминуткой, подробно поговорили с детьми, чем полезен этот вид работы.
Тексты сначала подбирает учитель, затем ребята сами приносят на урок понравившиеся им тексты. Лучше подбирать поэтические тексты. Чем более образен и эмоционален материал, тем он привлекателен для школьников. Такие тексты становятся примером для подражания и сравнения с окружающей речью, ребята начинают обращать внимание на речь учителей, родителей, сверстников.
Необходимо чередовать во время орфографических пятиминуток списывание с доски, с письмом на слух и далее – по памяти. Тренировка памяти и внимания в такой форме не напрягает детей, даёт каждому шанс на улучшение результата.
Целенаправленная тренировка и развитие у каждого ребёнка всех видов памяти способствует не только его грамотности, но и расширяет кругозор учащегося, формируется новый взгляд на мир. Ребёнок понимает, что он с каждым днём становится способнее, умеет и может всё больше. Это чувствуется по текстам, которые подбирают учащиеся.
Примеры текстов:
“Бураны, вьюги и метели
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они,” –
Так проворчал Мороз угрюмый,
И речку лёд сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
(В. Берестов)
Берёзка.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится