Характеристика основных направлений деятельности органов прокуратуры.
В отличие от функций прокуратуры существует понятие «основные направления деятельности органов прокуратуры». В это понятие вкладывается, по крайней мере, два значения.
К первому относятся такие направления прокурорской деятельности, как участие в правотворческой деятельности, международное сотрудничество, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. По сути, это отдельные обособленные виды деятельности прокуратуры.
Так, правотворческая деятельность прокуратуры заключается в том, что прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Законодательными актами (конституциями и уставами) ряда субъектов РФ предусмотрено право прокурора субъекта на законодательную инициативу.
В целях совершенствования организации и деятельности системы органов прокуратуры Российской Федерации многие ученые и практики предлагают возвратить ранее существовавшую законодательную инициативу Генеральному прокурору РФ.
Правотворческая деятельность многогранна и осуществляется по различным направлениям:
- заключения на законопроекты;
- инициативная подготовка и направление в высшие органы государственной власти законодательных предложений;
- постоянная работа в различных парламентских комитетах и межведомственных рабочих группах по проработке законопроектов, в том числе и в обеих палатах Федерального Собрания;
- участие в заседаниях Конституционного Суда и т.д.
К формам участия прокуроров в правотворчестве относятся:
- подготовка проектов законов Генпрокуратурой России, прокурорами субъектов Федерации и внесение их на рассмотрение субъектов законодательной инициативы (президента, правительства, Федерального Собрания);
- подготовка заключений на проекты законов, представленные органами государственной власти РФ и ее субъектов;
- подготовка заключений на проекты ведомственных нормативных правовых актов, поступающих из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, иных федеральных органов;
- подготовка проектов нормативных правовых актов по инициативе Генпрокурора России и его заместителей, прокуроров субъектов Федерации, руководителей структурных подразделений Генпрокуратуры России, заключений на проекты нормативных правовых актов, поступивших из прокуратур субъектов Федерации;
- участие Генпрокуратуры России и прокуратур субъектов Федерации в подготовительной стадии разработки проектов в комитетах и комиссиях законодательных органов РФ и ее субъектов.
С развитием международно-правового статуса России, глобализацией экономики, развитием международных общественных связей, актуализацией проблем борьбы с международной преступностью (наркопреступностью, терроризмом, торговлей людьми и др.) возрастает роль прокуратуры в международном сотрудничестве.
Федеральный закон о прокуратуре Российской Федерации установил, что Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.
Важным направлением работы прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Это направление закреплено за прокуратурой, поскольку в основе координации лежит надлежащее исполнение законов правоохранительными органами. Согласно ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненный ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.
В целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ 18 апреля 1996 года № 567 с последующими изменениями.
Второе значение термина «основные направления деятельности прокуратуры» связано с тем, что закрепленные в федеральном законе о прокуратуре Российской Федерации функции на практике реализуются не во всех сферах правовых отношений, а по основным либо по приоритетным направлениям.
В, частности, в общенадзорной деятельности основными направлениями считаются надзор за законностью в сфере государственного строительства, надзор за соблюдением политических прав и свобод граждан, надзор за соблюдением социальных прав граждан, надзор за соблюдением экологического законодательства, надзор за исполнением законов о предпринимательской и иной экономической деятельности. Соответственно этим пяти направлениям построена в настоящее время и организационная структура аппарата Генеральной прокуратуры РФ.
В настоящее время среди приоритетных направлений деятельности прокуратуры выделяется такое, как противодействие коррупции. Для повышения эффективности деятельности прокуратуры на данном направлении Генеральным прокурором РФ изданы ряд приказов, образованы специальные структурные подразделения, внедряются определенные методики прокурорского надзора за исполнением законов в сфере борьбы с коррупцией. Приоритетным является прокурорский надзор за исполнением законов, например, о несовершеннолетних, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, оборонного комплекса и т.д.